Владислав Куликов

© Российская газета

РасследованияМир

6960

15.10.2010, 16:49

Не пойман - не взял

Почему осужденных взяточников вдвое меньше, чем взяткодателей.

Борьба с коррупцией принесла неожиданный эффект: обычные люди с конвертами попадают под суд гораздо чаще чиновников-взяточников.

Такую странную тенденцию отметил судебный департамент при Верховном суде, проанализировав коррупционные приговоры за полгода. За дачу взятки осуждены 1723 человека, за получение - 1009. Виновными в коррупции признаны в 1,7 раза больше дающих, чем берущих. Судя по данным Верховного суда, шансов оправдаться у чиновника намного больше. По делам о получении взяток вынесено 30 оправдательных приговоров, еще 4 дела были прекращены по реабилитирующим обстоятельствам. Итого получается 3,4 процента оправдательных приговоров. Это выше среднего "оправдательного" процента по стране. А среди обвиняемых взяткодателей оправданы 8 человек, дела еще двух прекращены по реабилитирующим обстоятельствам. Выходит около 0,6 процента оправданий.

Во многом на такой исход дела повлияла позиция обвиняемых в суде. Большая часть дающих взятки - 1313 граждан, не защищаясь, признали свою вину. С их согласия процесс проходил в так называемом особом порядке, проще говоря, по-быстрому.

А большинство столоначальников бились за честь мундира до последнего.

В особом порядке рассмотрено 422 дела против взяточников - меньше половины обвиняемых.

Тенденция налицо: граждане, пойманные за руку дающую, чаще всего предпочитают не защищаться.

Чиновники, наоборот, как правило, стараются побороться со следствием - в процессуальном смысле слова. И шансов выйти сухими из воды у обвиняемых должностных лиц, судя по цифири, больше.

При этом среди всех коррупционных преступлений, выявляемых правоохранителями, именно дела по "взяточным" статьям чаще остальных доходят до суда. Размер же мзды, как правило, невелик. Во многих случаях речь идет о сумме от ста рублей до трех тысяч. Правда, средний размер взяток, по данным МВД, несколько вырос - до 30,5 тысячи рублей, тогда как в прошлом было всего 23,1 тысячи.

Правда, некоторые эксперты считают, что не все так плохо, мол, гидру коррупции надо бить на низовом уровне. Скажем, отучимся давать взятки врачу, учителю или управдому, и все заживем честно.

Правоохранители утверждают, что, преследуя взяткодателей, они борются, так сказать, с правовым нигилизмом граждан. Мол, бывает, что граждане слишком настойчиво лезут со своими конвертами, и это подвергает соблазнам чиновников. К тому же, как сказал "РГ" один из оперативных сотрудников спецслужб, в деле о взятке очень трудно что-то доказать, если одна из сторон не идет на сотрудничество. Кто-то должен заявить о конверте, причем заявить заранее. Доказать что-то задним числом практически невозможно. Исключения, конечно, бывают, но юридической погоды не делают.

Суду нужны веские доказательства: оперативные материалы, записи разговоров, видеосъемка, меченые конверты и купюры. Если же в деле слово против слова, когда один говорит давал, а другой отвечает - не брал, любой приговор будет неубедительным. Идеальный вариант, когда перед таинством взятки один из участников действа предупредит правоохранителей и те успеют установить нужную аппаратуру. А затем ворвутся в заданный момент и изымут меченые купюры. Это, что называется, классика жанра.

Так получилось, что чиновники стали предупреждать о подношениях чаще. Граждане, как правило, предпочитают решать вопросы тихо и полюбовно, а сообщают только в крайних случаях, если чиновник требует нереальную сумму. Или сильно достал.

- У нас как-то были материалы на одного видного коррупционера, - рассказал "РГ" оперативный сотрудник одной из спецслужб, - но нам было нужно заявление от пострадавших. Мы обошли предпринимателей, работавших с ним. Все в один голос говорили, что устали от поборов. Но писать заявления отказывались, мол, один уйдет, другой придет, а нам с этой структурой еще работать, кто же с нами после этого контракты будет заключать?

В свою очередь чиновники, как полагают эксперты, стали бояться брать, особенно - от незнакомых людей. Отсюда и результат, число сигналов о "нехороших" предложениях резко возросло. В некоторых случаях даже оказывается, что честным чиновником быть выгодно: многие ведомства премируют за сообщения о взятках.

