Артур Скальский

© ЖЖ Noblesse Oblige

ОбществоМир

3376

08.05.2008, 21:50

Все малокровные, у всех жена ушла

Популярный аргумент: вы со своим NN, а у нас сельские школы закрываются, 40 тысяч зэков больны СПИДом, на дорогах гибнет по 300 тысяч в год и вообще миллион годовая убыль населения. И еще надо приглядеться – может, у него был хронический тромбофлебит, авария подстроена, а главврач закупал оборудование по завышенным ценам.

Все это довольно глупо. Массовое сознание оперирует не большими числами, а конкретными примерами. Чтобы вопрос попал в фокус общественного внимания, кто-то должен его символизировать, и часто этот символ выхватывается из моря житейского достаточно случайно. Очевидно, что Дрейфус, о котором нынче часто вспоминают, был в свое время не единственным ложно осужденным. Можно себе представить, сколько народу вообще порешили в судебном порядке безо всякой вины, и никто на них и внимания не обратил. Выяснения, как все было на самом деле, дают не больше толку, чем расчеты, чье несчастье самое несчастное.

Можно обмануть аудиторию ложными фактами, но нельзя увлечь общество несуществующей проблемой. Допустим, что солдат Сычев от начала до конца выдуман сечинской братвой в целях помешать Иванову стать преемником, что Светлана Багдасарян из тех же соображений бросилась под машину, Федорова выкинула ребенка с лестницы, Иванникова была буйной психопаткой, Тарусская больница работала в нарушение всех мыслимых законодательных норм, а Алексанян полтора года отказывался лечиться. So what? Подробности жизни и сам факт существования конкретного человека волнует, как это не печально признавать, только его непосредственных родственников.

Почему единичный случай становится предметом дискуссии? Какую реальную проблему обсуждает общество под всеми этими псевдонимами? Проблему легитимности государственного насилия и его границ. А это, дорогие коллеги, ключевой вопрос современности.

Во всех этих случаях фигурируют базовые институты государственного принуждения – армия, прокуратура, суд, тюрьма (обратите внимание, что национальный вопрос возникает только в качестве приложения к основному и самостоятельного значения не имеет – им, увы, интересуются только мнительные интеллектуалы патриотической направленности, для общества at large проблема малоразличима). Институты эти действующие и реальные – это парламентаризм у нас декоративный и средства массовой информации игрушечные, а тюрьма очень настоящая.

То, что последние восемь лет называлось укреплением государственности, выстраиванием вертикали и пробуждением в рабской постсоветской душе заснувших было патерналистских вожделений, было в реальности чем-то совершенно противоположным – а именно, процессом последовательного развода государства и общества, эмансипацией гражданина от гражданских институтов. Граждане живут сами по себе, а государственный аппарат совершенно сам по себе, как пушка и единорог. Общение между ними происходит по двум каналам: 1. аппарат присваивает и потребляет материальный ресурс, создаваемый обществом и 2. аппарат применяет или угрожает применить насилие к гражданину, понуждая его откупаться. Формы откупа варьируются от конкретно-материальных (от взяток до передачи части собственности) до символических, типа участия в театрализованных выборах или лояльности к их фальсификации (выборный процент в реальной своей составляющей – не проявление рвущейся наружу любви к мифическому путину, а мы сделаем, как вы хотите, а вы от нас отстанете. По тому же принципу отвечают и на соцопросы).

Обратим внимание, что первая форма бытования государственного аппарата не вызывает возмущения и не является предметом общественной дискуссии. Воруют – не проблема (вероятно, пока), проблема – убивают. Почему такой резонанс получают аварии с участием служебных машин? Что, граждане мало давят друг друга частным порядком? Куда как чаще, чем казенные водители, которые и пограмотнее, и дорожат своим местом, и меньше любят рисковать. Но людей стало задевать институционализированное право машины с мигалкой безвозбранно задавить каждого. Само право на машину с мигалкой на данный момент не подвергается сомнению. Иными словами, граждане готовы кормить за свой счет паразитический (не в оценочном, а в самом буквальном смысле) класс госслужащих и правоохранителей (очевидно, ресурс настолько велик, что общество этого расхода не замечает).

Весь же вопрос крутится вокруг того аспекта административного ресурса, который представляет собою закрепленную возможность как применения насилия, так торговли индульгенциями от него же. На что имеет право государство по отношению к гражданам? Какие формы насилия приемлемы, а какие больше нет (кажется, что призывная повинность будет отмирать, потому что на нее никто не согласен, милицейские лицензии на убийства на очереди, а до борьбы против предварительного заключения как формы облегчения работы следствия пока дело не дошло)? Какие из них могут быть легитимно присвоены частным лицом в своих интересах (случай Иванниковой)? Как общество может воздействовать на государственные институты (случай Федоровой – Аракчеева)? Есть ли смысл в гражданской кооперации, или лучше договариваться индивидуально (Южное Бутово – Тарусская больница)? Маркс, учение которого, как известно, всесильно, потому что верно, писал, что, если общество задается вопросом, значит, ответ на него уже найден.

