А.Быков

© Вечерняя Москва

ОбществоМир

2596

07.11.2005, 16:26

Главное перед зимой - выпить и закусить

Как известно, караванные пути проходят не абы где, а там, где существуют малозаметные гравитационные отклонения. Люди их не чувствуют (или не замечают, что чувствуют), а верблюды только по ним и ориентируются.

Большинство современных крупных трасс проходит поверх древних трактов: дороги рассказывают о человечестве больше, чем любые памятники. Иногда совершенно непонятно, почему люди с таким упорством выбирают именно этот путь – кстати, далеко не всегда кратчайший. Может, пейзаж красивый, может, еще что… Так же обстоит дело и с праздниками. Цепочка празднеств и выходных, проложенная той или иной нацией через долгое, холодное пространство года, – оптимальный путь, проверенный веками. Человек не понимает, зачем в этот день что-то празднует, как не понимает верблюд, почему идет той, а не этой дорогой. Принято выдумывать всякие дурацкие объяснения – например, в этот день родился Вождь. Или впервые употребили швейную машину. Но почему-то определенная нация в определенный день должна варить студень (пиво), рубить винегрет (головы), ходить строем (по бабам) – в общем, развлекаться как умеет. Примет ли она новую религию – и обязательно оправдает свои торжества с помощью этой новой веры; ниспровергнет религию, обзаведется всеобъясняющим материалистическим учением – и в нем найдет повод попраздновать именно в эти дни. Ведь в истории каждый день что-нибудь да значит – не календарь у нас, а энциклопедия злодейств и подвигов. Выбирая в этих святцах главные государственные праздники, мы лишь реализуем свои древние привычки – резвиться в июне или торжествовать в апреле… Кстати, количество праздников определяется суровостью жизни. Чем труднее путь, тем чаще привал. По числу красных дней в календаре проще всего судить о том образе мира, который сформировался у данного народа: если мир ужасен и полон испытаний, праздновать надо как можно чаще, потому что иначе с ума сойдешь. Советский Союз ликовал беспрерывно: помимо обычных государственных праздников, были у него профессиональные – День печати, День учителя, День работника сельского хозяйства, – и это не ленинско-сталинское изобретение, а продолжение православной традиции. В общем, любой день – повод оттянуться: и это не потому, что выпить хочется, а потому, что жизнь трудная. Обратите внимание, что и Новый год мы празднуем два раза (Старый Hовый год – праздник, не имеющий аналога); и на Рождество с удовольствием гудим дважды (еще и за католиков); и охотно перенимаем все импортное – День святого Патрика, Валентинов день, Хэллоуин, против которого давеча выступила Русская православная церковь (ее заботит, что дети, переодевающиеся в ведьм и колдунов, приобщаются ко злу; лучше бы ее скинхеды обеспокоили – некоторые из них очень любят православную риторику, так что недурно бы отмежеваться или хоть заметить). Короче, количество празднеств – отражение общей беспросветности местной жизни: у американцев, англичан, даже французов с их культом веселья и обжорства гораздо меньше поводов для гулянок.

Однако среди этого широкого разнообразия есть главные, фундаментальные события, к которым приспосабливает Россия все свои религии и идеологии. Ведь далеко не все праздники приживаются: кто сегодня празднует День работника сельского хозяйства? Кто ликует в день рождения СССР или ВЧК? У России есть устойчивая потребность отпраздновать что-то в районе 1 мая и 7 ноября. Это отголосок древнейших, еще языческих представлений, когда люди приспосабливали календарь к своим потребностям гораздо откровеннее.

Собственно, таких опорных праздников не два, их больше: есть неизменный при любом российском режиме весенний праздник, в честь которого пекли блины и жгли чучело зимы (православная традиция ничего не сумела сделать с Масленицей, а советская приспособила к границе зимы и весны сразу два празднества, мужское и женское; впрочем, тут мы не одиноки – в Западной Европе, где 14 февраля уже тепло, наступление весны отмечают Днем святого Валентина, хотя понятия «флирт» и «св. Валентин» явно притянуты друг к другу искусственно). Есть поныне широко отмечаемый Иванов день в начале лета – праздник буйства, размножения, языческой полноты и щедрости бытия; на Ивана Купала до сих пор резвятся от души, и православие поступило весьма дальновидно, перестав бороться с древним праздником и приспособив его к своему календарю. Есть обязательное торжество в начале осени, во времена плодородия, зрелости и успокоения: в допетровские времена на начало сентября приходился русский Новый год, а теперь – всего лишь новый учебный, но и то праздник, даром что большинство детей думает иначе. Наконец, два главных дня русского календаря – праздник воскресшей природы в апреле-мае и праздник природы засыпающей в октябре-ноябре. Без этого мы не можем ни встретить новый сезон трудов и радостей, ни окончательно погрузиться в зимнюю спячку.

