Артур Скальский

© Новая газета

ОбществоМир

3284

24.09.2012, 11:21

— Зачем вы его убили? — Да он раздражает, он спать не дает

Между взрослыми и детьми все чаще вспыхивают боевые действия. Есть жертвы с обеих сторон

«15-летняя девочка заказала киллеру убийство матери, потому что та запрещала поздно возвращаться домой»; «жительница Подольска выбросила с 15-го этажа двух малолетних детей, объяснив, что они «мешали ей жить»; «четырехлетняя девочка сбежала из дома из-за пьянства родителей, а прохожих попросила отвести ее в полицию»; «школьник убил мать из-за запрета играть на компьютере»; «женщина до смерти забила трехлетнего сына за то, что он написал в штаны»…

Эта жуткая хроника войны родителей и детей еженедельно пополняется новыми жертвами. О том, чем опасна для общества внутрисемейная жестокость, «Новой газете» рассказал руководитель отдела клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН, доцент кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Ениколопов.

Справка «Новой»

Около 52% родителей в России, по данным социологического исследования «Семья и родительство в современной России», заявляют, что используют физическое наказание в воспитательных целях. Только 36% родителей уверены, что физические наказания недопустимы. 40% подростков сознались, что согласились бы участвовать в насилии за компанию.

– Почти ежедневно в криминальной хронике встречаются сообщения о том, что насилие над детьми совершают их родители. Иногда эти случаи поражают своей жестокостью. Почему у тех, кто бьет, а порой и убивает своих детей, не срабатывает родительский инстинкт — один из самых сильных в человеческой природе?

— Мы слишком сильно преувеличиваем роль родительского инстинкта. Есть исследования о том, что в дикой природе самки животных иногда отвергают родившихся детенышей и те погибают. Почему это происходит, непонятно. Нельзя считать, что любая женщина обязательно обладает 100-процентным материнским инстинктом. У кого-то он ярко выражен, у кого-то слабо. Мы забываем, что в XIX веке была разорвана устоявшаяся веками модель семьи, предполагавшая, что она, собственно, и создается, чтобы продолжить род. Замуж теперь выходят зачастую ради легализации сексуальной жизни, а вовсе не для того, чтобы детей заводить. Особенно это типично для провинции. Более того, дети воспринимаются как обуза, а хочется жить как в телевизоре.

Жестокость к детям стала входить в вариант нормы. К сожалению, мы опаздываем как ученые, и поэтому занимаемся мифотворчеством. Мы повторяем взгляды на семью начала прошлого века, не понимая, что произошло за последние десятилетия. Кухня, дети, церковь были тремя основными пунктами в жизни женщины столетиями, а Вторая мировая война, когда мужчины ушли на фронт, привела к тому, что их, по сути, заменили женщины. Роль отца и мужа как авторитета и опоры семьи разрушилась. А Россия и вовсе после 1917 года живет в стране победившего феминизма.

— Вы считаете, что разрушение традиционной модели семьи привело к росту родительской жестокости?

— Это не прямое влияние, но оно, безусловно, существенно. Ребенок все чаще становится ярмом, которое надо тащить.

— То есть козлом отпущения?

— Да. Формируется представление, что все неприятности сосредоточены в ребенке. «Зачем вы его убили?» — «Да он раздражает, он спать не дает». Это достаточно типичный ответ.

В нашем обществе до сих пор не сформировано отношение к противозачаточным средствам как к мере, позволяющей избежать нежелательной беременности. У нас рождается огромное количество нежеланных детей.

Еще в начале 90-х мы проводили исследование по отказу от детей в роддомах. Выяснилось, что вопреки стереотипу социума, который убежден, что женщина больше всего на свете мечтает стать матерью, все не так однозначно. Не у каждой женщины в принципе появляется такое желание, и даже хорошая мать иногда больше любит одного из своих детей. То есть на ком сработает ее материнский инстинкт, неизвестно. А если учесть, что институт семьи вообще разваливается, все эти факторы создают эрозию отношения к ребенку. И эта эрозия приводит к тому, что ребенок вообще перестает быть ценностью. А если это не ценность, то как не врезать?

