Александр Подрабинек

© Ежедневный журнал

ОбществоМир

4643

11.05.2010, 16:36

Праздник скорби

9 мая в России отмечалось 65-летие победы над Германией. «Великой победы», как непременно с придыханием в голосе добавляют важные чиновники, благоразумные политики и чуткие к кремлевским ветрам средства массовой информации.

И действительно, от четырех лет кровопролитной войны с нацизмом остались только победа, только торжество победителя над побежденным, только многократно повторенные военные мифы и лакированная картинка исторических событий. А от Второй мировой войны, которая длилась на два года дольше Великой Отечественной, не осталось вообще ничего. Как будто и не было ее вовсе.

И от многого другого, о чем запрещено было вспоминать советскими историками и не рекомендуется нынешними, тоже не осталось никакого следа в массовом сознании нашего народа. Не было всего того, что хоть в какой-то мере умаляет величие народного подвига и мудрость советского руководства. Не было советско-германского пакта о ненападении, развязавшего Вторую мировую войну. Не было начавшейся 17 сентября 1939 года необъявленной войны с Польшей, в то время как Польша, поддержанная Англией и Францией, уже вела войну с Германией. Не было совместного советско-нацистского парада 23 сентября 1939г. в Бресте, который вместе принимали немецкий генерал Хайнц Гудериан и советский комбриг Семён Кривошеин (а Варшава тем временем была в немецкой осаде и оборонялась до 28 сентября). Не было захвата польских территорий, аннексии Бессарабии и Северной Буковины, оккупации Литвы, Латвии и Эстонии. Не было начавшейся 30 ноября 1939 года советской агрессии против Финляндии, за что 14 декабря 1939 г. СССР был исключен из Лиги Наций. Не было политической поддержки Гитлера и дружбы с Германией до середины 1941 года, не было сердечных поздравлений Гитлера Сталину с 60-летием в 1939 году и ответных благодарностей Сталина.

Не было экспорта из СССР в Германию аж до июня 1941 года зерна, нефти, руды и леса, что укрепляло экономический потенциал и обороноспособность фашистского режима, с которым уже тогда сражалась антигитлеровская коалиция. А позже будто и не было высокомерного пренебрежения Сталиным разведданных о начале войны против СССР, отчего нападение Германии стало для Сталина поистине вероломным – поломало его веру в Гитлера как надежного партнера и друга СССР.

Потом, когда пришло отрезвление, вся злоба за собственные политические просчеты и бездарное руководство в первые дни войны перекинулась на тех, кто не оправдал доверия коммунистической партии и назло всем остался жив. Солдат десятками тысяч бросали в бессмысленные лобовые атаки, сотнями тысяч оставляли без боеприпасов и продовольствия в немецком окружении. Сдавшихся в плен объявляли предателями и бросали на произвол судьбы, точнее немецкого военного командования и эсесовцев. Всего этого не было? Не было зверств Советской армии по отношению к мирному населению на оккупированной в конце войны немецкой территории? Не было двух миллионов изнасилованных немок?

Не было позорных ялтинских соглашений 1945 года о послевоенном разделе Европы? Тогда Сталин, не сумевший в свое время реализовать договоренности с Гитлером, договорился о том же самом с Рузвельтом и Черчиллем — об установлении в Европе зон влияния. За этим последовала оккупация Восточной Европы и Прибалтики, установление в них марионеточных коммунистических режимов.

Всего этого как бы не было. Белые пятна истории, пустые места в учебниках. Мы хорошо знаем о зверствах нацистов на советской территории, об уничтожении мирного населения, о лагерях смерти, Холокосте и истреблении народов. Но это только одна сторона войны. Другую сторону – ответную жестокость, циничные политические расчеты и катастрофические военные ошибки мы предпочитаем не замечать. В результате такого одностороннего подхода к истории мы имеем сегодня лубочную картину войны, далекую от реальности лакированную версию.