Иногда взяткодатели буквально сами нарываются на уголовное дело. Вот свежий пример: в Курской области на прием к начальнику отдела специального учета одной из местных колоний пришла мать осужденного. Она хлопотала об условно-досрочном освобождении сына, но вела себя нервно, пыталась засунуть документы и справки на сына в карман формы майора. Офицер осмотрел одежду и обнаружил в кармане бумажный сверток с пятью тысячами рублей. Реакция была быстрой и правильной: тюремщик доложил начальству, к женщине пришли следователи. Она призналась, что намеренно подложила деньги майору, желая "ускорить" подготовку материалов на условно-досрочное освобождение сына. Теперь она сама рискует оказаться в местах не столь отдаленных. Против нее возбуждено уголовное дело.

А судебные приставы на днях поставили своеобразный рекорд, отказавшись от взятки почти в 200 тысяч рублей. Это самая крупная сумма, за которую когда-либо привлекали людей при попытке подкупа приставов. Всего же в этом году судебные исполнители подвели под статью 61 человека, предлагавшего взятку.

Тем не менее у правозащитников от судебной статистики остается неприятный осадок. У многих есть ощущение, что борьба со мздоимством идет не с того конца. Ведь если бы чиновники не брали, кто бы им предлагал. И если бы они хорошо делали свою работу, зачем было бы носить?

Тенденция к наказанию дающих - устойчивая. По данным Верховного суда России, и в прошлом году было осуждено более трех тысяч человек за то, что кому-то дали взятку. Самих взяточников судили реже. За получение мзды осуждено две тысячи триста человек, причем подавляющее большинство из них наказаны за сущую мелочь. Каждый десятый из осужденных взяточников взял меньше пятисот рублей. Почти треть коррупционеров брали от пятисот до трех тысяч рублей. Те, кто берет по-крупному, на скамье подсудимых оказались в явном меньшинстве. В Российском агентстве правовой и судебной информации корреспонденту "РГ" привели такой пример: в одном из регионов страны 60-летняя женщина-врач получила два года колонии-поселения за липовый больничный, оцененный в пятьсот рублей. В связи с этим многие правозащитники задают вопрос: насколько адекватны в данном случае преступление и наказание?

Досье "РГ"

За мелкие взятки обычно тюрьма не грозит, хотя бывают исключения. По статистике, в 55 процентах случаев суды назначают осужденным за коррупцию условные сроки, в 26 процентах - штраф. В данном случае речь не только о мзде, есть и другие виды преступлений, когда чиновник путает свой карман с государственным.

Реальное лишение свободы суды избирают 16 процентам осужденных - как правило, за получение взятки или мошенничество с использованием служебного положения в крупном или особо крупном размере.

В прошлом году 70 процентов обвиняемых в получении либо даче взятки получили условный срок, поскольку преступление было совершено без отягчающих обстоятельств. Среди осужденных за взятку каждая пятая - женщина.

Приговоров, когда в конверте или, точнее сказать, уже в "дипломате" лежало более миллиона рублей, было около полутора процентов от всех "взяточных" дел.

Владислав Куликов

© Российская газета

РасследованияМир

6960

15.10.2010, 16:49

URL: https://www.babr24.news/?ADE=89001

Bytes: 7290 / 7283

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Расследования"

Монгольская военная доктрина: вместе с Японией, но против кого?

Монголия, некогда центр крупнейшей в истории империи Чингисхана, утратила свой военный престиж более восьми веков назад. В XX веке её вооружённые силы часто воспринимались как слабые и устаревшие, особенно в сравнении с соседними державами — Россией и Китаем.

Владимир Орсоев

РасследованияПолитикаМонголия

6087

29.04.2025

Три года суда, ноль приговоров — кто прикрывает Шепелева?

В начале 2025 года в Ленинском районном суде Красноярска состоялось уже 58-е заседание по уголовному делу «мусорного короля» Евгения Шепелева. С тех пор — тишина. Ни новых заседаний, ни официальных комментариев. Впечатление, будто громкое дело испарилось вместе со следами ответственности.

Анна Моль

РасследованияЭкологияЭкономика и бизнесКрасноярск

5543

26.04.2025

Инсайд. «Томтрансойл»: лайфхак, как пилить бюджет

В Томской области разворачивается судебный процесс, связанный с уклонением от уплаты налогов в особо крупном размере ООО «Томтрансойл». Прокуратура региона выявила серьёзные нарушения в деятельности компании, что привело к возбуждению уголовного дела.