— И вот родитель бьет ребенка, а он плачет. Это что, не отрезвляет?

— Иногда отрезвляет, а некоторых еще больше заводит. И заводит по-разному. У одного возникает бешеное раздражение: «Ну когда же ты наконец заткнешься?!», а другого провоцирует на насилие слабость того, кого он бьет. Ущемленный на работе, в жизни, в отношениях с женщиной — мужчина фокусируется на ребенке потому, что тот не может дать сдачи. Не случайно сейчас заметен рост изнасилований детей и старушек. Это же беспомощные существа, а вот девушка, с виду хрупкая, вполне может быть мастером спорта по карате. При всем уродстве криминального мышления некая рациональность там всегда присутствует: избираемая жертва должна быть безответной.

У нас, к сожалению, проблемы деформации семейного уклада и проблемы насилия каждый раз стараются развести. Но если ребенок растет в семье, где проблемы между отцом и матерью решаются методом мордобоя, то неизбежно, что и ребенок тоже начинает эту модель транслировать либо вовне, либо внутри семьи.

— Может ли социум влиять на эти процессы?

— Во-первых, может, во-вторых, — должен. Это очень важная проблема. Маленький ребенок, который вырастает в жестокой семье, потом идет в школу и занимается буллингом, то есть издевается над слабыми сверстниками. Потом он окончит школу и выйдет на улицу с кистенем. Мы хотим уменьшить насилие в обществе, поэтому вопрос семейного насилия должен занимать полицию не только тогда, когда уже есть трупы. Сейчас же попытка обратиться в полицию, чтобы защититься от семейного дебошира, приведет к тому, что вам ответят: «Ваше избиение — это ваше личное дело».

В других странах проблема ожесточения против детей тоже существует. Наша специфика только в одном — мы любую профилактику делаем глупо. Когда в 2001 году англичанки сделали первый приют для женщин, которые убежали от жестокого насилия из дома, то они же заказали в нескольких университетах исследования семейного насилия. Результаты этих исследований помогли лучше составить программу помощи. Решение о создании приютов, которое лежало на поверхности, было совершенно правильным: если у нас с вами конфликт, то он совершенно исчерпывается, как только кто-то из нас может встать и уйти. Но не менее важно разобраться, почему вообще два человека, которые в какой-то момент были симпатичны друг другу настолько, что создали семью, — дошли до такого состояния, что готовы убить друг друга? Пока мы не поймем причин нарастания конфликтности современной семьи, жертвами которой неизбежно становятся дети, — все попытки изменить ситуацию ни к чему не приведут.

— Как влияет насилие на экране на психику? Есть исследования, которые подтверждают, что ребенок быстро привыкает к экранной жестокости, начинает считать ее нормой и в какой-то момент начинает испытывать потребность в этой жестокости.

— Это абсолютно верно. Одно из последствий наблюдений за насилием на экране — десенсибилизация, то есть ослабление чувствительности к насилию. Модель такого поведения формируется по следующему сценарию: «Вообще-то меня учили, что женщин бить нельзя, но я вижу это часто, значит, это не противоестественно». Постепенно тормозящий эффект снижается. Причем накапливается это незаметно, буквально по капле. А потом — взрыв агрессии.

Агрессия — это ведь, ко всему прочему, способ обратить на себя внимание. В младших классах дернуть девочку за косичку, толкнуть — самый распространенный способ завладеть ее вниманием. Если человек, взрослея, застревает в этой фазе, то строить свои отношения с миром он будет, используя этот ресурс. Ближайшими жертвами станут близкие, дети в первую очередь.

— Может ли жестокий человек «перековаться» в милосердного?

— Вообще-то нет, тем и опасны для общества жестокие дети.

Артур Скальский

© Новая газета

ОбществоМир

3284

24.09.2012, 11:21

URL: https://www.babr24.news/?ADE=108737

Bytes: 7879 / 7794

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Общество"

Инсайд. Серый кардинал пяти губернаторов

Пересидевший четверых глав Красноярского края руководитель губернаторской администрации Сергей Пономаренко карьерой обязан собственному отцу, Александру Пономаренко, и бывшему главе региона Александру Уссу.

