Наталья Иванова-Гладильщикова

© Русский журнал

ОбразованиеМир

2614

22.11.2009, 14:38

Полюбить школьную "литературу"

Как быть миллионам школьников, которым не повезло с учителем (особенно, если речь идет о «литературе»)? Плохой словесник опасен тем, что на всю жизнь отобьет охоту читать. Так и происходит сплошь и рядом.

Понятно, что главное – это учитель. Ему и учебник нужен чисто номинально (у него в голове – своя авторская программа). Но таких – единицы. Можно ли с помощью хорошего учебника «научить» миллионы школьников, которым не повезло с учителем, любить книгу? Авторы нового двухтомного учебника «История русской литературы ХХ века: книга для просвещенных учителей и учеников» (М., «Новое литературное обозрение», 2009), известный учитель, автор нескольких книг для школьников Евгения Абелюк и учитель и специалист по творчеству Бориса Пастернака Константин Поливанов, доказали, что можно. Этот блистательный учебник можно читать просто так, для собственного удовольствия и любому интересующемуся взрослому. Предназначен же он для школ с углубленным изучением литературы.

Судьба этих двух книг тяжелая. Авторы начали их писать в 2001-м году, поменяли несколько издательств, иссякали выделенные деньги, и все же книги увидели свет.

Идея была такая: нужно разговаривать с учениками о прочитанном, как если бы это происходило в настоящем классе, где преподают лучшие учителя, формулируя собственные читательские вопросы и предвидя вопросы читателей-учеников. Чтение – потом вопрос. И так все время. Спрашивать: почему у автора так, а не иначе? Например: почему плац Александровской гимназии называется в «Белой гвардии» Булгакова Бородинским полем? Или: «В рукописях сборника «Бег времени» (1917) Ахматова заменила первую строку стихотворения «Все мы бражники здесь и блудницы...» на «Все мы вышли из небылицы...». Как изменился смысл стихотворения?»

Вопросы эти возникают как естественная реакция на прочитанное. И потому воспринимаются как необходимые. По ходу такого разговора, один вопрос тянет за собой другой, заставляет думать, и так обнажается авторская логика. И все это в учебнике сделано просто, без терминологической переусложненности. Но за этой простотой – глубина.

В главе о Пастернаке, посвященной «Доктору Живаго», например, замечено, что «проза и поэзия принципиально различны, даже когда, на первый взгляд, они рассказывают об одном и том же. 25 стихотворений Юрия Живаго по-разному соотносятся с прозаическими главами романа». И все это показано на конкретных эпизодах романа. Стихи из романа подробно прочитываются. Когда авторы учебника по строфам анализируют стихотворение «Гамлет», они постепенно предлагают несколько возможных толкований судьбы главного героя – в соотнесении с судьбами Христа, шекспировского Гамлета, русских поэтов.

Вообще стихи прочитываются учителем с учениками очень внимательно. Это особенно важно потому, что, по мнению Евгении Абелюк, культура восприятия поэзии нашим обществом потеряна. Именно потому авторы учебника решили, что разговор о стихах в учебнике должен быть подробным и неспешным.

И здесь главное – не зубрежка, не запоминание информации, а понимание смыслов. Невозможность однозначных ответов. Такое преподавание литературы мало совместимо с тестами ЕГЭ, ответы на которые предполагают один-единственный правильный ответ (даже в части «С», где эссе приказано проверять по определенным лекалам). Но когда читаешь этот учебник, понимаешь, что именно такой подход к школьному предмету «литература» - единственно возможный и правильный. Авторы часто ставят перед школьниками открытые вопросы, ответы на которые не знают сами. Тут важна попытка поиска ответа, которая будит мысль. Например: ответ на вопрос «в каких строчках стихотворения Есенина «Мир таинственный, мир мой древний...» (1921) нарушается стихотворный размер?», - не может не быть однозначным. Но далее нужно попробовать дать смысловое объяснение этим ритмическим сбоям. И тут возможны варианты, не всегда одинаковые у учителя и у ученика.