Наш майский праздник радостен и безоблачен – ноябрьский суров и горд, ибо он есть воспоминание о великой битве и приуготовление к битвам новым. Вся русская история – чередование оттепелей и заморозков; вероятно, в языческие времена было у нас не просто многобожие, а нечто вроде двоебожия. Один бог отвечал за радости и осыпал милостями, второй был суров и подвергал каре; один воскресал весной, другой брался за дело осенью. В общем, для всех стран с резко континентальным климатом такая бинарность в высшей степени характерна. Это в Индии, ближе к экватору, где смена времен года почти незаметна, отлично понимают, что борьба добра со злом выдумана, что на самом деле борется с собой одна и та же сущность, да и вообще добро и зло относительны, и потому не надо брать ничьей стороны. Там, где дни облачны и кратки, а полгода нос на улицу не высунешь, о зле понятия самые конкретные. Там живут во власти двух божеств и, соответственно, изобретают себе два национальных праздника.

В православной концепции главный – Пасха, и откровенные патриоты иногда называют «красной Пасхой» свой любезный Первомай.

Осенних праздников много, но наиболее символичен отмечаемый 6 ноября (24 октября) день иконы Божией Матери Всех скорбящих радости. Ведь и 7 ноября в советской традиции, да простится мне невольное кощунство, – день всех скорбящих радости: пришли большевики, освободили… Между тем 7 ноября (25 октября) 1917 года еще ничего, собственно, не произошло; большевики брали власть еще четыре года – до победы в Гражданской войне большая часть страны ими не контролировалась, да и потом, если честно, то тут, то там вспыхивали восстания и орудовали банды. Сам по себе октябрьский переворот был чисто символическим, до красного террора в стране вообще было двоевластие, так что отмечать, по большому счету, нечего. Когда Ленин сказал, что революция совершилась, – лукавил: взят был Зимний дворец, в котором давно ничего не решалось, а переход Петроградского гарнизона на сторону большевиков далеко не означал большевизации всей армии. В истории 1917 – 1921 гг.

полно куда более триумфальных дат, чем арест кучки перепуганных министров и захват почт. Тем не менее Россия выбрала 7 ноября – день, когда осень переходит в зиму, когда надо наесться студня и налюбоваться родной армией перед долгой скучной спячкой. Тут вам и парад, и гулянья: есть чем встретить холода и неприятеля, есть с чем перезимовать. Первомай – праздник весны и вседозволенности; 7 ноября – праздник холода и самодисциплины, последний смотр сил перед долгим противостоянием утлого жилого тепла и железного окружающего холода. Это наш праздник осеннего равнодействия, не путать с равноденствием: день, когда мы спрашиваем себя – готовы ли мы противостоять новому натиску льда и ночи? Готовы. Ну и отлично.

Немудрено поэтому, что вполне отказаться от ноябрьского праздника, уравновешивающего майский, ни одна из российских властей не в состоянии. Сначала, дискредитировав революцию, решили объявить 7 ноября Днем примирения и согласия – хотя кто с кем соглашается, до сих пор неясно. Никакого согласия в этот день даже близко не наблюдается – одни надрывно тоскуют по Красному проекту, другие яростно от него открещиваются. Потом задумали вообще отменить 7 ноября (все-таки у Ленина были кое-какие принципы – так вот забудем их, будто и не было никакого коммунизма, никакой великой утопии, и само великое умозрительное государство, в котором каждому вменялось в обязанность работать над собой, приснилось кремлевским мечтателям). Лично мне представляется, что Ленин задумал гигантскую, весьма своевременную модернизацию России, а превратилась она, по национальной традиции, в кровавое самоистребление, но тут уж Ленин не виноват: Сталин, в конце концов, тоже хотел избавиться от нескольких ближайших соратников, а получилась вакханалия тридцать седьмого года. У нас все превращается в вакханалию, страна такая. Но отменять 7 ноября я не вижу никаких оснований: большевики были единственными, кто отважился взять ответственность за Россию, и многие их мероприятия были исключительно осмысленными. Ладно, давайте не будем праздновать 7 ноября, но почему надо идейный праздник заменять чисто национальным? Ведь 4 ноября, когда выгнали из Кремля поляков, – не только мало кому известно, но и далеко не так принципиально для русской истории: борьба за свою территорию – куда более древний, архаичный и, в общем, примитивный инстинкт, чем борьба за новый строй. 4 ноября отстаивали ценности имманентные – территориальные, национальные; 7 ноября 1917 года Россия начала разбег для прыжка в будущее – 4 ноября 1612 года она всего лишь отстояла свое прошлое, а новый проект начался лишь с воцарения Михаила Романова, с новой династии… Никто не спорит, выгнать иноземных захватчиков – великое дело, но иноземных захватчиков Россия выгоняла многажды. Величайшая ее победа празднуется 9 мая, да и на поле Куликовом 8 сентября 1380 года случилась вещь куда более важная, но Россия инстинктом чует, что ей нужен праздник наступления зимы. И для этого праздника годится любой предлог. Вот и не будем придавать этому предлогу принципиального значения. Подумаем лучше о нашей бинарности, о нашем весенне-осеннем цикле, о чередованиях тепла и холода в нашей замкнутой истории. Запомним, что в разгар весны нам обязательно надо отметить раскрепощение, а в разгар осени устроить смотр сил перед долгой и жестокой зимой.

