Юрий Ревич

© Новая газета

Интернет и ИТМир

3725

25.10.2013, 00:19

СОРМ из избы

В приказе Минкомсвязи о записи, хранении и предоставлении персональной информации пользователей спецслужбам нет ничего нового и страшного. Кроме того, что все это — незаконно.

Несколько дней назад с подачи газеты «Коммерсантъ» в СМИ была растиражирована информация о том, что в недрах Минкомсвязи был по-тихому подготовлен очередной приказ, ужесточающий требования к операторам связи в области оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ). Согласно тексту еще не утвержденного документа, с 1 июля 2014 года все интернет-провайдеры обязаны установить на свои сети оборудование для записи и хранения интернет-трафика на срок не менее 12 часов и представлять эти записи спецслужбам вместе с телефонными номерами, IP-адресами, именами учетных записей и адресами электронной почты пользователей.

Есть ли что-то действительно новое в этих инициативах?

После того как Эдвард Сноуден обнародовал документы, рассказывающие о массовой слежке американских властей за интернет-пользователями, эта тема стала одной из самых обсуждаемых в мире. Мы сейчас не будем касаться серьезных аспектов этой проблемы — таких, например, как анализ профилей пользователей в социальных сетях. Элементов шпионажа в традиционном смысле тут минимальное количество: клиенты социальных сетей сами выкладывают подробнейшую информацию о себе, и обижаться им больше не на кого. Стоит, однако, поговорить подробнее о некоторых формах, которые принимают методы скрытой слежки в условиях информационной революции.

«Найдется все»

В феврале текущего года владелец известного интернет-счетчика LiveInternet (Li.ru) Герман Клименко презентовал систему Fastscoring («быстрой оценки») профилей пользователей, адресованную банкам для оперативной оценки кредитоспособности клиентов. Клименко, вполне возможно, уже жалеет о своей инициативе — по косвенным и не подтвержденным сведениям, услугой воспользовался всего один банк. Зато в интернете быстро распространилось мнение, что от счетчика Li.ru и некоторых других нужно избавляться, как написал летом в своем фейсбуке руководитель сайта Sports.ru Дмитрий Навоша, по той причине, что «они используют в своих коммерческих целях наши данные».

На счастье Клименко, не все разделяют мнение руководителя крупнейшего спортивного российского сайта — сервис LiveInternet пока еще одна из самых популярных метрик российского интернета. Интересны, однако, практические аспекты проблемы применения таких сервисов, как Fastscoring: во-первых, насколько это результативно? И, во-вторых, законно ли собирать, обрабатывать и предоставлять третьим лицам данные о поисковых предпочтениях пользователей?

Начнем со второго вопроса. На форуме инноваций для финансового сектора (FinNext 2013), где проводил свою презентацию Герман Клименко, самый первый вопрос из зала был именно о законности сервиса, и автор презентации ответить на него не смог, предложив в каждом частном случае обращаться к юристам. В реальности этот вопрос решается относительно просто, если обратиться к Конституции РФ, где в пункте 1 статьи 24 говорится, что «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Все остальные законы РФ только расширяют это положение (по крайней мере в отношении частных лиц и компаний, о государственных спецслужбах разговор ниже).

В применении к сетевым реалиям это положение превращается в решение не всегда простого вопроса о том, насколько и в каких случаях свобода информации противоречит принципу приватности. В учебнике «Информационное право»1 написано, что «в случае противоречия между правом на свободу информации и на уважение личной жизни приоритет имеет право на уважение личной жизни». Очевидно, что сервисы, подобные Fastscoring, по самому своему назначению прямо привязывают данные о личной жизни к конкретному человеку, и потому насквозь незаконны. В этом отличие такого сервиса от обычных бюро кредитных историй (БКИ) — там всего лишь отображается история взаимоотношений физических лиц с банками, которой сами банки имеют полное право интересоваться (вопросы могут возникнуть, только если эту информацию станут выкладывать в открытый доступ).

