Павел Каныгин

© Новая газета

ОбществоМир

2637

31.03.2009, 15:31

Красная икра изменит свой вкус

С 1 июля, идя навстречу пожеланиям Евросоюза, российские производители сделают ее безвредной и несоленой.

ИТАР-ТАСС

Работа главного технолога рыбхоза Андрея Андреева — зрелище не для слабонервных. Особенно учитывая бедственное положение наших граждан, переживающих кризис. «Это уникальный человек, его вкусу доверяет сам Онищенко, не говоря уже о сотнях тысяч рядовых потребителей, — говорил мне сотрудник рыбхоза, провожая в огромный морской контейнер. — Но вот у меня лично сердце кровью обливается, когда вижу его за делом…»

С легким скрипом открылась дверь контейнера. Стоя перед большой канистрой, главный технолог Андреев отправляет в рот ложку красной икры. На лице полная невозмутимость, на груди — измазанный в икре слюнявчик. Андреев кивает, после чего помощник подносит к нему ведро. Секундная пауза. И сплевывая туда, главный технолог идет делать забор к новой канистре. Так продолжалось еще минут десять…

— Тяжелейшая работа, — делился затем со мной сотрудник, оставляя Андреева наедине с икрой. — Его (Андреева. — П. К.) вкусовые рецепторы словно микролаборатория, определяющая химический состав и консистенцию продукта… Перед отправкой в розничные сети опробовать приходится каждую партию икры, то есть съедать около двух килограммов в неделю… Кому-то, конечно, такое покажется сказкой, но Андреев, по-моему, уже ненавидит икру. Другое дело, из-за обязательного использования «Варекса»* дегустировать икру уже будет бессмысленно…

Название этого консерванта в рыбхозе произносили чаще, чем такие слова, как «кризис» или «падение продаж». Но говорить о нем подробно не хотел никто.

— Это очень тонкий вопрос. Я бы даже сказал, политический, — тихо пояснил мне анонимный сотрудник. — Поговорите лучше с Андреевым.

Спустя полчаса я встретил Андреева в столовой рыбхоза. Главный технолог сидел перед нетронутыми солянкой и оливье (икры, как я и предполагал, поблизости не было). Разговаривал по телефону: «Медлить больше нельзя. Либо сбываем партию по низкой цене, либо все начнет гнить к чертовой матери…» Андрееву снова позвонили. «Гриша, нам с тобой природа уже никак не поможет, — откровенно сказал он, запустив ложку в суп. — Лучшие времена прошли, и даже богатая путина нас не спасет, теперь «Варекс» — наш бог и господин…»

Пока я думал, что все это может значить, Андреев попробовал солянку. Затем кивнул. На мгновение показалось — солянка вот-вот повторит историю икры из канистры. Но этого не случилось. «Ну, — приветливо сказал он, отложив наконец телефон. — Покушаем, чем бог послал». На вид Андрееву — чуть больше тридцати. На лице почти всегда довольная улыбка.

— Очень много разговоров про «Варекс». Он как-то влияет на ситуацию в отрасли? — спросил я его за обедом.

— На отрасль влияет кризис, — спокойно ответил Андреев. — А «Варекс» эту самую отрасль элементарно добьет… Могу назвать даже точное число гибели: это будет 1 июля, когда «Варекс» официально станет единственным консервантом для икры.

— Подождите, — говорю. — То есть консервант станет причиной краха отрасли?

— Вижу, вы не понимаете глубины вопроса. Давайте мыслить шире, аллегорически… Вот это солянка, так? — Андреев пододвинул ко мне тарелку с супом и рассудительно продолжил: — Хорошо. Теперь давайте подумаем, почему мы так ее любим и ценим. Я скажу: за оригинальный вкус, который дает ей соленый огурец. А теперь представьте, что с 1 июля условный Россупнадзор обязывает всех использовать при изготовлении солянки не огурец, а морковку… Примерно то же и с икрой. «Варекс» полностью уничтожает привычный всем слабосоленый вкус икры, делая ее весьма горькой. Хотя за счет потери вкуса мы получаем увеличенный срок годности. А сейчас давайте подумаем, будет ли потребитель покупать такую икру, эту солянку из моркови вместо огурца? Конечно, нет. Более того, потребитель будет искать нормальную икру, и, могу заверить, он ее найдет. Я о чем: легальная икорная индустрия страны может скатиться назад в 90-е, когда большая часть продукции сбывалась в обход норм. То есть отрасль официально исчезнет, уйдя в тень…

Андреев вдруг встал из-за стола и сказал: «Сейчас проведем эксперимент, побудете немного дегустатором, попробуете икру с «Варексом» и без».