Николай Головин

РасследованияЭкономика и бизнесТомск

1202

26.04.2025

От Уды до Москвы оказалось рукой обыскать: дело улан-удэнского моста. Расследование Бабра

В Москве сотрудники правоохранительных органов из Бурятии провели оперативные мероприятия в офисных помещениях ООО «ПГП» 10 апреля. Бабр считает, что причиной является крах крупнейшего инфраструктурного проекта на бюджетные средства в Бурятии: строительства третьего моста через Уду.

Виктор Кулагин

РасследованияЭкономика и бизнесБлагоустройствоБурятия Россия

11957

21.04.2025

Инсайд. Как сделать ОПГ из шести лесорубов

Недавно обратились знакомые мужчины, осужденного в Красноярском крае за шесть эпизодов незаконных рубок леса в составе организованной преступной группы. Звучит страшно, но прошу обратить внимание на квалификацию (дальше вернемся).

Николай Головин

РасследованияКриминалЭкономика и бизнесКрасноярск

9638

19.04.2025

Тэрбум тэрбум тугрик нэг гарт: Монголын нүүрсний судлыг хэн тэжээв

Ухаахудагийн нүүрсний орд, Тавантолгойн асар том бассейны нэг хэсэг, Монгол дахь эрх мэдэл ба бизнесийн муухай холбооны гол цэг болжээ.

Андрей Шилман

РасследованияЭкономика и бизнесПолитикаМонголия

12532

07.04.2025

Миллиарды тугриков в одни руки: кто приручил угольную жилу Монголии

Угольное месторождение Ухаахудаг, часть гигантского Тавантолгойского бассейна, стало эпицентром порочной связи власти и бизнеса в Монголии. Здесь лицензии переходят из рук в руки, чиновники превращаются в бизнесменов, а государственные ресурсы утекают в карманы частных компаний.

Виктор Кулагин

РасследованияЭкономика и бизнесПолитикаМонголия

21832

31.03.2025

Отцы и дети строительного подряда: как недобросовестный поставщик передал эстафету сыну, а тот уронил её на лестнице в Улан-Удэ

Лестница от улицы Почтамтской до улицы Советской в Улан-Удэ рушится. Капитальный ремонт завершили всего несколько месяцев назад, а бетон на нижнем пролёте уже отслаивается и превращает ступени в крошку.

Виктор Кулагин

РасследованияЭкономика и бизнесБурятия

14601

27.03.2025

«Сибиар»: оружие массового поражения?

История, которая могла бы стать основой фантастического триллера, если бы не была правдой. Красноярское управление Следственного комитета завершило расследование уголовного дела о гибели четверых детей в семье из села Красная Сопка Назаровского района Красноярского края.

Мария Вяземская

РасследованияЗдоровьеЭкономика и бизнесКрасноярск Новосибирск

22927

25.03.2025

Теневая политика-3. Общая схема правления такова…

В сентябре 2025 года в Новосибирске пройдут выборы в региональный парламент и Совет депутатов. Дмитрий Савельев, депутат Госдумы, мечтает захватить город благодаря своей теневой схеме. Депутат по факту получит контроль над 18 одномандатными округами.

Адриан Орлов

РасследованияПолитикаЭкономика и бизнесНовосибирск

33787

19.03.2025

Теневая политика-2. Савельевы, или Одна фамилия и восемь рук

В связи с тем, что в сентябре 2025 года пройдут выборы в региональный парламент и Совет депутатов, Бабр решил провести аналитику. Редакция обнаружила весьма интересные и близкие взаимоотношения бизнеса и политики в Новосибирской области. Этот материал является вторым из трёх и посвящён Савельевым.

Адриан Орлов

РасследованияЭкономика и бизнесПолитикаНовосибирск

23590

18.03.2025

Инсайд. Мошенники начали использовать видеосвязь

Министерство внутренних дел Российской Федерации 16 марта 2025 года выступило с предупреждением о новой волне мошенничества: злоумышленники массово используют видеосвязь для получения биометрических данных россиян — записей голоса и изображений лица.

Лера Крышкина

РасследованияРоссия

8018

18.03.2025

Лица Сибири

Винокуров Михаил

Дмитриев Владимир

Дыдыкина Елена

Тарасков Геннадий

Абдулина Роза

Асеева Анна

Волынов Борис

Липатов Евгений

Лаврова Анна

Курганская Галина