Ситуация усугубляется тем, что собранные данные не есть простой анализ того, что человек сам о себе рассказывает, как в случаях изучения профилей социальных сетей, о которых упоминалось выше. Поисковые запросы и посещаемые сайты могут отражать те стороны частной жизни, которые человек, наоборот, хотел бы скрыть от окружающих. Клименко сам приводит в пример случай, как запросы на медицинские темы могут послужить основанием для отказа в кредите. Но ведь медицинские сведения, в отличие от многих других (как, например, сведений о покупках или о районе проживания), не допускают никаких разночтений при отнесении их к категории самых охраняемых персональных данных!

И вот тут можно плавно перейти к первому вопросу: а насколько вообще информативен сбор и статистический анализ поисковых запросов, произведенных с конкретного компьютера, и может ли он дать реальную картину личной жизни владельца? Применив это к самому себе, я долго смеялся: среди моих запросов к «Яндексу» не раз встречался поиск информации о московских областных психиатрических больницах. Просто страшно подумать, что могут извлечь из этой информации банковские работники! В реальности психиатрия лично ко мне не имеет никакого отношения и связана с неприятностями у одного моего родственника.

Другой пример — после одного-единственного запроса о «мягкой кровле», сделанного через «Мегафон-Северо-Запад», «Яндекс» меня долго преследовал рекламой онлайновых магазинов строительных материалов и застройщиков в Ленинградской области. Банк наверняка бы сделал из этого насквозь ошибочный вывод о том, что я собираюсь строить себе коттедж, причем вблизи Санкт-Петербурга.

Можно привести еще много подобных примеров, ясно одно: попадет ли статистика поисковых запросов «в десятку», или промахнется с «точностью до наоборот» — дело случая. Статистика, напомним, есть наука, применимая лишь к большим массивам данных: на ее основе никаких достоверных единичных предсказаний сделать невозможно (поговорка «есть ложь, наглая ложь и статистика» — именно об этом). Запрос по поводу способов выращивания конопли может равно означать, что клиент завзятый наркоман или что у кого-то из знакомых возникли подобные проблемы, но, скорее всего, не будет означать вообще ничего: просто чистое любопытство в связи, например, с бурным обсуждением «закона о черных списках» в интернете. И было бы очень печально, если бы какие-то практические выводы делались на столь зыбких основаниях.

По счастью, судя по количеству клиентов у сервиса Fastscoring, сами банки это прекрасно понимают. В блоге на сайте ThinkBank.ru, посвященном обсуждению инноваций в банковской сфере, появился комментарий некоего Александра Головина из ЯР-Банка, где он констатирует: «Во-первых, это не имеет никакого отношения к скорингу, то есть к системе балльной оценки кредитоспособности заемщика. Во-вторых, это просто массив бесполезной — даже скорее вредной в практической работе — информации». Потому в этой области беспокоиться особо не о чем: поисковая информация реально пригодна разве что в относительно безобидной области таргетинга — персонализированной рекламы. Стоит, однако, еще раз напомнить, что рецепт безопасности вашей личной жизни находится в ваших собственных руках: просто поменьше болтайте о себе на весь мир.

СОРМ: не мытьем, так катаньем

Гораздо хуже обстоит дело с «официальной» слежкой, которую могут осуществлять спецслужбы. В распоряжение «Коммерсанта» попало письмо «Вымпелкома», в котором высказывается ряд замечаний по поводу нового приказа Минкомсвязи. Среди них — противоречие статьям 23, 24 и 45 Конституции РФ (тайна личной жизни), противоречие ст. 8 Закона «Об оперативно-разыскной деятельности» (согласно которой все подобные мероприятия должны проводиться с санкции суда) и возмущение тем фактом, что все эти меры обязаны финансировать сами провайдеры2.

Среди комментариев по этому поводу прозвучал единственный трезвый голос — директора по безопасности объединенной компании «Афиша-Рамблер-SUP» Александра Рылика, заявившего, что в приказе нет «ничего нового», он лишь узаконивает сложившееся положение. Он совершенно прав: все эти вопросы поднимались еще в начале 2008 года, когда был опубликован предыдущий подобный документ. Именно в приказе Мининформсвязи РФ № 6 от 16.01.2008 «Об утверждении требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-разыскных мероприятий» были введены эти требования: отдельный широкополосный канал связи в спецслужбы, закрытая и опечатанная комната с оборудованием, неподотчетность действий «уполномоченного органа». Кстати, и вопрос о финансировании СОРМ самим провайдером тоже поднимался еще тогда. Новым сейчас стало лишь требование о хранении информации в течение 12 часов, что в современных условиях технически не представляет никакой сложности и де-факто осуществляется и без того.