Компания Андреева — один из крупнейших в стране поставщиков икры тихоокеанских лососевых рыб. Примерно на 15 таких фирм приходится 90% легального рынка, то есть более 20 тысяч тонн добытой икры ежегодно. Поставщики имеют собственные производственные базы на Дальнем Востоке: флот и перерабатывающие заводы. Но, как говорит Андреев, так и не создали своей ассоциации: «Из-за своей жадности мы не смогли вовремя объединиться и помешать приходу «Варекса». В то же время кто-то подсуетился и пролоббировал монопольный статус этого консерванта. А мы теперь кусаем локти».

— Вы во всем вините «Варекс»? — спросил я.

— Нет, ну, конечно, он не единственная причина. Одно накладывается на другое. Только из-за кризиса компании ощущают сегодня падение спроса на икру в 20%. Прибавьте к этому также наглость наших розничных сетей…

Под наглостью Андреев имел в виду нынешнюю антикризисную практику отсрочки платежей поставщикам и «вводные бонусы». То есть, чтобы магазин взялся продавать товар, поставщик обязан выплатить ему процент от стоимости партии. По икре так называемый бонус за ввод позиции поднялся с 10 до 15%. Кроме того, с начала года продавцы увеличили срок возврата доходов от реализации до 45 дней. «И они еще постоянно плачутся: у нас кризис! Но ведь и у нас кризис! Работать с розницей из-за этих полуофициальных откатов становится невыгодно. Легче работать из-под полы. Вот вам и причины. Икорный бизнес только-только перешел на легальное положение, оцивилизовался, так сказать, как его снова вынуждают уходить в тень».

Андреев раскладывает на столе три баночки разных цветов: «Одна — с «Варексом», одна — со старым добрым уротропином Е-239, одна просроченная, но также обработанная «Варексом». Главный технолог выдает мне ложку: «Так, начните с зеленой». Пробую, обычная немного соленая икра. Дальше пробую с черной наклейкой: горьковатый и одновременно сладкий вкус. То же и в красной банке.

— Что вы почувствовали? Конкретно по двум последним пробам? — быстро спросил Андреев. — Можете даже не отвечать. Не зная заранее, какая там икра, и я бы ничего не понял. Кстати, из последней банки вы поели икру полуторалетней давности…

— Могу отравиться?

— Ну если осилите сразу граммов восемьсот, — серьезно сказал главный технолог. — Собственно, вот вы и познакомились с «Варексом»… Да, он менее вреден для здоровья, чем прежние препараты, чем тот же уротропин. Но способен нанести гораздо больший вред экономике страны... Будет как с черной икрой. Под этикеткой выращенного на заводах продукта продается самая настоящая икра каспийских осетров, запрещенных к промыслу.

— Но ведь красную икру никто пока не запрещал?

— Официально нет. Но из-за многочисленных препятствий черный рынок кажется более привлекательным. Можно платить пограничникам и таможне и сбывать сырье японцам, можно платить нашим санитарным службам и торговать внутри страны. Можно вообще продавать некондицию, как молдаване.

— ???

— Не знаю почему, но исторически так сложилось. Именно молдаване скупают у поставщиков некондицию. Это их бизнес. Из пяти относительно дешевых способов обработки порчи они выбрали самый простой. Промывают икру минералкой, из-за чего она набухает и искрится как свежая, затем консервируют и сбывают. Так что если встретите икру дешевле 150 рублей за 100-граммовую банку — не покупайте…

Андрееву снова позвонили. «Вызывают на пробы». Через минуту с ложкой и салфеткой технолог скрылся за дверями очередного контейнера.

*Варекс — новейший консервант, пришедший на смену уротропину (E-239, запрещен в Евросоюзе). Содержит сорбиновую кислоту (Е-200). С 1 июля 2009 года — единственный препарат, разрешенный для обработки и консервирования красной икры. Как показало исследование Московского государственного университета технологий, «Варекс» не обеспечивает полной биологической безопасности продукта.

Павел Каныгин

© Новая газета

ОбществоМир

2637

31.03.2009, 15:31

URL: https://www.babr24.news/?ADE=76474

Bytes: 8058 / 7964

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
newsbabr@gmail.com

Другие статьи в рубрике "Общество"

Нам пишут. Блеск витрины, или Тень за кулисами?

