Наталья Иванова-Гладильщикова

© Русский журнал

ОбразованиеМир

2489

22.11.2009, 14:38

Полюбить школьную "литературу"

Как быть миллионам школьников, которым не повезло с учителем (особенно, если речь идет о «литературе»)? Плохой словесник опасен тем, что на всю жизнь отобьет охоту читать. Так и происходит сплошь и рядом.

Понятно, что главное – это учитель. Ему и учебник нужен чисто номинально (у него в голове – своя авторская программа). Но таких – единицы. Можно ли с помощью хорошего учебника «научить» миллионы школьников, которым не повезло с учителем, любить книгу? Авторы нового двухтомного учебника «История русской литературы ХХ века: книга для просвещенных учителей и учеников» (М., «Новое литературное обозрение», 2009), известный учитель, автор нескольких книг для школьников Евгения Абелюк и учитель и специалист по творчеству Бориса Пастернака Константин Поливанов, доказали, что можно. Этот блистательный учебник можно читать просто так, для собственного удовольствия и любому интересующемуся взрослому. Предназначен же он для школ с углубленным изучением литературы.

Судьба этих двух книг тяжелая. Авторы начали их писать в 2001-м году, поменяли несколько издательств, иссякали выделенные деньги, и все же книги увидели свет.

Идея была такая: нужно разговаривать с учениками о прочитанном, как если бы это происходило в настоящем классе, где преподают лучшие учителя, формулируя собственные читательские вопросы и предвидя вопросы читателей-учеников. Чтение – потом вопрос. И так все время. Спрашивать: почему у автора так, а не иначе? Например: почему плац Александровской гимназии называется в «Белой гвардии» Булгакова Бородинским полем? Или: «В рукописях сборника «Бег времени» (1917) Ахматова заменила первую строку стихотворения «Все мы бражники здесь и блудницы...» на «Все мы вышли из небылицы...». Как изменился смысл стихотворения?»

Вопросы эти возникают как естественная реакция на прочитанное. И потому воспринимаются как необходимые. По ходу такого разговора, один вопрос тянет за собой другой, заставляет думать, и так обнажается авторская логика. И все это в учебнике сделано просто, без терминологической переусложненности. Но за этой простотой – глубина.

В главе о Пастернаке, посвященной «Доктору Живаго», например, замечено, что «проза и поэзия принципиально различны, даже когда, на первый взгляд, они рассказывают об одном и том же. 25 стихотворений Юрия Живаго по-разному соотносятся с прозаическими главами романа». И все это показано на конкретных эпизодах романа. Стихи из романа подробно прочитываются. Когда авторы учебника по строфам анализируют стихотворение «Гамлет», они постепенно предлагают несколько возможных толкований судьбы главного героя – в соотнесении с судьбами Христа, шекспировского Гамлета, русских поэтов.

Вообще стихи прочитываются учителем с учениками очень внимательно. Это особенно важно потому, что, по мнению Евгении Абелюк, культура восприятия поэзии нашим обществом потеряна. Именно потому авторы учебника решили, что разговор о стихах в учебнике должен быть подробным и неспешным.

И здесь главное – не зубрежка, не запоминание информации, а понимание смыслов. Невозможность однозначных ответов. Такое преподавание литературы мало совместимо с тестами ЕГЭ, ответы на которые предполагают один-единственный правильный ответ (даже в части «С», где эссе приказано проверять по определенным лекалам). Но когда читаешь этот учебник, понимаешь, что именно такой подход к школьному предмету «литература» - единственно возможный и правильный. Авторы часто ставят перед школьниками открытые вопросы, ответы на которые не знают сами. Тут важна попытка поиска ответа, которая будит мысль. Например: ответ на вопрос «в каких строчках стихотворения Есенина «Мир таинственный, мир мой древний...» (1921) нарушается стихотворный размер?», - не может не быть однозначным. Но далее нужно попробовать дать смысловое объяснение этим ритмическим сбоям. И тут возможны варианты, не всегда одинаковые у учителя и у ученика.