По этому поводу в истории осталось, кажется, единственное постановление Верховного суда от сентября 2000 года, где рассматривалась законность еще недавно тогда введенной СОРМ-2 (то есть дополнений к основной СОРМ, касающихся «сетей документальной электросвязи»). Тогда ВС постановил, что, во-первых, спецслужбы должны будут представить операторам связи всю информацию о «клиенте», во-вторых лишний раз напомнил, что нарушить тайну переговоров правоохранительные органы вправе только с санкции суда. Ни одно из этих постановлений, как видим, не соблюдается, наоборот, выпускаются все новые подзаконные акты, ужесточающие положение. А в суд с тех пор, кажется, никто больше и не подавал.

Как видно из всех скандалов последнего времени, тенденция к усилению слежки за пользователями наблюдается во всем мире. Методы при этом применяются различные: от секретных надзаконных программ, вроде пресловутой PRISM в США, через легализованные законодательные акты, как в Германии и Великобритании, до принятых втихую подзаконных отраслевых приказов, как в России. Заметим, что за последний год в рейтинге Freedom House по «свободе интернета» Россия переехала с 30-го места на 41-е среди шестидесяти обследованных стран. В основном это обусловлено появлением пресловутого «закона о черных списках», хотя лично я бы на первое место давно поставил именно реальную практику СОРМ в отношении «сетей документальной электросвязи».

И самое странное в этой истории то, что каждый раз, когда вновь возникает эта тема, СМИ начинают ее «с чистого листа». Как будто слежка за пользователями интернета и сотовых сетей (причем, что самое циничное, за счет самих пользователей) у нас вводится очередным приказом Минсвязи, а не длится уже много лет. А ведь результаты всех этих приказов, которые, несомненно, будут возникать и дальше и становиться все жестче, зависят от того, сумеет ли общество поставить аппетиты спецслужб под контроль. Только от нас зависит, будут ли эти меры направлены действительно на поиск реальных террористов и преступников, или превратятся в тотальную слежку властей за гражданами. За примерами в недавней истории нашей страны далеко ходить не требуется.

1 Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федоров М.А. Информационное право. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.

2 А значит, в конечном счете, пользователи, т.е. мы с вами.

Юрий Ревич

© Новая газета

Интернет и ИТМир

3725

25.10.2013, 00:19

URL: https://www.babr24.news/?ADE=120010

Bytes: 11319 / 11257

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Юрий Ревич.

Другие статьи в рубрике "Интернет и ИТ"

Т2 защищает: SMS-коды от важных сервисов не будут приходить во время звонка

T2 вводит инновационную защиту против телефонных мошенников: SMS-коды теперь приходят с задержкой. Новая мера обеспечит дополнительную безопасность клиентам мобильного оператора, особенно пожилым людям и молодежи, снижая риск несанкционированного доступа к аккаунтам Госуслуг и банковским счетам.

Саша Савельева

Интернет и ИТРоссия

564

01.05.2025

Монголия укрепляет кибербезопасность: цифровые права под международным контролем

Монголия продолжает укреплять позиции в сфере информационных технологий. Недавно на этом фоне страну посетила специальный докладчик ООН по праву на неприкосновенность частной жизни Ана Брайан Нугререс.

Эрнест Баатырев

Интернет и ИТОбществоПолитикаМонголия

7298

15.04.2025

Исходный код для Лаоса: Монголия предложила цифровое партнерство

Монголия планирует поделиться своими наработками в сфере цифровизации с Лаосом. Министр цифрового развития, инноваций и коммуникаций Баатархуу Цэнд выступил с инициативой экспортировать исходный код платформы E-Mongolia для запуска аналогичного проекта в Лаосской Народно-Демократической Республике.

