Артур Скальский

© Коммерсантъ

ИсторияМир

3295

14.04.2013, 18:21

"Это будет история, а не моя интерпретация истории"

Писатель и историк Григорий Чхартишвили в своем блоге "Любовь к истории. Блог Бориса Акунина" сообщил, что теперь главным его интересом и главным направлением его работы стал многотомный проект "История российского государства" и что "История" эта рассчитана на тех, "кто плохо знает биографию своей страны и хотел бы знать ее лучше".

Желая отчетливее представить, чего нам, тем самым читателям, кто плохо знает биографию своей страны и хотел бы знать ее лучше, ждать, Григорий Дашевский поговорил об "Истории" с автором проекта.

Г.Д.: Григорий Шалвович, вы пишете: "Особенность моей "Истории" заключается в том, что она неидеологизированная". Но ведь то представление об историческом процессе как о взрослении, которое сформулировано в вашей книге "Аристономия", — тоже своего рода идеология, позволяющая оценивать и исторических деятелей как поборников света или тьмы, и целые периоды истории как прогресс или регресс. И в ваших романах читатель очень ясно видит, какого пути вы хотели бы для России. Можно ли (и нужно ли) отстраняться от собственных взглядов, когда пишешь историю?

Г.Ч.: У меня, разумеется, в моем возрасте уже выработались собственные представления о том, "что такое хорошо и что такое плохо". Но в своей "Истории" я стараюсь, насколько это вообще возможно, от них абстрагироваться. Это будет действительно история, а не моя интерпретация истории. Если, углубившись в факты, я вижу, что они вступают в противоречие с моими привычными взглядами, взглядам приходится посторониться.

Ну вот для примера. Я человек антиклерикальных убеждений и к вмешательству церкви в светскую жизнь отношусь резко отрицательно. Однако уже по первому тому мне ясно, что роль православной церкви в отечественной истории была благотворна, а по временам и просто спасительна. Без русской церкви не было бы России. Значит, так я и пишу, не заботясь о сегодняшней конъюнктуре.

А для интерпретаций и идеологических построений есть другие жанры. Ими я ведь тоже не пренебрегаю.

Г.Д.: Ваша запись была названа "Новый Карамзин явился". Повторить сейчас его подвиг в буквальном смысле (то есть, начав как дилетант, по ходу работы стать на уровень современной науки) мне представляется делом немыслимым — число первоисточников необозримо, а объем вторичной (научной) литературы бесконечен. Сейчас, чтобы профессионально овладеть той или иной областью истории, нужно потратить многие годы. Как профессиональный историк-японовед вы сами прекрасно это знаете. Можете пояснить, в каком именно смысле Карамзин будет вашим образцом?

Г.Ч.: Только в смысле ненаучности стиля. "Имя Русское имеет для меня особенную прелесть: сердце мое еще сильнее бьется за Пожарского, нежели за Фемистокла или Сципиона". Профессиональные историки посткарамзинской эры подобным языком уже не писали. Так излагает Эдвард Радзинский, но он концептуально субъективен. В общем, тут была задача стилистическая: найти правильное сочетание серьезности и легкости. Содержательная же задача — не охватить все источники, которых море-океан, а вычленить важное, отсеять сомнительное, выстроить по возможности стройную линию повествования. Чтобы человек, прочитавший мое сочинение, получил общее представление о том, как мы пришли от истоков к современности.

Г.Д.: Вы пишете: "Метод мой прост. Я читаю имеющиеся первоисточники, стараясь ничего не упустить, и смотрю, как содержащиеся там сведения интерпретированы различными авторами. Из всей этой массы фактов, имен, цифр, дат и суждений я пытаюсь выбрать все несомненное или по меньшей мере наиболее правдоподобное. Малозначительное и недостоверное отсекаю". Обычно современные историки-беллетристы (например, Азимов и Акройд, которых вы упоминаете) сами не работают со всеми первоисточниками и даже со всем множеством ученых интерпретаций, а опираются на академические многотомники и монографии, которым, в общем, доверяют. Вам кажется, что по русской истории такого рода обобщающих трудов слишком мало? или они не внушают доверия?

Г.Ч.: Внушают. Читаю источники, потому что интересно. Я вообще все это делаю, потому что мне интересно.

Г.Д.: Вы пишете: "Здесь все будет взвешено, отмерено и проверено у специалистов". Значит ли это, что у вас будут консультанты — специалисты по соответствующему периоду истории России? Каких современных историков вы хотели бы иметь такими консультантами?

Г.Ч.: Консультанты и внутренние рецензенты обязательно будут, для каждого раздела свои. Поскольку я не специалист по периоду, могут вкрасться ляпы. Мне нужны не громкие имена и звучные должности, а профессионалы, которые с уважением и пониманием отнесутся к избранному мной жанру.

Г.Д.: Есть ли исторические периоды, которые вам особенно интересны, и наоборот — такие, которые вам неприятны, скучны и которые хочется миновать побыстрее? Или вам сейчас интересна история России именно как целое?

Г.Ч.: Сейчас мне кажется, что все интересно. В особенности эпохи, которые я плохо знаю. Это, собственно, вся допетровская история. По своим западническим пристрастиям я до сих пор в основном читал книги, описывающие события не ранее царствия Алексея Тишайшего.

Г.Д.: Вы пишете: "Одновременно с "серьезным" томом буду выпускать "несерьезный" — с историческими повестями, действие которых происходит в описываемую эпоху... История государства и человеческая история пойдут бок о бок, проверяя друг друга на прочность". Но рискну предположить, что для вас и в истории государства движущие силы — это не классы и не иные абстракции, а конкретные люди. Как вам кажется, насколько отличается сознание (психика) людей разных эпох? Вы уже написали первый том, о домонгольском периоде,— насколько легко вам было понимать тогдашних людей?