Кирилл Богданович

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

1801

01.05.2025

Инсайд. 34 больных зуба всех будущих губернаторов Красноярского края и Пономаренко в роли стоматолога

В рубрике «мнение» прочитал наблюдения жителя Канска. Не согласиться с этим чертовски сложно. На моём длинном веку насмотрелись на вороватых Бахтиных и Симановских, на бестолкового Саара. Чего только бедные севера не вытерпели! Но люди здесь природой закалённые, наверно поэтому не все ещё уехали.

Кирилл Богданович

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

3552

30.04.2025

Прямая линия Котюкова: разбор Бабра

Вчера, 29 апреля, состоялась очередная непрямая линия губернатора Красноярского края Михаила Котюкова. Это уже третья линия, которая проходит в обновлённом формате на телеканале «Енисей». Что вопросы, что ответы – заранее подготовленные.

Анна Роменская

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

3737

30.04.2025

Лесные пожары угрожают экосистеме Монголии: масштабы, причины и борьба

Монголия вновь столкнулась с масштабной угрозой. На ее территории зафиксированы многочисленные лесные и степные пожары. В настоящее время зарегистрировано 76 возгораний в 52 сомонах 12 аймаков и в двух районах Улан-Батора.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияМонголия

8522

30.04.2025

Инсайд. «Браво Пономаренко, вы уникальны!!!»

С 2012 года внимательно наблюдаю за происходящим в регионе бардаком, особенно в сфере управления. Наблюдаю, к слову, в одной из наиболее депрессивных точек Красноярского края, городе Канске.

Кирилл Богданович

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

4147

28.04.2025

Телеграм Красноярска за неделю. Муниципальная реформа и закрытые комментарии

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в красноярском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 21 по 27 апреля включительно. Одноуровневое самоуправление Событием года можно считать запуск оптимизации системы местного самоуправления губернатором Михаилом Котюковым.

Анна Роменская

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

6905

28.04.2025

Блогнот. Революция Михаила Котюкова

24 апреля на сессии Заксобрания большинство депутатов поддержали внесённый губернатором пакет законов «об организационных основах и территориальной организации местного самоуправления».

Валерий Лужный

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

15155

24.04.2025

Монголия в ожидании COP17: подготовка при участии международных организаций

Монголия примет 17-ю сессию Конференции сторон в следующем году. Подготовку ко встрече поддерживает Программа развития ООН. В связи с этим 21 апреля в Улан-Баторе прошла первая консультация с участием международных партнеров.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаЭкологияМонголия

4508

24.04.2025

Белое золото Монголии: кашемир вместо угля

Национальная программа «Белое золото» получила масштабную государственную поддержку. В этом году в рамках проекта выделены кредиты на сумму 800 миллиардов тугриков. Из них 300 миллиардов направлены на пополнение оборотных средств, а 488 миллиардов — на инвестиционные цели.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкономика и бизнесМонголия

5480

23.04.2025

Грядут большие перемены: в Красноярье оптимизируют систему местного самоуправления

Событие месяца, если не года, произошло в Красноярском крае. Стало известно, что глава региона Михаил Котюков внёс в Заксобрание законопроект об упразднении двухуровневой системы местного самоуправления.

Анна Роменская

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

12756

22.04.2025

Мегапроекты на будущее: Монголия делает ставку на переработку сырья

Монголия пытается выйти на новый уровень экономического развития, стремясь сократить зависимость от экспорта сырья. Основной акцент делается на переработке полезных ископаемых внутри страны.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесМонголия

5874

22.04.2025

Инсайд. Про интервью Ольги Витман

В честь светлого праздника, Дня местного самоуправления, решили мы ознакомиться со свежим интервью одной из самых ярких представительниц корпуса муниципальных руководителей Красноярского края – мэра опорного города Канска Ольги Витман.

Кирилл Богданович

ОбществоПолитикаКрасноярск

6567

21.04.2025

Лица Сибири

Падерин Валерий

Зуляр Юрий

Игнатенко Андрей

Иванова Наталья

Истомин Геннадий

Кез Элеонора

Покацкий Вячеслав

Маценко Жанна

Свистелин Кирилл

Канухин Евгений