Недавно в телеграм-канале появился пост, который вызвал у нас, мягко говоря, недоумение.

Валерий Лужный

ОбществоСкандалыЭкономикаКрасноярск

385

22.02.2026

Нам пишут. Работа нового министра Дмитрия Воропаева

Прошло почти полгода с момента назначения министром сельского хозяйства бывшего руководителя Счетной палаты Красноярского края. Уставшее аграрное сообщество благосклонно восприняло это назначение, с надеждой, что умение разбираться в бюджетных документах будет способствовать рабочему процессу.

Валерий Лужный

ОбществоПолитикаЭкономикаКрасноярск

4030

21.02.2026

Блокнот. Томская экс-неделя

Уж полночь близится, а кандидата в депутаты Государственной думы России от Томской области всё нет. Это затянувшееся молчание, конечно, неспроста. Потому что решение губернатора может перессорить всех и вся в области.

Андрей Игнатьев

ОбществоПолитикаТомск

4513

20.02.2026

Цаган Сар и транспортная система Улан-Батора: испытание пиковыми нагрузками

Период празднования Цаган Сара традиционно становится серьезным испытанием для транспортной системы монгольской столицы. В эти дни жители активно ездят в гости к родственникам и близким. Потому поток автомобилей резко возрастает, и город сталкивается с перегрузкой транспортной инфраструктуры.

Эрнест Баатырев

ОбществоСобытияТранспортМонголия

1171

19.02.2026

Учебные полеты или разведка: монгольский пилот оказался в центре территориального спора

Филиппинские власти задержали гражданина Монголии по подозрению в деятельности разведывательного характера. Инцидент произошел в провинции Самбалес и сразу вызвал интерес не только местных служб безопасности, но и международных наблюдателей.

Эрнест Баатырев

ОбществоСкандалыПолитикаКитай Монголия

5620

17.02.2026

Мясная отрасль Монголии: экспортные показатели на фоне сурового дзуда

2025 год стал для монгольской мясной промышленности одновременно годом роста и испытаний. Отрасль показала заметные экспортные результаты, но суровая зима и дзуд напомнили об уязвимости традиционного животноводства перед климатическими условиями Центральной Азии.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкономикаМонголия

1821

16.02.2026

Телеграм Томска за неделю: уход Киняйкиной и Фидарова

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в томском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 9 по 15 февраля 2026 года включительно. Уход Киняйкиной Глава департамента социальной защиты населения Томской области Марина Киняйкина покинула свой пост.

Андрей Игнатьев

ОбществоПолитикаСобытияТомск

7052

16.02.2026

Блогнот. Томская экс-неделя

Начинать масштабные кадровые перестановки в пятницу, 13-го, даже губернатор Томской области Владимир Мазур не решился, хотя время поджимает.

Андрей Игнатьев

ОбществоПолитикаТомск

10048

13.02.2026

Порты или приватизация границы: чиновники спорят о судьбе стратегических территорий

Вокруг решений предыдущего правительства о судьбе приграничных земель Монголии разгорается публичный и уже откровенно конфликтный спор. Поводом стало заявление министра юстиции и внутренних дел Монголии Б. Энхбаяра, сделанное после совместного заседания кабинета министров.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаСкандалыМонголия

9465

13.02.2026

Фактчекинг против пропаганды: монгольские власти ответили на ошибку российских СМИ

Монгольская общественность и местные СМИ обсуждают показательную историю, которую называют маркером качества современной журналистики. Поводом стало сообщение российского государственного агентства о якобы российских корнях спикера Великого государственного хурала Ням-Осорына Учрала.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаСкандалыМонголия Россия

8759

12.02.2026

Приграничная зона и бизнес: коррупционный узел под видом развития

Отмена постановления о выделении десятков тысяч гектаров земли в приграничной зоне подняла вопрос о том, как в Монголии принимались стратегические решения в последние годы и насколько тесно в них переплетались государственные интересы и частный бизнес.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаЭкономикаМонголия

9001

12.02.2026

Законы для жизни: как меняется работа парламента Монголии

Работа Великого государственного хурала Монголии оценивается не только по количеству принятых законов, но и по их реальному влиянию на жизнь страны.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаМонголия

9718

11.02.2026

Лица Сибири

Сафронов Рево

Козубов Михаил

Воронов Анатолий

Ундерберг Кристина

Салмин Владимир

Кривенко Алексей (епископ Николай)

Буянов Роман

Юмашев Евгений

Брилка Сергей

Кампф Алексей