Яна Долганина

© Тайга.info

ЭкономикаМир

4849

20.11.2008, 12:40

Обороняйся от налогов, кто может

Намерения России разместить в Калининградской области новые ракетные комплексы бурно обсуждает весь мир. Со страниц зарубежных СМИ не исчезает слово «Искандер». Слово, которому прочат судьбу символа новой «холодной» войны.

Новосибирск такой войной не испугаешь. Здесь боятся другого — потерять «Искандер» и прочие виды оружия, в разработке и создании которых принимает участие новосибирское ФГУП «НИИ электронных приборов» (НИИЭП).

Это предприятие появилось в 1950 году. Его специалисты принимали участие в создании изделий для зенитно-ракетных систем «Круг», «Шторм, «Тор», «Кинжал», «Стрела-10М2», для авиационных ракет К-73, К-77, Х-59У, для ОТР «Точка У», «Искандер М», реактивной системы залпового огня «Смерч» и многих других. В НИИЭП также выпускают и продукцию двойного назначения: датчики обледенения и систем кондиционирования летательных аппаратов нового поколения, в том числе на самолет-амфибию Бе-200ЧС. Сейчас в сфере производства систем неконтактного подрыва у института практически нет конкурентов на российском рынке. По словам его директора Валерия Эдвабника, НИИЭП выигрывает практически все тендеры, в которых участвует.

Сам Валерий Эдвабник в Новосибирске с 1971 года. Как и многие молодые люди того времени, он согласился поехать сюда по простой причине – мол, когда еще я здесь побываю? Однако его несколько лет в Сибири растянулись на всю жизнь. В 1992 году Валерий Эдвабник стал директором НИИЭП. Через десять лет институт под его руководством, начав зарабатывать на зарубежных контрактах, рассчитался со всеми долгами, в том числе, налоговыми. Также в начале 2000-х предприятие поставило себе задачу — стать лучшим в своей отрасли.

Парадокс, но в настоящее время над директором предприятия – разработчика мощнейшего оружия – нависла угроза, сравнимая разве что с военной. Только в его случае прославленные «Искандер», «Смерч» или «Шторм» не помогут. Ведь Валерию Эдвабнику приходится воевать с… правосудием. А оружия против него он еще не придумал.

«В 2003 году мы поняли, что перед нами нависают довольно приличные проблемы. И вместо того чтобы жить и работать по реструктуризации и потихоньку выплачивать налоги, мы поняли, что не в силах это делать. Приняли решение: старые налоги – погасить, а новые — нарабатывать, — рассказывает Валерий Эдвабник. — Возникла дилемма: или жить дальше и забыть о том, что мы не можем в полном объеме платить налоги (физически средств не хватает), ну или как-то «скукоживаться». Некоторые мои коллеги пошли по другому пути, решили жить по средствам. Я знаю предприятия, которые сократились более чем в десять раз по сравнению со своими лучшими временами. Сотрудники там работают три дня в неделю, и зарплата оставляет желать лучшего. Но они работают, не имеют налоговой задолженности. На мой взгляд, это предприятия без будущего. Речь идет о серийных заводах. Конечно, ни один институт-разработчик так работать не сможет. Хотя еще пару лет и, я уверен, НИИЭП добьется выполнения амбициозных задач, которые он перед собой ставил».

Институтом в качестве приоритета было выбрано поддержание работы. А налоги стали выплачиваться лишь частично. Так предприятие относительно спокойно существовало до конца 2005 года. Тогда к руководителю предприятия пожаловали представители правоохранительных органов. Причиной их появления стала как раз налоговая недоимка.

«13 января 2006 года в отношении Валерия Эдвабника как руководителя предприятия было заведено дело по ст. 199.2 УК РФ (сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов). Он обвиняется в неуплате свыше 142 миллионов рублей за период с января 2004-го по 30 апреля 2005 года. Материалы по делу поступили из Управления по налоговым преступлениям ГУВД по Новосибирской области», — сообщила государственный обвинитель Ольга Еремеева. По ее словам, данных проверок было достаточно для возбуждения уголовного дела. Предприятие известили о необходимости уплаты налогов, однако его руководство не предприняло соответствующих действий.

Валерий Эдвабник вины не отрицает. Но в уголовных делах, которые заведены на него (а их уже два — по одной и той же статье, правда, за разные периоды) он видит происки людей, гоняющихся за имуществом института, который занимает более четырех гектаров земли в центре Новосибирска. Ведь, по мнению руководителя, за уплату налогов в неполном объеме должны были быть приняты как минимум административные методы воздействия. Но ни по нему лично, ни по предприятию налоговая инспекция не делала никаких представлений. Как же так, ведь были недоимки?