Артур Скальский

© ЖЖ Noblesse Oblige

ОбществоМир

3376

08.05.2008, 21:50

URL: https://www.babr24.news/?ADE=45458

Bytes: 5242 / 5242

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Общество"

Инсайд. И снова о радоне

Перед сном интересно почитать о радиации в Красноярске. Нет, не беспокойтесь, ничего нового. Если коротко, город стоит на месторождении урана. К поверхности земли поднимаются продукты распада урана – радон, полоний, висмут и прочие.

Кирилл Богданович

ОбществоСкандалыТранспортКрасноярск

660

31.10.2025

Нам пишут. Больше не депутат

Дюков выложил в соцсетях роман пост в 2-х частях, из которого понятно, что Вячеслав Игоревич уже переживает вовсе не из-за лишения его мандата. Страшнее беда надвигается – арест.

Валерий Лужный

ОбществоСкандалыКрасноярск

1218

31.10.2025

Нам пишут. Счетная палата, аффилированность и конфликт интересов

Счетная палата Красноярского края провела контрольные мероприятия на целевое и эффективное использование субсидий на развитие несельскохозяйственных видов деятельности, включая сельский туризм, предоставленных в рамках Государственной программы края «Развитие сельского хозяйства и регулирования ...

Валерий Лужный

ОбществоЭкономика и бизнесКрасноярск

5586

30.10.2025

Самодостаточная Монголия: частный бизнес — опора продовольственной безопасности

Программа продовольственной безопасности в Монголии сегодня стала не просто частью внутренней экономической политики, а реальной стратегией выживания и развития.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкономика и бизнесМонголия

2529

30.10.2025

Донос поощряется: монгольские власти заплатят за сообщения о нарушениях ПДД

С 1 ноября в Монголии начнет действовать обновленное приложение «102 Полиция». Через него граждане смогут отправлять сообщения о нарушениях правил дорожного движения. За каждое подтвержденное нарушение предусмотрено вознаграждение. Формально речь идет о повышении уровня безопасности.

Эрнест Баатырев

ОбществоТранспортМонголия

866

29.10.2025

Блогнот. Спор абсолютно непримиримых лагерей

Иногда кажется, что нет темы, способной раскалить общество сильнее, чем вопрос о бездомных животных. Особенно о собаках. Спор, который из рационального русла моментально перетекает в кромешный ад, где люди начинают желать друг другу смерти из-за животных, которых, по сути, никто не знает.

Валерий Лужный

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

4460

28.10.2025

Степь сдает позиции: кочевое наследие борется с пустыней

В Монголии можно увидеть, как новейшие технологии соседствуют с древними кочевыми традициями, а за окнами офисов пасутся стада. Но сегодня вековые традиции пастбищного животноводства оказались под угрозой. Земли, столетиями кормившие монголов и их соседей, стремительно беднеют.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияЭкономика и бизнесМонголия

4295

28.10.2025

Инсайд. Отлов собак — бессмысленный и беспощадный (к людям)

После трагедии в Кузнецово следком задержал подрядчицу по отлову собак. Ирина Музыка руководит красноярской общественной организацией «Мой пёс». 22 сентября она заключила контракт с Берёзовским районом на отлов животных.

Кирилл Богданович

ОбществоПроисшествияСкандалыКрасноярск

1760

27.10.2025

Нам пишут. Виновны

Страшная трагедия прошедших выходных не оставила равнодушных в Красноярском крае. В редакцию Бабра пришло письмо от разгневанного жителя. После трагедии с нападением собак на ребенка, обвиняют, конечно, собак. Но животные не могут осознавать опасность своих действий.

Валерий Лужный

ОбществоПроисшествияСкандалыКрасноярск

1340

27.10.2025

Нам пишут. Визгливые шавки, или Здоровья и оптимизма депутату Дюкову

На прошлой неделе красноярский Бабр опубликовал письмо читателя с критикой депутата городского совета Вячеслава Дюкова. В ответном посте депутат оскорбил и издание, и автора письма. Последний тоже решил ответить Дюкову.

Валерий Лужный

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

7938

24.10.2025

ЗАГСу Бодайбо осталось регистрировать только смерти

В стремительно теряющем население Бодайбо новая демографическая напасть. С 4 октября с родивших в Иркутске жительниц далекого золотоносного муниципалитета по дороге домой стали требовать свидетельство о рождении ребенка. Раньше на борт можно было попасть с одной медицинской справкой о рождении.

Георгий Булычев

ОбществоЗдоровьеТранспортИркутск

2587

23.10.2025

Топливо и власть: уравнение с политическими и социальными переменными

Монголия вступила в отопительный сезон в состоянии кризиса. В Улан-Баторе растут очереди за углем и автомобильным топливом, а воздух столицы постепенно заполняется смогом. Люди часами пытаются купить хотя бы три мешка угля, разрешенные властями.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесМонголия

7404

23.10.2025

Лица Сибири

Коновалов Валентин

Тюников Александр

Абушеев Виктор

Космылин Адрей

Павлюк Леонид

Буянов Роман

Пашинский Сергей

Седых Марина

Монахов Евгений

Швыткин Юрий