Иногда, выполняя задание, школьнику нужно провести целое расследование, результаты которого тоже могут не совпасть с учительскими. Например, составить «энциклопедию» житейских ситуаций, в которые попадают герои ранних рассказов Зощенко.

Вопросы в этом учебники – не только в конце каждого параграфа или раздела. Они врываются в текст, возникают постоянно, и требуют ответа по ходу дела, помогая размышлять.

Еще очень важная вещь: литература в этом учебнике рассматривается как погруженная в исторический контекст (во многом благодаря проблемной подаче биографии писателя), так и в контекст историко-культурный. Последнее выражается, например, в том, что в учебнике обращается внимание на внутренние переклички текстов: в стихах Блока находят отсылки к Пушкину, Державину. Брюсову, а в стихах Кибирова – к Пушкину, Тютчеву, Блоку... Школьникам предлагают поразмышлять о смысле такого «диалога» текстов, самим поискать аллюзии и реминисценции.

Конечно, ученик должен уметь отличить ямб от хорея, иметь представление о том, какую жизнь прожил Пастернак или Булгаков; понимать, что такое Пролеткульт, и что такое – имажинизм. И потому в учебнике есть и словарик основных литературоведческих терминов и понятий, и выделенные в темные рамочки прямо на полях глав короткие объяснения того, что такое продотряды или рабфак (в главе о Шолохове), что такое «пятый пункт» (в главе о Бродском), что такое НКВД, Би-Би-Си и «Голос Америки», КПЗ... Авторы этих двух книг хорошо понимают, что для современных детей эпоха Сталина была примерно также давно, как татаро-монгольское иго, а «оттепель» - как эпоха Петра. Это не их вина, это просто данность, о которой знают все, у кого есть дети-подростки. И потому нужно все расшифровывать.

Еще в этом учебнике – масса интереснейших иллюстраций: фотографии писателей, портреты и рисунки, плакаты... Так история литературы оживает и становится более зримой.

Но самое главное, что есть в этом учебнике, это то, что от школьников не требуют однозначных ответов на возникающие вопросы. И учитель, который будет пользоваться таким учебником, обязан это понимать. Ответы могут быть более или менее точными. Во главу угла ставится не информация, которую нужно вызубрить, не знание, которое можно проверить, а понимание текста, культура чтения.

И тут возникает подозрение, что такой учебник уж точно никого не подготовит к ЕГЭ. Или можно по-другому поставить вопрос: а стоит ли с помощью тестов, требующих однозначных ответов, проверить, умеет ли человек думать, прочитывать текст, понимать значение того, о чем говорит автор? А если не стоит, то в головах чиновников могут возникнуть другие вопросы: нужен ли современным детям такой предмет, который мало чем отличается от «химии» (где ответы на тесты должны быть однозначными), а называется он почему-то «литература»? А у просто людей возникнет другой вопрос: а нужен ли ЕГЭ по «литературе»?

Наталья Иванова-Гладильщикова

© Русский журнал

ОбразованиеМир

2489

22.11.2009, 14:38

URL: https://www.babr24.news/?ADE=82354

bytes: 6768 / 6768

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Образование"

Инсайд. Никаких прорывов в оплате школьных учителей ждать не приходится

Вариант решения проблемы нехватки учителей в школах через повышение оплаты труда педагогам не рассматривается. Данные Росстата и Минпросвещения показывают не только значительную разницу в заработных платах учителей по регионам, но и крайне низкий уровень оплаты труда педагогов.

Василий Чайкин

ОбразованиеРоссия

823

02.06.2024

Томский кампус: что известно о проекте на данный момент?

В начале мая генеральный директор ГК «Гранит» Андрей Евдокимов заявил, что началась разработка проекта первого и второго этапов возведения межвузовского студгородка в Томске. Об этом, а ещё о сокрытии затрат и переименовании «кампусного» департамента – в материале Бабра.