Есть немало честных книг о войне, искренних и тяжелых воспоминаний, но они не вписывались раньше и не вписываются теперь в официальную версию войны. В ту версию, которая призвана играть политическую роль, став консолидирующей темой, национальной идеей. Для сегодняшней российской власти тема войны – это только способ единения общества, попытка добыть себе общенародную поддержку. Поэтому их не интересуют подробности событий и все, что не вписывается в отработанную победную схему. С трудом, сквозь зубы и со всякими оговорками признали, наконец, массовые расстрелы польских военнопленных в Катыни. Но то – под международным давлением. А, например, о массовых высылках в послевоенные годы из крупных советских городов инвалидов войны – безногих, безруких, на тележках и костылях – чтобы не портили вид всеобщего социалистического благоденствия, у нас не говорят. И о том, что на полях былых сражений остались не захороненными останки погибших в Великую Отечественную сотен тысяч советских солдат и офицеров, предпочитают помалкивать. Многомиллионных сумм, затраченных на помпезные парады и военные торжества, с избытком хватило бы на то, чтобы найти, идентифицировать и захоронить тех, кто был подлинным автором победы. Но в этом мало пропагандистского эффекта и никакого патриотического угара; поэтому властям это неинтересно. Этим занимаются добровольцы-поисковики, для которых память о погибших — не пустые пропагандистские слова.

Люди вообще не слишком интересны тем, кто делает сегодня из войны политическое шоу. Отнюдь не всех ветеранов войны пускают на торжества на Красной площади, а только специально отобранных, по списку. Одной моей знакомой семейной паре, настоящим фронтовикам, очередные медали в ознаменование 65-летия Победы принесли работники социальной службы вместе с продуктами, чуть ли не в сетке, и выдали под расписку.

Люди сами по себе мало интересны тем, для кого война и память о ней – инструменты сегодняшней политики. В противном случае они бы задумались, насколько уместно так помпезно отмечать победу в войне, на которой погибло 27 миллионов наших соотечественников? Как увязываются в одном дне праздник и скорбь? Совместимы ли они в душе нормального нравственного человека? И оказывается, что праздник – для власти, а скорбь – для людей. И, увы, уже немногих. Поэтому 9 мая мы празднуем День Победы, а не отмечаем день скорби, что мне кажется более уместным, если учитывать все обстоятельства минувшей войны, а не только отобранные властью как повод для ликования.

Впрочем, у власти свои резоны. Она судорожно пытается найти объединительную идею, которая была бы направлена не в опасное и непредсказуемое будущее, а в удобно управляемое прошлое. Ее не смущает, что национальная идея, основанная на ненависти к врагу или чувстве превосходства, еще ни одну страну не доводила до добра. Временная консолидация на любых основаниях – превыше всего. Она даст власти возможность безопасно порулить страной еще хотя бы некоторое время.

Александр Подрабинек

© Ежедневный журнал

ОбществоМир

4643

11.05.2010, 16:36

URL: https://www.babr24.news/?ADE=85668

Bytes: 6795 / 6795

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Александр Подрабинек.

Другие статьи в рубрике "Общество"

Общественник Мункбат против депутата Нарантуи: обман, реклама и политика

В Монголии разгорается новый скандал с участием чиновников и депутатов. Он рискует стать самым громким конфликтом общественности и властей за последнее время. В центре внимания депутат парламента М. Нарантуя, известная как Нара. Ее имя оказалось связано с продажей биодобавок сомнительного качества.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаСкандалыМонголия

1343

05.11.2025

Между совестью и цензурой: кто защитит монгольских журналистов

Современная монгольская журналистика переживает сложный период. Формально страна остается демократическим государством, где Конституция гарантирует свободу слова и независимость прессы. Но в реальности границы этой свободы становятся все уже.

Эрнест Баатырев

ОбществоМонголия

758

04.11.2025

Инсайд. И снова о радоне

Перед сном интересно почитать о радиации в Красноярске. Нет, не беспокойтесь, ничего нового. Если коротко, город стоит на месторождении урана. К поверхности земли поднимаются продукты распада урана – радон, полоний, висмут и прочие.