Иногда, выполняя задание, школьнику нужно провести целое расследование, результаты которого тоже могут не совпасть с учительскими. Например, составить «энциклопедию» житейских ситуаций, в которые попадают герои ранних рассказов Зощенко.

Вопросы в этом учебники – не только в конце каждого параграфа или раздела. Они врываются в текст, возникают постоянно, и требуют ответа по ходу дела, помогая размышлять.

Еще очень важная вещь: литература в этом учебнике рассматривается как погруженная в исторический контекст (во многом благодаря проблемной подаче биографии писателя), так и в контекст историко-культурный. Последнее выражается, например, в том, что в учебнике обращается внимание на внутренние переклички текстов: в стихах Блока находят отсылки к Пушкину, Державину. Брюсову, а в стихах Кибирова – к Пушкину, Тютчеву, Блоку... Школьникам предлагают поразмышлять о смысле такого «диалога» текстов, самим поискать аллюзии и реминисценции.

Конечно, ученик должен уметь отличить ямб от хорея, иметь представление о том, какую жизнь прожил Пастернак или Булгаков; понимать, что такое Пролеткульт, и что такое – имажинизм. И потому в учебнике есть и словарик основных литературоведческих терминов и понятий, и выделенные в темные рамочки прямо на полях глав короткие объяснения того, что такое продотряды или рабфак (в главе о Шолохове), что такое «пятый пункт» (в главе о Бродском), что такое НКВД, Би-Би-Си и «Голос Америки», КПЗ... Авторы этих двух книг хорошо понимают, что для современных детей эпоха Сталина была примерно также давно, как татаро-монгольское иго, а «оттепель» - как эпоха Петра. Это не их вина, это просто данность, о которой знают все, у кого есть дети-подростки. И потому нужно все расшифровывать.

Еще в этом учебнике – масса интереснейших иллюстраций: фотографии писателей, портреты и рисунки, плакаты... Так история литературы оживает и становится более зримой.

Но самое главное, что есть в этом учебнике, это то, что от школьников не требуют однозначных ответов на возникающие вопросы. И учитель, который будет пользоваться таким учебником, обязан это понимать. Ответы могут быть более или менее точными. Во главу угла ставится не информация, которую нужно вызубрить, не знание, которое можно проверить, а понимание текста, культура чтения.

И тут возникает подозрение, что такой учебник уж точно никого не подготовит к ЕГЭ. Или можно по-другому поставить вопрос: а стоит ли с помощью тестов, требующих однозначных ответов, проверить, умеет ли человек думать, прочитывать текст, понимать значение того, о чем говорит автор? А если не стоит, то в головах чиновников могут возникнуть другие вопросы: нужен ли современным детям такой предмет, который мало чем отличается от «химии» (где ответы на тесты должны быть однозначными), а называется он почему-то «литература»? А у просто людей возникнет другой вопрос: а нужен ли ЕГЭ по «литературе»?

Наталья Иванова-Гладильщикова

© Русский журнал

ОбразованиеМир

2614

22.11.2009, 14:38

URL: https://www.babr24.news/?ADE=82354

Bytes: 6768 / 6768

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Образование"

Блогнот. Школа в кризисе: государству потребовались педагоги

Проблема дефицита школьных учителей по всей стране, похоже, все больше обостряется. В контексте того, что власти сегодня уделяют образованию и воспитанию особое внимание, вопрос неминуемо превращается в политический.

Илья Гращенков

ОбразованиеОбществоРоссия

1247

24.04.2025

Монгольский курс на металлургию: образование и экономика объединяются

Министерство образования Монголии заключило соглашение с Дарханским металлургическим заводом, который является одним из ключевых промышленных предприятий страны. Положения договора предполагают подготовку специалистов для сталелитейной отрасли.

Эрнест Баатырев

ОбразованиеОбществоЭкономика и бизнесМонголия

6389

16.04.2025

Реформа платного образования в вузах России: государство снова повернуло не туда?

С 1 сентября 2026 года в российских государственных вузах начнётся очередная масштабная реформа платного образования, направленная на перераспределение коммерческих мест в пользу специальностей, признанных приоритетными для экономики.

