Артур Скальский

© ПОЛИТ.РУ

ПолитикаМир

5976

17.04.2013, 12:36

Знамение грядущей политкорректности

Госдума таки отклонила закон, который, вроде бы, даже поддержал «сам». Дело оказалось слишком сложным и главное — непонятным.

Полит.ру уже писал о том, что оскорбление чувств верующих — предмет настолько субъективный, туманный и неопределенный, а суды, призванные у нас трактовать законы — настолько несамостоятельны и, чего уж греха таить, коррумпированы, что закон легко мог превратиться в дубину или средство устранения политических или деловых конкурентов.

Совет по правам человека предложил такие поправки в закон, которые сделали бы его применение практически невозможным. Стало бы невозможно рот открыть без того, чтобы не оскорбить чьи-нибудь чувства. Современное информационное общество методично уничтожает символы и, соответственно, возможности их оскорбить. В абсолютном смысле, разумеется. Нет таких высказываний по значимым религиозно-нравственным темам, которые бы не оскорбили какие-то чувства или не наступили на горло чьей-то песне.

Из этой ситуации есть только два выхода: забыть про «оскорбление» или построить тоталитарное общество, в котором есть единая шкала ценностей, в том числе религиозных. Все, что внутри «круга допустимого» - уважает ценности, а чуть вышел за пределы круга — оскорбляет и не уважает их. Такое сделать трудно, но в принципе можно. Проблема только в Конституции. Надо ее менять тогда.

Первый вариант - «забыть» - означает, что нужна совершенно новая коммуникационная модель общества, которая бы строилась на разграничении ответственностей за высказывание и выстраивании иерархии святынь, которые требуется уважать в общенациональном масштабе. А это серьезная логистическая задача, для решения которой нужны силы и средства. И никто, похоже, за нее не возьмется, пока не решатся вопросы с другими кризисными институтами.

Кроме синхронического оскорбления, которое еще хоть как-то можно локализовать на карте религиозных ценностей, существует еще диахроническое оскорбление, которое очень трудно локализовать, и главное - совершенно невозможно предотвратить или наказать за него. Поясним, как это устроено, на двух примерах.

Вот свежий пример: турецкий пианист Фазиль Сай процитировал в твиттере стих известнейшего персидского мистика 11 в. Омара Хайяма "Неужели рай - это бордель?". Речь идет о суфийской, мистической интерпретации исламской базовой мифологии, в частности концепции рая (джаннат, т.е. буквально "сада"). Согласно популярной народной интерпретации, рай - это место чувственных услад с "девственницами" и другими вполне земными радостями. С точки зрения науки эта интерпретация просто неверна, ибо никаких "дев" в тексте Корана нет, а есть некие "белоглазы". Есть основания считать, что гипотетическая арамейская первооснова коранического текста подразумевала гроздья белого винограда.

В известной и многократно обсуждаемой книге К.Люксенберга "Арамейские чтения Корана" этому посвящена целая глава, так что углубляться в технические проблемы здесь не стоит. Беда в том, что народные интерпретации религиозных мифов нередко грешат материализмом и упрощением, против чего и выступали мистики-суфии. С точки зрения мистика, да и просто метафизической точки зрения, привнесение в концепцию рая идеи чувственных наслаждений абсурдно и глупо. С суфийской точкой зрения согласна и турецкая интеллигенция, требующая свободы слова в вопросах интерпретации таких узких мест ислама, как вышеприведенный.

Музыканта приговорили к условному сроку в 10 месяцев тюрьмы, который вступит в силу в случае повторных высказываний в ближайшие пять лет. Можно сказать, Фазиль легко отделался. Между прочим, и сам премьер Эрдоган был в 1998 г. заключен в тюрьму за неуместное цитирование старинного поэта Зии Гёкалпа, стихи которого "разжигали религиозную ненависть".

Другой пример можно взять из обсуждений на интернет-площадках, где беседуют разные православные: старообрядцы и новообрядцы (РПЦ). Один участник процитировал почитаемого у новообрядцев Димитрия Тупталу, епископа Ростовского (18 в.), который высказывался уничижительно о старообрядцах, называя двуперстное крестное знамение "демонским сидением", а в ответ старообрядцы процитировали почитаемого у них протопопа Аввакума (17 в.), который именовал новообрядческого патриарха Никона "бл...диным сыном", и высказывался уничижительно о новых живописных иконах или о новопечатных книгах.

Из этой ситуации, в случае принятия закона, не будет выхода. Любая цитата исторических текстов, написанных в пылу спора, станет "оскорблением чувств" каких-нибудь верующих. Почитаемый у православных отец церкви Иоанн Дамаскин (8 в.) навывал ислам "агарянской ересью" и ругал основателя ислама, называя его "лжепророком". В пространстве невыстроенных отношений, неразобранных ответственностей и неналаженной коммуникации принятию любого регламентирующего закона только запутает и без того непростую общественную аксиологию.

Поэтому диахроническое оскорбление будет постоянно питать синхроническое, ибо культура - одна.

Здесь есть еще один интересный момент: расширение оскорбляющих действий на околорелигиозную и даже политическую жизнь. В условиях постмодерна религиозное не исчерпывается церковными темами. Святыня может оказаться в любом месте: в мавзолее Ленина, в мемориале жертвам геноцида, в памятнике героям Плевны, в красном уголке, в портрете Джона Леннона наконец... И ограничивая способы троллить эти святыни, общество постепенно вырабатывает у себя "новую политическую корректность", которая придет на смену устаревшему языку, доставшемуся в наследство от исчезающего мира твердых ценностей архаики или культурных рамок зрелого модерна. В тех условиях можно было пренебречь одними ценностями во имя других, сейчас такое пренебрежение оказывается невозможным.