Г.Ч.: Живой голос той эпохи — замечательное поучение Владимира Мономаха. Мне этот князь депрессивной эпохи, единственный взрослый человек среди младенцев и трудных подростков, совершенно понятен и даже близок. "Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться... Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя [по церемониалу князей хоронили на санях], безлепицу молвил". Прямо скопипастил бы без кавычек в послесловие к последнему тому моей "Истории".

Г.Д.: В последние полтора года в России снова начались "события" — вы не просто за ними наблюдали, а деятельно в них участвовали. Помогает ли вам это лучше понять события прошлых веков и их участников?

Г.Ч.: Не особенно. Мне кажется, процессы, которые начинают разворачиваться в России, не имеют исторического прецедента. А впрочем, посмотрим. Я ведь пока дошел только до XIII века.

Григорий Дашевский

Артур Скальский

© Коммерсантъ

ИсторияМир

3295

14.04.2013, 18:21

URL: https://www.babr24.news/?ADE=114104

Bytes: 6770 / 6704

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "История"

Компания «Сибагро» создала «Музей Победы» в Томске

Компания «Сибагро» открыла в посёлке Элеонор рядом с Томском музейно-выставочный комплекс, посвящённый Великой Отечественной войне (1941–1945 годов).

Лера Крышкина

ИсторияКультураСобытияТомск

5516

30.04.2025

Букварь для энцев. Итоги викторины Бабра

Настало время подвести итоги викторины, которую Бабр проводил в своём телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24). На этот раз вопрос касался разработки письменности для коренного и малочисленного народа Севера. Борьба развернулась между двумя вариантами: для энцев и нганасанов.

Анна Роменская

ИсторияКультураОбществоКрасноярск

2688

29.04.2025

Радуница — радостный Родительский день

Радуница или Радоница (иногда называемая ещё Пасхой мёртвых или Проводами) — это особый восточнославянский праздник, посвящённый умершим.

Эля Берковская

ИсторияКультураРелигияМир

2191

29.04.2025

Пасха — Светлое Христово Воскресенье

Пасха для всех христиан – важнейшее событие каждого года, «праздников праздник и торжество из торжеств». Пасху отмечают в честь Воскресения Иисуса Христа, а это — основа всего христианского вероучения.

Эля Берковская

ИсторияРелигияКультураМир

4211

20.04.2025

Великий и Чистый — традиции Страстного четверга

Предшествующая Пасхе неделя именуется у христиан Страстной седмицей, а все дни этой недели носят название «Великих». В это время вспоминают последние дни Спасителя на земле: Тайную вечерю, предательство Иуды, суд, распятие и погребение Иисуса Христа.

Эля Берковская

ИсторияКультураРелигияМир

3436

17.04.2025

Вербные дни — Лазарева суббота и Вербное воскресенье

Шестая (предпоследняя) неделя Великого поста у славян с древнейших времён называется Вербной, а особенно выделяются на ней два последних дня – Лазарева суббота и Вербное воскресенье.

Эля Берковская

ИсторияРелигияСобытияМир

1838

12.04.2025

В седле тысячелетий: как Монголия стала родиной ветеринарной стоматологии

В Монголии археологи обнаружили важные доказательства того, что местные народы заботились о здоровье своих лошадей еще во втором тысячелетии до нашей эры.

Эрнест Баатырев

ИсторияНаука и технологииОбществоМонголия

2946

07.04.2025

Древняя могила в Монголии: новые данные о судьбе ханьских воинов

Китайские археологи выявили новые факты о древнем захоронении на юге Монголии. Исследование ученых из Цзилиньского университета подтвердило, что найденные почти двадцать лет назад в аймаке Баянхонгор останки принадлежат солдатам времен войны Хунну-Хань.

Эрнест Баатырев

ИсторияНаука и технологииОбществоМонголия Китай

5289

02.04.2025

Уникальная находка: в Монголии исследуют динозавра с двумя пальцами

Монголия является одной из важнейших территорий для палеонтологических исследований. Ее климатические условия и особенности почвы позволяют сохраняться древним останкам в отличном состоянии. Недавняя находка в пустыне Гоби это подтверждает.

Эрнест Баатырев

ИсторияОбществоНаука и технологииМонголия

2762

31.03.2025

«Сибирячка». Итоги викторины Бабра

Бабр провёл очередную викторину в своём телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24) по теме кино. Оказалось, что многие из принявших в ней участие, знали правильный ответ на вопрос о названии фильма, который снимали в 1972 году в Красноярском крае.

Анна Роменская

ИсторияКультураКрасноярск

13305

28.03.2025

Самый комфортный район Красноярска по мнению подписчиков Бабра

Енисей делит Красноярск на левобережную и правобережную части. На левом берегу расположены четыре района: Центральный, Октябрьский, Железнодорожный и Советский. На правом – три: Свердловский, Кировский, Ленинский.

Анна Роменская

ИсторияОбществоЭкологияКрасноярск

14379

27.03.2025

«Консервы» федерального значения. Что ждет томскую солдатскую синагогу?

В марте Министерство культуры объявило аукцион на восстановление здания солдатской синагоги в Томске на проспекте Фрунзе, 15. На сайте госзакупок обозначена начальная цена проекта – порядка шестидесяти миллионов рублей.

Анна Леро

ИсторияБлагоустройствоКультураТомск

12597

26.03.2025

Лица Сибири

Ледяева Наталия

Еременко Екатерина

Абраменко Александр

Михайлов Игорь

Свистелин Кирилл

Иванов Анатолий

Григорьева Марина

Алексеев Игорь

Казакова Татьяна

Мельникова Наталья