Артур Скальский

© Частный корреспондент

ОбществоМир

3846

06.09.2009, 12:16

Инфляция провокации. Откуда приходят тролли

Случайно совпали по времени (первая декада августа) и месту ("Частный корреспондент") два инцидента: нашествие троллей на статью, посвящённую популярному в Рунете народному справочнику баянов - wiki-сайту о мемах lurkmore.ru, и эпическая хулиганская перебранка юзеров bykov и levental. Совпадение поучительное, поскольку оно объясняет, откуда берётся неистребимое желание устроить публичный дебош в прямом эфире.

Тролли, как учит нас "Луркоморье", нынче уже не те неприятные, неопрятные и склонные к каннибализму создания, которые знакомы нам по скандинавским сказкам и эпосу Толкиена.

Тролль - это "человек, занимающийся троллингом. Изначально так называлось само провокационное сообщение или действие.

Целью тролля является производство лулзов для себя и посетителей, раскусивших его, за счёт менее догадливых посетителей, тратящих время и силы на борьбу с ним" и "постинг заведомо провокационных сообщений с целью вызова волны флуда, флейма, оффтопа, получения негативной реакции пользователей".

Комментировать статью о "Русском Луркморье" явились тролли особой разновидности - "толстые", то есть отличающиеся поведением недалёким и откровенно хамским. Всё, на что они были способны, так это, если быть предельно точным, набросать говна на вентилятор.

И ради чего? Ради всё тех же "15 минут славы", ради которых современному человеку ничего и никого не жалко.

Имеет ли каждый человек на эти минуты право, как сказал когда-то Уорхол, - вопрос отдельный. Но то, что он страстно стремится их заполучить любым способом, - факт почти клинический. И даже совершенно клиническими способами никто брезговать не собирается.

Полистайте Guinness World Records - поедание акрид на скорость или отращивание ногтей на длину ещё не самые примечательные примеры.

В этом смысле набежавшие на статью в "Часкоре" тролли ничем не отличаются от гиннессовских рекордсменов, участников American Idol, "Фабрики звёзд", "Дома-2" и пр.

Современная цивилизация, родившаяся в восстании масс, гарантирует человеку изрядный минимум его признания - избирательные права, не говоря уже о всех прочих, прописанных ему в любой демократической конституции.

Проблема, однако, в том, что все эти блага просвещения у него уже, таким образом, более или менее имеются, а счастья всё нет. Вот зачем человеку гарантия занятости, если он не знает, кем он хочет быть? Или занятость-то ему обеспечивают, но только не такую, о которой он сам желает.

И право на свободу слова его радовать никак не может, если его слова никто, кроме 15 friends, не услышит. При этом пассивная свобода слова окружает его со всех сторон: информационная революция уже давно совершилась и недостатка в информации современный человек уж никак испытывать не может.

Сенсорная депривация массового человека происходит не от недостатка сигналов, а от нехватки внимания. Хотя бы внимания, не говоря уже об участии и заботе.

Ну, напишет он в ЖЖ, что все люди - сволочи? Лицо-то всё равно никто портить не придёт. Поэтому лучше прийти в чужой ЖЖ, сунуться в чужой монастырь со своими гнутыми двумя копейками, громко обрызгать слюной и блевотой что-нибудь заметное или кого-нибудь приличного.

И вправду - не заметить этакое безобразие сложно. Чего тролль искренне и добивается. Примечательно, что ради славы тролль готов даже к тому, чтобы оказаться жертвой.

Какая, в сущности, разница: запустить экскрементами в известного политика или получить резиновым дилдо по черепу от его соратников? В любом случае напишут в ЖЖ.

Героики в такой жертвенности немного, но она и не нужна: на каждого Герострата найдётся свой Фепомп, который нарушит запрет и сохранит запрещённое имя потомкам.

Современная культура, точнее, массовая культура - вся выросла из модернистской провокации: сбросить кого-нибудь с парохода современности, поставить большую чёрную точку (или квадрат) на искусстве прошлого, испортить эту точку, набрызгав на неё знак доллара и т.д.