Андрей Игнатьев

ОбразованиеОбществоЭкономика и бизнесТомск

4316

30.05.2024

Где деньги, Дим? «Дочка» ТДСК несёт убытки

В ТГ-канале «Союз строителей Томской области» появилась информация о том, что ЗАО «СУ ТДСК» (ОГРН 1027000854946), возводящее школу на улице Высоцкого, несёт финансовые потери. Компания уже ушла в минус на 100 миллионов рублей, хотя объект готов лишь на 20%.

Андрей Игнатьев

ОбразованиеРасследованияЭкономика и бизнесТомск

8610

23.05.2024

Школы по концессии: случайности не случайны

В Новосибирске уже не первый год развивается скандал со сдачей шести концессионных школ. Из-за вечных бумажных согласований реальная работа на объекте довольно часто откладывалась, но это совершенно не беспокоило ни мэрию, ни подрядчика.

Адриан Орлов

ОбразованиеЭкономика и бизнесОбществоНовосибирск

11959

10.05.2024

Инсайд. В Боханском образовании - наконец-то порядок

Об итогах рабочей поездки главы министерства образования региона Максима Парфенова в Боханский район. В районе есть несколько объектов, которые требуют самого пристального внимания. В первую очередь, это Буретская средняя школа.

Лера Крышкина

ОбразованиеИркутск

3609

09.05.2024

ТГАСУ и 15 незаслуженно полученных миллионов рублей

Вчера, 18 апреля, Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении сотрудников Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ). Они подозреваются в мошенничестве на 15 миллионов рублей.

Андрей Игнатьев

ОбразованиеКриминалРасследованияТомск

36522

19.04.2024

Обратить внимание на разницу в качестве образования: о чем говорят на съезде учителей Монголии

В Улан-Баторе 11 апреля стартовал восьмой съезд монгольских учителей, в котором приняли участие свыше 200 педагогов из 21 аймака и девяти столичных районов.

Денис Большаков

ОбразованиеПолитикаОбществоМонголия

17345

15.04.2024

Школам по концессии быть?

Губернатор Новосибирской области неоднократно говорил о том, что шесть школ по концессии будут точно сданы в 2024 году. Андрей Травников ещё в декабре 2023 года утверждал, что по отношению к строителям школ власти займут более жёсткую позицию, но, по всей видимости, этого не произошло.

Адриан Орлов

ОбразованиеОбществоЭкономика и бизнесНовосибирск

22936

31.03.2024

Опасность реорганизации школьного питания: мнение Игоря Болбата

Сетевое издание «Проспект Мира» опубликовало интервью с красноярским общественником Игорем Болбатом. Ранее издание поделилось любопытной информацией о том, что вскоре обеспечивать питание красноярских школьников будут сами учебные заведения.

Валерий Лужный

ОбразованиеСкандалыЭкономика и бизнесКрасноярск

17632

27.03.2024

Грядёт реформа? Перемен требует… красноярская сфера школьного питания

Весьма любопытной информацией делятся коллеги сетевого издания «Проспект Мира». Вскоре обеспечивать питание школьников в Красноярске будут сами учебные заведения. Красноярская мэрия решила изменить систему школьного питания.

Анна Роменская

ОбразованиеЭкономика и бизнесКрасноярск

17467

19.03.2024

Красноярские школы: отравления, тараканы, уголовные дела

На дворе март. Учиться школьникам остаётся всего ничего, а проблема с качеством организации школьного питания так и не решена. Сообщения об отравлениях учеников после обедов в школах то и дело появляются в красноярских новостях.

Валерий Лужный

ОбразованиеСкандалыЭкономика и бизнесКрасноярск

15678

12.03.2024

Нам пишут. Театр одного актера: произвол в иркутском педагогическом колледже

В редакцию Бабра поступило письмо о работе экс-депутата Заксобрания региона, а ныне «скромного» директора иркутского педагогического колледжа Ирины Синцовой.

Глеб Севостьянов

ОбразованиеПолитикаИркутск

32030

26.02.2024

Лица Сибири

Меделянов Андрей

Книжник Денис

Попов Максим

Матюха Виталий

Таевский Павел

Калищук Андрей

Евтюхов Николай

Зенков Сергей

Шевченко Яна

Наумов Николай