Соберемся за столом, выпьем русской водки, закусим русской закуской и не будем особо заморачиваться, по какому случаю праздник.

Праздник по тому случаю, что перед очередным похолоданием надо повеселиться, посмотреть друг на друга и со стоическим достоинством северного народа перейти в ближайшие полгода на зимний режим существования.

А.Быков

© Вечерняя Москва

ОбществоМир

2596

07.11.2005, 16:26

URL: https://www.babr24.news/?ADE=25677

Bytes: 10515 / 10515

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Общество"

Инсайд. Муниципалицид по-котюковски

Глава Красноярского края Михаил Котюков, который в 2023 году шел на выборы со слоганом «Работать по-новому, работать для людей», в очередной раз проявил безразличие к жителям возглавляемого им региона.

Кирилл Богданович

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

438

02.05.2025

Инсайд. Серый кардинал пяти губернаторов

Пересидевший четверых глав Красноярского края руководитель губернаторской администрации Сергей Пономаренко карьерой обязан собственному отцу, Александру Пономаренко, и бывшему главе региона Александру Уссу.

Кирилл Богданович

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

3413

01.05.2025

Инсайд. 34 больных зуба всех будущих губернаторов Красноярского края и Пономаренко в роли стоматолога

В рубрике «мнение» прочитал наблюдения жителя Канска. Не согласиться с этим чертовски сложно. На моём длинном веку насмотрелись на вороватых Бахтиных и Симановских, на бестолкового Саара. Чего только бедные севера не вытерпели! Но люди здесь природой закалённые, наверно поэтому не все ещё уехали.

Кирилл Богданович

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

4399

30.04.2025

Прямая линия Котюкова: разбор Бабра

Вчера, 29 апреля, состоялась очередная непрямая линия губернатора Красноярского края Михаила Котюкова. Это уже третья линия, которая проходит в обновлённом формате на телеканале «Енисей». Что вопросы, что ответы – заранее подготовленные.

Анна Роменская

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

4490

30.04.2025

Лесные пожары угрожают экосистеме Монголии: масштабы, причины и борьба

Монголия вновь столкнулась с масштабной угрозой. На ее территории зафиксированы многочисленные лесные и степные пожары. В настоящее время зарегистрировано 76 возгораний в 52 сомонах 12 аймаков и в двух районах Улан-Батора.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияМонголия

10823

30.04.2025

Инсайд. «Браво Пономаренко, вы уникальны!!!»

С 2012 года внимательно наблюдаю за происходящим в регионе бардаком, особенно в сфере управления. Наблюдаю, к слову, в одной из наиболее депрессивных точек Красноярского края, городе Канске.

Кирилл Богданович

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

4422

28.04.2025

Телеграм Красноярска за неделю. Муниципальная реформа и закрытые комментарии

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в красноярском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 21 по 27 апреля включительно. Одноуровневое самоуправление Событием года можно считать запуск оптимизации системы местного самоуправления губернатором Михаилом Котюковым.

Анна Роменская

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

7173

28.04.2025

Блогнот. Революция Михаила Котюкова

24 апреля на сессии Заксобрания большинство депутатов поддержали внесённый губернатором пакет законов «об организационных основах и территориальной организации местного самоуправления».

Валерий Лужный

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

15313

24.04.2025

Монголия в ожидании COP17: подготовка при участии международных организаций

Монголия примет 17-ю сессию Конференции сторон в следующем году. Подготовку ко встрече поддерживает Программа развития ООН. В связи с этим 21 апреля в Улан-Баторе прошла первая консультация с участием международных партнеров.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаЭкологияМонголия

4683

24.04.2025

Белое золото Монголии: кашемир вместо угля

Национальная программа «Белое золото» получила масштабную государственную поддержку. В этом году в рамках проекта выделены кредиты на сумму 800 миллиардов тугриков. Из них 300 миллиардов направлены на пополнение оборотных средств, а 488 миллиардов — на инвестиционные цели.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкономика и бизнесМонголия

5609

23.04.2025

Грядут большие перемены: в Красноярье оптимизируют систему местного самоуправления

Событие месяца, если не года, произошло в Красноярском крае. Стало известно, что глава региона Михаил Котюков внёс в Заксобрание законопроект об упразднении двухуровневой системы местного самоуправления.

Анна Роменская

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

13004

22.04.2025

Мегапроекты на будущее: Монголия делает ставку на переработку сырья

Монголия пытается выйти на новый уровень экономического развития, стремясь сократить зависимость от экспорта сырья. Основной акцент делается на переработке полезных ископаемых внутри страны.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесМонголия

6026

22.04.2025

Лица Сибири

Торопов Михаил

Кондрашова Марина

Хоменко Андрей

Страшников Юрий

Асеева Анна

Буянов Роман

Амагыров Валерий

Мазуренко Альберт

Каминская Татьяна

Кириченко Виталий