Эрнест Баатырев

Интернет и ИТПолитикаЭкономика и бизнесМонголия

7876

14.04.2025

Блогнот. Суверенные соцсети: почему они обречены на провал

Импортозамещение интернета подчас приобретает в российской реальности причудливые формы. Попытки выстроить суверенную Сеть вряд ли окажутся полезными и эффективными. На мой взгляд, это тот самый случай, когда чрезмерное регулирование рискует оказаться не только бессмысленным, но и вредным.

Илья Гращенков

Интернет и ИТРоссия

2240

13.04.2025

Эксперты выяснили, кто лидирует по качеству мобильной связи в Иркутской области

Компания DMTEL впервые провела исследование качества услуг мобильной связи в Иркутской области. Первое место в итоговом рейтинге уверенно заняла Т2, обогнав остальных участников «большой четвёрки» как по качеству голосовой связи, так и по качеству сервисов мобильного интернета.

Саша Савельева

Интернет и ИТИркутск

3252

04.04.2025

Исследование: Большинство абонентов Т2 не отвечает на звонки с незнакомых номеров

Компания Т2 провела опрос среди своих абонентов, чтобы определить, как они реагируют на типичные мошеннические схемы. Мобильный оператор выяснил, как клиенты относятся к звонкам с незнакомых номеров и сообщениям от «коллег» и «друзей».

Саша Савельева

Интернет и ИТРоссия

3024

27.03.2025

Т2 добавит 300 Гб обладателям новых смартфонов вне зависимости от места покупки девайса

Мобильный оператор T2 запускает акцию для владельцев новых моделей смартфонов. Компания предоставляет им дополнительный пакет интернет-трафика. Клиенты получат 300 Гб на один год или подписку MiXX S на шесть месяцев, которая добавит аналогичный объем трафика.

Саша Савельева

Интернет и ИТРоссия

4627

25.02.2025

Борьба с онлайн-казино в Монголии: о скрытой угрозе национальной безопасности

В последние годы в Монголии наблюдается стремительный рост интереса к азартным играм. Специалисты связывают тренд с популяризацией в стране платформы 1XBet.

Эрнест Баатырев

Интернет и ИТОбществоЭкономика и бизнесМонголия

20181

24.02.2025

Защита детей от угроз в интернете: Монголия на пороге нового запрета

Монгольские власти рассматривают возможность запрета детям доступа к социальным сетям. На днях министр образования Наранбаяр Пурэвсурэн заявил о создании рабочей группы под руководством Гантулги Донорова для исследования этого вопроса. Специалисты проанализируют международные практики.

Эрнест Баатырев

Интернет и ИТОбществоМолодежьМонголия

20472

18.02.2025

Монголия ускоряет цифровизацию: перспективы внедрения 5G

Монголия уверенно движется в направлении цифровой трансформации, стремясь повсеместно внедрить технологию 5G и повысить скорость интернета в десять раз на всей территории страны.

Эрнест Баатырев

Интернет и ИТОбществоМонголия

5910

11.02.2025

Глава или не глава: отдалённая Хатанга и эпоха цифровизации

Интересная и неоднозначная ситуация произошла с красноярской редакцией Бабра. Полагаем, эта история могла бы и не стать достоянием общественности. Но, волею случая, – станет. 24 января Бабр опубликовал статью о проблемах в селе Хатанга.

Анна Роменская

Интернет и ИТПолитикаКрасноярск

23773

06.02.2025

В 2024 году бот Т2 отвлекал мошенников 18 миллионов минут

В 2024 году 75 миллионов скам-звонков в сети Т2 оказались заблокированы. Остальные попали на специального бота, который заговаривал мошенникам зубы и отвлекал их от реальных людей.

Саша Савельева

Интернет и ИТРоссия

12835

31.01.2025

Лица Сибири

Игнатенко Андрей

Дроздов Сергей

Манцивода Андрей

Дмитриев Дмитрий

Щелкунов Владимир

Шукевич Валерий

Кудрявцева Галина

Красовский Григорий

Давыдов Алексей

Костин Александр