«Приходя к нам с проверкой, они всякий раз обнаруживали одну и ту же вещь: сумма исчисленных и показанных нами налогов всегда превышала то, что они считали, — поясняет Валерий Эдвабник. – Видя нашу прозрачную отчетность, что они могли сказать? Они действовали известными методами: безакцептное снятие, выписка инкассовых поручений, чтобы с расчетных счетов снимались деньги, обращение на взыскание имущества». По словам директора предприятия, он виноват, но только в нарушении требований ст.855 ГК РФ («Очередность списания денежных средств со счета»).

«Предприятие отнесено к числу стратегических предприятий оборонно-промышленного комплекса России. В моем контракте первый пункт – обеспечить разумное управление предприятием с целью недопущения его банкротства. Да, там есть 18 пункт – своевременно и в полном объеме выплачивать налоги. Но не зря же собственник — государство – на первом месте в типовом договоре записал именно недопущение банкротства предприятия. Поэтому я говорю, что из якобы свободных средств я 70 миллионов рублей истратил на комплектацию, материалы, полуфабрикаты, 30 – на жизнеобеспечение, еще 20 — на текущий ремонт и хозяйственные нужды. Все это отражено в калькуляциях, накладных, отчетности. Нельзя их считать свободными средствами! Ну, сначала уплати налоги, а потом спи спокойно где-нибудь в районе Мочищенского шоссе», — с грустью и одновременно раздражением продолжает Эдвабник.

По словам Валерия Эдвабника получается, что как раз те самые лишние, «свободные», деньги и были истрачены на поддержание жизни предприятия. Да, любая фирма должна укладываться в ту сумму, которая остается от уплаты налогов. Если ее не хватает на зарплату и на само производство, предприятие нерентабельно. В таком случае, надо его закрыть? А если это стратегически важное производство? Пусть живет? Пусть сокращается, ужимается, скукоживается. Но не превратится ли такое «скукоживание» в замкнутый круг: сокращение-сокращение-сокращение? Предприятие медленно, но верно, будет стремиться к нулю.

Но возникает вопрос: как же живут другие? Неужели нельзя проверить, действительно ли средства, неуплаченные предприятием в казну, были ему не нужны? По словам Валерия Эдвабника, в проведении экспертизы в Минюсте, которая могла бы свидетельствовать в его пользу, ему отказали. Исследование предприятие заказало Институту экономики и организации промышленного производства СО РАН. «Выводы наших ученых однозначны: в течение любого финансового периода наступил бы полный коллапс НИИЭПа. Ущерб в результате невыплаченных налогов (а мы часть платили, значит, они бы были невыплачены вообще), высвобождения персонала, невыполнения работ, порученных институту, без учета мультипликативного эффекта составил бы сумму в четрые-пять раз больше, чем та сумма, которая здесь инкриминируется», — говорит Валерий Эдвабник.

По версии защиты, учитывая все эти факты, Эдвабника должны признать невиновным хотя бы на основании того, что ущерб, нанесенный его действиями, несопоставимо мал по сравнению с тем, что могло бы быть, если бы институт платил налоги своевременно и в полном объеме.

Государственный обвинитель Ольга Еремеева со своей стороны отказалась комментировать даже возможность проведения такой экспертизы. Ведь, по ее словам, ходатайства о проведении экспертизы даже не поступало. «Да, я слышала какие-то реплики по поводу экспертизы, но ходатайства во время судебного заседания никакого не поступало. Ничего такого не заявлялось, и, тем более, не рассматривалось. К делу не приобщались никакие документы», — сказала она корреспонденту ТАЙГИ.info.

Тем временем, в суде уже состоялись прения сторон, а в декабре подсудимый произнесет последнее слово. Ольга Еремеева просит для Валерия Эдвабника два года лишения свободы и полтора года лишения права занимать руководящие должности или заниматься определенной деятельностью. Вероятно, учитывая заслуги директора НИИЭПа, в случае вынесения обвинительного приговора, срок будет условным. На днях второе дело по той же статье должно быть передано в суд.

Яна Долганина

© Тайга.info

ЭкономикаМир

4849

20.11.2008, 12:40

URL: https://www.babr24.news/?ADE=48788

Bytes: 8667 / 8619

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
newsbabr@gmail.com

Автор текста: Яна Долганина.

Другие статьи в рубрике "Экономика"

Экономика Новосибирска. Ожидаются головокружительные результаты

Губернатор Новосибирской области Андрей Травников считает, что регион набрал неплохой разгон в экономике, поэтому 2025 год оказался весьма тяжёлым. Травников отчитался перед Законодательным собранием о труднодостижимых, но якобы положительных итогах.