Только если модернизму такой радикальный жест нужен был по соображениям эстетическим, поп-культуре, которая просекла фишку задолго до теоретизирований об "экономике внимания", провокация нужна просто для экономики, то троллю - для тихой радости (хотя бы и анонимной) славы или понтов в сетевой тусовке.

Троллинг - частное проявление массового использования провокации как приёма - в искусстве, поп-культуре, политтехнологиях:

А вместе с таким омассовлением приходит и инфляция провокации. Помните "чемоданы с компроматом"? Ну как не помнить!

Сначала компромата было мало, и он был всем интересен. Потом им стали пользоваться все участники политического процесса, и он стал экономикой.

А потом его стало так много, что он стал интересен только правоохранительным органам, да и то не всегда.

А что касается массового гражданского сознания, то он просто его изрядно отравил, на долгие годы заставив предварительно принюхиваться к политику: не несёт ли компроматом, не хранит ли где заветный мешочек (или целый чемодан)?

Ровно такую же инфляцию провокации переживает современная "культурная жизнь".

Если провокация становится профилем или профессиональной ориентацией, то провокативный жест уже не то чтобы невозможен, скорее недостаточен.

Инфляция растёт, провокация должна становиться всё более отчаянной, крутой, агрессивной. Но вот беда: её предел - это вовсе не вершины модернизма, не "Чёрный квадрат" и не эстетство леттризма, а болото, где булькают тролли, пуская друг на друга струйки нечистот, а "выбирая выражения", их уже не выбирают.

Взаимная обструкция (для её обозначения в российских "интернетах" есть более ёмкий термин), учинённая в комментариях к статье Виктора Топорова, оказалась построена, в сущности, вокруг одного коммуникативного фрейма.

Пикирующиеся литераторы демонстрировали друг другу, помимо эрегированного мастерства владения словом, то, что они видят друг в друге не более чем троллей, готовых встать в позу жертвы, лишь бы их заметил оппонент и сделал жертвой прилюдного литературного унижения.

Не беря на себя смелость судить литературный талант обоих ЖЖ-юзеров, более того, заведомо полагаю их конгениальность, отмечу, однако, что результат, при всей драматичности процесса, протекая вовсе не по законам аристотелевской "Поэтики", оказался на редкость банальным - перепалка просто иссякла, как часто и случается в подобного рода историях.

Никто не стал героем, никто не вышел победителем. Все наглотались дряни, в сущности, совершенно бесплатно, разве что к извращённому удовольствию публики, по привычке запасшейся попкорном.

У людей искусства счёт времени, наверное, другой: там, где человеку из толпы достаточно 15 минут, им мало и недели.

Девять дней одного года ушло у литераторов на то, чтобы вылить неимоверное количество экскрементов друг на друга, пытаясь принудить оппонента утопиться в нечистотах собственных.

Провокация как культурный приём, кажется, просто перестаёт работать. Если слово уже не способно вызывать шок и возмущение, то и смысл провокации исчезает.

Как и в экономике в целом, экономика провокации переживает кризис, возможно временный. Стоит иметь, однако, в виду, что исчерпание шоковых приёмов в культуре раньше с лихвой компенсировалось шоком повседневности: возмущающая богемную публику провокация модернизма закончилась мировой войной.

Владимир Харитонов

Артур Скальский

© Частный корреспондент

ОбществоМир

3846

06.09.2009, 12:16

URL: https://www.babr24.news/?ADE=80742

Bytes: 7413 / 7292

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Общество"

Инсайд. И снова о радоне

Перед сном интересно почитать о радиации в Красноярске. Нет, не беспокойтесь, ничего нового. Если коротко, город стоит на месторождении урана. К поверхности земли поднимаются продукты распада урана – радон, полоний, висмут и прочие.

Кирилл Богданович

ОбществоСкандалыТранспортКрасноярск

633

31.10.2025

Нам пишут. Больше не депутат

Дюков выложил в соцсетях роман пост в 2-х частях, из которого понятно, что Вячеслав Игоревич уже переживает вовсе не из-за лишения его мандата. Страшнее беда надвигается – арест.