Можно отказываться от логики постмодерна и принять жесткую аксиологию, основанную на каких-то религиозных и идеологических понятиях и традициях. Всех же остальных объявить "терпимыми", но не более. Это выход тоталитарный, но для него не хватит ресурса. Ни по-какому. Остается тот выход, который неизбежно следует из окончательного отказа парламентариев принимать закон, который поддержала и РПЦ, и президент. Это значит, что мы стоим на пороге неизбежного переформатирования общественного языка, важным элементом которого будет новая политическая корректность.

Алексей Муравьев

Артур Скальский

© ПОЛИТ.РУ

ПолитикаМир

5976

17.04.2013, 12:36

URL: https://www.babr24.news/?ADE=114204

Bytes: 6269 / 6252

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
newsbabr@gmail.com

Другие статьи в рубрике "Политика"

Пьяный дебош в администрации: как новосибирский чиновник Михаил Маскалёв «Единую Россию» позорил

Новосибирские управленцы решили, что стены администрации — это отличное место для ночного застолья. В сеть утекли кадры, на которых человек, очень похожий на заместителя главы Центрального округа Михаила Маскалёва, угрожает сторожу, пока его спутница лежит без чувств на полу.

Октябрина Тихонова

ПолитикаСкандалыНовосибирск

4787

19.12.2025

Сессия Заксобрания. Итоги года и очередная потеря в депутатском корпусе

Несмотря на солидную повестку из 56 вопросов, сессия депутатов краевого Заксобрания от 18 декабря вышла максимально рутинной и без острых обсуждений.

Александр Тубин

ПолитикаКрасноярск

1913

19.12.2025

Голодный бунт в Новосибирске: Эдуард Кожемякин готовит месть

Внутрипартийная грызня в новосибирском отделении «Партии пенсионеров» вышла за пределы разумного. Эдуард Кожемякин, обещавший идти до конца ради справедливости, прекратил радикальный протест и объявил войну бывшим соратникам.

Октябрина Тихонова

ПолитикаКриминалСкандалыНовосибирск

5241

18.12.2025

Резать к чертовой матери! Сессия Заксобрания Прибайкалья: онлайн Бабра

Стартовала последняя в этом году сессия Законодательного собрания Иркутской области.

Георгий Булычев

ПолитикаИркутск

17185

18.12.2025

Депутаты Прибайкалья в соцсетях: Алдаров и красота, шапка Гудкова, «помахывание» Ягодзинского

Низкая активность наблюдается в соцсетях депутатов Заксобрания Иркутской области. Видимо, готовятся народные избранники к новогодним праздникам. А экс-вице-спикер Наталья Дикусарова, например, настолько занята в новой должности, что и вовсе не пишет ничего со времени своего перехода в правительство.

Георгий Булычев

ПолитикаИркутск

3727

17.12.2025

В ожидании мэра Верещагина: горсовет Красноярска поменял устав

В ходе сессии депутаты Красноярского городского совета приняли поправки в устав города. Одна из них определяет новый порядок избрания мэра Красноярска. Теперь кандидатов на этот пост будет выдвигать только губернатор региона.

Александр Тубин

ПолитикаКрасноярск

6066

17.12.2025

Позишн намбер ту Анатолия Крупенева

Пока парламент Иркутской области кует закон о местном самоуправлении, власти Нижнеудинского района гребут к дедлайну своим путем. Главная задача его мэрии – доплыть до ликвидации первого уровня самоуправления с действующим главой Нижнеудинска Юрием Маскаевым. Делать это трудно.

Георгий Булычев

ПолитикаСкандалыИркутск

5558

16.12.2025

Вместо школ — уголовные дела: как команда Травникова «зарыла» поручение Владимира Путина

Два года назад губернатор Андрей Травников лично пообещал Владимиру Путину решить проблему переполненных школ. Президент тогда попросил уделить вопросу «особое внимание».

Октябрина Тихонова

ПолитикаЭкономикаОбразованиеНовосибирск

4985

16.12.2025

Инсайд. Пятилетка Бугакова

Депутат новосибирского Заксобрания Олег Бугаков предложил усилить меры по привлечению молодых специалистов в сельскую местность. По его мнению, дефицит кадров в деревнях можно решать через обязательную пятилетнюю отработку в сельской местности после получения диплома.

Ярослава Грин

ПолитикаНовосибирск

7801

16.12.2025

Телеграм Бурятии за неделю: принятие правок в ФЗ о Байкале, наказание Батору Лудупову и нелегальный физрук

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в бурятском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 8 по 15 декабря включительно. «Принято!

Есения Линней

ПолитикаЭкологияОбразованиеБурятия

6794

15.12.2025

Экс-министр экономики Бурятии устроилась продавцом. И не продержалась даже сутки

В Бурятии завершился самый короткий кадровый эксперимент десятилетия. Екатерина Кочетова, бывший зампред правительства и автор бессмертного афоризма «с голоду ещё никто не умер», протестировала рынок труда на собственной шкуре.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономикаБурятия

19493

15.12.2025

Диссонанс Красноярского края: от антикоррупционного форума в лидеры по коррупции

В конце ноября в Красноярске прошел IX Сибирский антикоррупционный форум, на котором юристы, правоохранители и ученые обсудили стратегии борьбы с коррупцией.

Александр Тубин

ПолитикаРасследованияКрасноярск

5110

15.12.2025

Лица Сибири

Соболев Александр

Книжник Денис

Садовская Марина

Гавриленко Дарья

Григоров Виктор

Зуляр Юрий

Лыгденов Виталий

Аксаментова Ольга

Альков Леонид

Жемчужников Алексей