Адриан Орлов

ЭкономикаПолитикаНовосибирск

1605

05.02.2026

Как-нибудь там дышите! «Илим» не хочет платить за свой вред Братску

Не успела группа «Илим» отчитаться по итогам 2025-го о своих природоохранных приоритетах, как грянула поразительная новость: управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории пришло с иском в арбитражный суд против группы «Илим».

Георгий Булычев

ЭкономикаСкандалыОбществоИркутск

1333

04.02.2026

Битва за кошельки: как федеральные ритейлеры добивают бюджет Бурятии и выдавливают местный бизнес

В конце декабря на кадрах любительской съёмки в улан-удэнском ТЦ Capital Mall видно, как толпа покупателей штурмует холодильники с рыбой и выносит коробки с молочной продукцией, оставляя после себя голые стеллажи. Так открылся первый в Бурятии гипермаркет «Лента».

Виктор Кулагин

ЭкономикаРасследованияБурятия

8688

03.02.2026

Томское общажное рабство: как вузы экономят на клининге и кошмарят студентов

Студентка СибГМУ Анна решила, что жить в грязи и убирать чужие углы бесплатно — это перебор, и пошла жаловаться в прокуратуру. Теперь два крупных томских вуза объединились не для того, чтобы сделать ремонт в старых зданиях, а чтобы общими усилиями выжить одну честную девушку из общежития.

Октябрина Тихонова

ЭкономикаОбразованиеОбществоТомск

1766

02.02.2026

Не ждали? А мы пришли. Переносы по ГЧП-поликлиникам

Когда на дворе был ещё 2025 год, власти Новосибирска совместно с ГК «ВИС» обещали, что перенос сроков строительства семи поликлиник по ГЧП на 2026 год — последний.

Адриан Орлов

ЭкономикаПолитикаНовосибирск

8913

30.01.2026

Столичные налоги и сибирский карман: Дарья Карасёва предложила Травникову раскулачить московские офисы

Новосибирская область входит в 2026 год с огромной финансовой дырой, которую не получится закрыть обычными штрафами или налогами на малый бизнес.

Октябрина Тихонова

ЭкономикаПолитикаКорпорацииНовосибирск

10059

30.01.2026

«Чингис хаан» трещит по швам: аэропорт стал тесным раньше срока

Международный аэропорт «Чингис хаан» задумывался как запас прочности для растущей Монголии, но уже через несколько лет после запуска упёрся в потолок. Пассажиров оказалось в разы больше, чем изначально планировало правительство.

Есения Линней

ЭкономикаТуризмТранспортМонголия

1927

30.01.2026

Томскнефть: рост, который вдохновляет

В 2025 году АО «Томскнефть» ВНК продемонстрировало впечатляющий подъем добычи нефти, тем самым подтвердив статус лидера среди недропользователей Томской области.

Александра Рубинштейн

ЭкономикаТомск

5009

30.01.2026

Газ под ногами

Десятилетия соглашений, миллиарды вложений, гигантское Ковыктинское месторождение. Казалось бы, все звезды сошлись над Иркутской областью в громкое слово «газификация»… Но газ в домах иркутян так и остается обещанием на бумаге.

Глеб Севостьянов

ЭкономикаЖКХПолитикаИркутск

12115

28.01.2026

55 миллионов ушли в никуда: Томск остался без скверов

Администрация Томска умудрилась провалить федеральный национальный проект и была вынуждена вернуть государству 55 миллионов рублей, выделенных на благоустройство. Из-за нерасторопности подрядчиков и отсутствия жёсткого контроля со стороны мэрии город лишился денег на парки и скверы.

Октябрина Тихонова

ЭкономикаБлагоустройствоТомск

1564

28.01.2026

Новосибирский тариф. Почему за автоподставы платят обычные водители?

С начала 2026 года стоимость полиса ОСАГО в Новосибирской области взлетела в два с лишним раза, превратив обязательную страховку в предмет роскоши.

Октябрина Тихонова

ЭкономикаПолитикаТранспортНовосибирск

6922

27.01.2026

Бензиновый обман в Новосибирске: как январский НДС «съел» декабрьские скидки

Новосибирские власти и лояльные СМИ радостно трубят о снижении цен на топливо, ссылаясь на старую статистику за декабрь. Пока в социальных сетях транслируют бодрые анонсы об экономии, водители на заправках наблюдают совсем другую картину: январский рост цен перекрыл уже все прошлые достижения.

Октябрина Тихонова

ЭкономикаТранспортОбществоНовосибирск

1552

27.01.2026

Лица Сибири

Мазур Юлия

Никитин Анатолий

Левченко Сергей

Пшонко Елена

Намсараев Намсарай

Тощева Мария

Курьянович Николай

Трутнев Юрий

Сиенко Олег

Грошева Надежда