Кирилл Богданович

ОбществоСкандалыТранспортКрасноярск

1528

31.10.2025

Нам пишут. Больше не депутат

Дюков выложил в соцсетях роман пост в 2-х частях, из которого понятно, что Вячеслав Игоревич уже переживает вовсе не из-за лишения его мандата. Страшнее беда надвигается – арест.

Валерий Лужный

ОбществоСкандалыКрасноярск

2215

31.10.2025

Нам пишут. Счетная палата, аффилированность и конфликт интересов

Счетная палата Красноярского края провела контрольные мероприятия на целевое и эффективное использование субсидий на развитие несельскохозяйственных видов деятельности, включая сельский туризм, предоставленных в рамках Государственной программы края «Развитие сельского хозяйства и регулирования ...

Валерий Лужный

ОбществоЭкономика и бизнесКрасноярск

8153

30.10.2025

Самодостаточная Монголия: частный бизнес — опора продовольственной безопасности

Программа продовольственной безопасности в Монголии сегодня стала не просто частью внутренней экономической политики, а реальной стратегией выживания и развития.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкономика и бизнесМонголия

4769

30.10.2025

Донос поощряется: монгольские власти заплатят за сообщения о нарушениях ПДД

С 1 ноября в Монголии начнет действовать обновленное приложение «102 Полиция». Через него граждане смогут отправлять сообщения о нарушениях правил дорожного движения. За каждое подтвержденное нарушение предусмотрено вознаграждение. Формально речь идет о повышении уровня безопасности.

Эрнест Баатырев

ОбществоТранспортМонголия

1425

29.10.2025

Блогнот. Спор абсолютно непримиримых лагерей

Иногда кажется, что нет темы, способной раскалить общество сильнее, чем вопрос о бездомных животных. Особенно о собаках. Спор, который из рационального русла моментально перетекает в кромешный ад, где люди начинают желать друг другу смерти из-за животных, которых, по сути, никто не знает.

Валерий Лужный

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

6393

28.10.2025

Степь сдает позиции: кочевое наследие борется с пустыней

В Монголии можно увидеть, как новейшие технологии соседствуют с древними кочевыми традициями, а за окнами офисов пасутся стада. Но сегодня вековые традиции пастбищного животноводства оказались под угрозой. Земли, столетиями кормившие монголов и их соседей, стремительно беднеют.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияЭкономика и бизнесМонголия

6401

28.10.2025

Инсайд. Отлов собак — бессмысленный и беспощадный (к людям)

После трагедии в Кузнецово следком задержал подрядчицу по отлову собак. Ирина Музыка руководит красноярской общественной организацией «Мой пёс». 22 сентября она заключила контракт с Берёзовским районом на отлов животных.

Кирилл Богданович

ОбществоПроисшествияСкандалыКрасноярск

2222

27.10.2025

Нам пишут. Виновны

Страшная трагедия прошедших выходных не оставила равнодушных в Красноярском крае. В редакцию Бабра пришло письмо от разгневанного жителя. После трагедии с нападением собак на ребенка, обвиняют, конечно, собак. Но животные не могут осознавать опасность своих действий.

Валерий Лужный

ОбществоПроисшествияСкандалыКрасноярск

1805

27.10.2025

Нам пишут. Визгливые шавки, или Здоровья и оптимизма депутату Дюкову

На прошлой неделе красноярский Бабр опубликовал письмо читателя с критикой депутата городского совета Вячеслава Дюкова. В ответном посте депутат оскорбил и издание, и автора письма. Последний тоже решил ответить Дюкову.

Валерий Лужный

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

9469

24.10.2025

Лица Сибири

Козловская Оксана

Баймашев Дмитрий

Тюменцев Валерий

Слепнева Ирма

Наумов Николай

Галицков Виктор

Ступин Дмитрий

Шеверда Сергей

Тимофеев Максим

Ташлыков Александр