Валерий Лужный

ОбществоСкандалыКрасноярск

1184

31.10.2025

Нам пишут. Счетная палата, аффилированность и конфликт интересов

Счетная палата Красноярского края провела контрольные мероприятия на целевое и эффективное использование субсидий на развитие несельскохозяйственных видов деятельности, включая сельский туризм, предоставленных в рамках Государственной программы края «Развитие сельского хозяйства и регулирования ...

Валерий Лужный

ОбществоЭкономика и бизнесКрасноярск

5550

30.10.2025

Самодостаточная Монголия: частный бизнес — опора продовольственной безопасности

Программа продовольственной безопасности в Монголии сегодня стала не просто частью внутренней экономической политики, а реальной стратегией выживания и развития.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкономика и бизнесМонголия

2496

30.10.2025

Донос поощряется: монгольские власти заплатят за сообщения о нарушениях ПДД

С 1 ноября в Монголии начнет действовать обновленное приложение «102 Полиция». Через него граждане смогут отправлять сообщения о нарушениях правил дорожного движения. За каждое подтвержденное нарушение предусмотрено вознаграждение. Формально речь идет о повышении уровня безопасности.

Эрнест Баатырев

ОбществоТранспортМонголия

854

29.10.2025

Блогнот. Спор абсолютно непримиримых лагерей

Иногда кажется, что нет темы, способной раскалить общество сильнее, чем вопрос о бездомных животных. Особенно о собаках. Спор, который из рационального русла моментально перетекает в кромешный ад, где люди начинают желать друг другу смерти из-за животных, которых, по сути, никто не знает.

Валерий Лужный

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

4437

28.10.2025

Степь сдает позиции: кочевое наследие борется с пустыней

В Монголии можно увидеть, как новейшие технологии соседствуют с древними кочевыми традициями, а за окнами офисов пасутся стада. Но сегодня вековые традиции пастбищного животноводства оказались под угрозой. Земли, столетиями кормившие монголов и их соседей, стремительно беднеют.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияЭкономика и бизнесМонголия

4274

28.10.2025

Инсайд. Отлов собак — бессмысленный и беспощадный (к людям)

После трагедии в Кузнецово следком задержал подрядчицу по отлову собак. Ирина Музыка руководит красноярской общественной организацией «Мой пёс». 22 сентября она заключила контракт с Берёзовским районом на отлов животных.

Кирилл Богданович

ОбществоПроисшествияСкандалыКрасноярск

1749

27.10.2025

Нам пишут. Виновны

Страшная трагедия прошедших выходных не оставила равнодушных в Красноярском крае. В редакцию Бабра пришло письмо от разгневанного жителя. После трагедии с нападением собак на ребенка, обвиняют, конечно, собак. Но животные не могут осознавать опасность своих действий.

Валерий Лужный

ОбществоПроисшествияСкандалыКрасноярск

1330

27.10.2025

Нам пишут. Визгливые шавки, или Здоровья и оптимизма депутату Дюкову

На прошлой неделе красноярский Бабр опубликовал письмо читателя с критикой депутата городского совета Вячеслава Дюкова. В ответном посте депутат оскорбил и издание, и автора письма. Последний тоже решил ответить Дюкову.

Валерий Лужный

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

7910

24.10.2025

ЗАГСу Бодайбо осталось регистрировать только смерти

В стремительно теряющем население Бодайбо новая демографическая напасть. С 4 октября с родивших в Иркутске жительниц далекого золотоносного муниципалитета по дороге домой стали требовать свидетельство о рождении ребенка. Раньше на борт можно было попасть с одной медицинской справкой о рождении.

Георгий Булычев

ОбществоЗдоровьеТранспортИркутск

2578

23.10.2025

Топливо и власть: уравнение с политическими и социальными переменными

Монголия вступила в отопительный сезон в состоянии кризиса. В Улан-Баторе растут очереди за углем и автомобильным топливом, а воздух столицы постепенно заполняется смогом. Люди часами пытаются купить хотя бы три мешка угля, разрешенные властями.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесМонголия

7378

23.10.2025

Лица Сибири

Щадов Михаил

Волошина Елена

Шагин Андрей

Семенов Сергей

Баловнев Алексей

Сокольников Александр

Мякина Анастасия

Липунова Елена

Михайлов Игорь

Голик Борис