Максим Бакулев

ОбразованиеОбществоОфициозРоссия

3695

12.04.2025

Блогнот. Томская экс-неделя

– Помним мы вашего Мазура! – говорили мне одноклассники, приехавшие на вечер встречи из других городов.

Андрей Игнатьев

ОбразованиеПолитикаТомск

10719

11.04.2025

Байкальский университет: в эпицентре предвыборных интриг

Иркутская область вступает в очередной выборный цикл, который обещает стать насыщенным событиями. В сентябре 2025 года в регионе состоятся выборы губернатора, а уже в ближайшие месяцы депутаты города Иркутска определят нового мэра областного центра.

Лера Крышкина

ОбразованиеРасследованияИркутск

41827

09.04.2025

Инсайд. Отмены ЕГЭ не будет

2 апреля Дума отклонила законопроект об отмене ЕГЭ, внесённый летом прошлого года. Решение предсказуемое, о нём и писать не стоило, но есть один штрих, на который следует обратить внимание. Решающую роль в отрицательном решении Думы (как обычно) сыграл отзыв правительства.

Николай Головин

ОбразованиеОбществоРоссия

4917

08.04.2025

«Томскнефть»: в поисках талантов

26 марта 2025 года в Международном культурном центре Томского политехнического университета состоялись карьерные мероприятия, направленные на привлечение студентов и выпускников вуза к сотрудничеству с ведущими предприятиями региона.

Александра Рубинштейн

ОбразованиеЭкономика и бизнесТомск

14707

06.04.2025

Блогнот. Речь Игоря Лютаева, или Почему Наука без школы?

Разрешите зачитать обращение жителей микрорайона Наука: «15 лет назад Правление ТОС добивалось выделения земель на территории микрорайона «Наука» под строительство социальных объектов.

Андрей Игнатьев

ОбразованиеОбществоПолитикаТомск

11891

02.04.2025

Телеграм Красноярска за неделю. Усс снова президент и отчёт Логинова

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в красноярском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 24 по 30 марта включительно. Ещё пять лет На прошлой неделе экс-губернатора Красноярского края Александра Усса вновь избрали на должность президента СФУ.

Анна Роменская

ОбразованиеПолитикаСкандалыКрасноярск

11779

31.03.2025

Нам пишут. Свободный разгул на Свободном

«Чего Вы возмущаетесь, идет заселение!» — эти слова я услышала в первом часу ночи с понедельника на вторник на прошлой неделе, когда позвонила на вахту, узнать причину такого шума. С 00.00 часов до трех-четырех часов утра 18 марта не спал весь дом на Свободном 76Ж.

Валерий Лужный

ОбразованиеСкандалыЭкономика и бизнесКрасноярск

14947

25.03.2025

Инсайд. Александр Усс и его марионетки Румянцев и Протопопов

У сенатора и ученого Александра Усса сейчас горячая пора. Ему нужно сохранить доступ к ресурсам двух университетов: СФУ и КрасГМУ. В оба этих ВУЗа Усс воткнул своих послушных марионеток. Максим Румянцев, конечно, более значимая фигура чем Алексей Протопопов.

Кирилл Богданович

ОбразованиеСкандалыКрасноярск

4135

23.03.2025

Диссертация с копытца. В Бурятии науку доят плагиаторы

Молодые учёные бегут из Бурятии. Бабр разбирается, что творится с наукой в республике и почему она разваливается на глазах. Аспирант в Бурятии начинает карьеру с голода. Стипендия на бюджетном месте — 6,5 тысячи рублей в месяц.

Виктор Кулагин

ОбразованиеПолитикаРасследованияБурятия

17219

10.03.2025

Лица Сибири

Панько Александр

Мадасов Игорь

Селиверстов Леонид

Энхжаргал Жигмэд

Пушкарев Вячеслав

Кириллов Игорь

Мельник Галина

Аникин Валерий

Назаров Виктор Иванович

Бенчарова Наталья