Артур Скальский

© Русский журнал

ОбразованиеМир

2139

22.10.2003, 15:44

На чьих костях пляшем?

Полемические взрывы сопровождают процесс разработки и принятия стандарта по литературе. Только-только разгребут битую посуду после одного обсуждения, как, глядишь, ухнуло снова. Одни аргументы заменяются другими, перестраиваются бомбисты-террористы, и "сардинница ужаснейшего содержания" подкладывается опять.

Сумятица, переход на "личности", полное непонимание, кто по какую сторону баррикад находится, - все это обычные приметы нашей национальной дискуссии. Когда говорят о Министерстве образования, то кого имеют в виду, министра или г-жу Зинину, отвечающую за учебники? У них позиции противоположные. Всячески стараются "локтем задеть" замечательного труженика А.А.Пинского; он, впрочем, тоже в долгу не остается. В чем дело? Откуда такие страсти?

На поверхности лежит ответ: авторы учебников, методических материалов, их друзья и родственники борются за место под солнцем. Это правда. Что уж тут греха таить? Но не все, далеко не все бомбисты-полемисты таковы. Пафос высказываний обескураживает. Речь идет о жизни и смерти общества. И многие в это искренне верят. А вот насчет проблем ребенка, которые призвана помочь решить школа, тут и слова не найдешь.

А зачем мы "проходим русскую литературу" в школе? И что мы, собственно, "проходим"?

Русская литература в нашем традиционном, надо сказать, верном понимании появилась в середине XVIII века. В.Ходасевич даже называет точную дату:

Из памяти изгрызли годы,
За что и кто в Хотине пал,
Но первый звук хотинской оды
Нам первым криком жизни стал.

Если принять его, вполне разумную датировку, то уже скоро, в 2037 году будем праздновать 300-летие русской литературы. Это не такой, конечно, возраст, как у итальянской, французской или даже английской литературы, но все-таки солидно. Уже никому не придет в голову удивляться, что "в забавном русском слоге" можно говорить "о добродетелях Фелицы" или даже о более сложных материях. Начав позже других европейских наций, мы создали великую литературу. Это вызывает законную гордость.

Уже стало тривиальностью замечать, что в связи с особенностями русской истории мы с вами были литературоцентричной нацией. Общественная жизнь проходила у нас не в парламенте, не в губернском или городском собрании, а на страницах книг и, отчасти, "толстых" журналов. Философы, социологи, политики, экономисты появились у нас в "первую оттепель" - меж двух революций - и были изгнаны, а то и уничтожены большевиками. Эта особая общественная роль русской литературы и сформировала наше к ней отношение, отличающееся от отношения других наций.

Можно соглашаться или не соглашаться с Т.С.Элиотом, утверждавшим, что английская литература - это литература номер один в Европе, однако нельзя отрицать, что некоторые, и весьма весомые, основания для такого заявления у него были. Но никакой английский поэт никогда бы не сказал: Шекспир - это наше все. А вот Аполлон Григорьев сказал "Пушкин - наше все". И мы согласились. Только русский поэт мог сказать о стихотворном размере:

Ты крепче всех твердынь России,
Славнее всех ее знамен.

Русские литераторы в нашем сознании играют роль святых. Правильней, конечно, сказать, что не столько они канонизированы, сколько ими написанное. И этот канон обязан знать каждый русский. Иначе он неполноценный человек. Канон, собственно, не литература - это Россия. В этом каноне вычитываются и философия, и основы социального поведения, и человеческая этика, и правильный взгляд на историю нации, в общем, "и кровь, и любовь, и морковь".

Где же происходит кодификация канона? В школьной программе. С петровских времен школа - наше окно в Европу и наше лицо, которое мы через это окно Европе показываем. В России попасть в школьную программу - это вам не Нобелевская премия! Это посерьезней будет! Кстати, я с этим совершенно согласен. Нобелевская премия - очень неточный и случайный индикатор. Ни Л.Толстой, ни Ф.Кафка, ни А.Белый, ни Кавафис, ни В.Набоков не были ее лауреатами. А вот Сюлли Прюдом, Хильдур Лакснесс и еще много всякого - лауреаты. Вспомните, как "прогрессивная общественность" во главе с коммунизанствующим Ж.-П.Сартром пропихивала на Нобелевскую премию нашего Шолохова. Стыд и позор!

Отношение к школьной программе как к канону и кодексу и составляет суть полемики. "Выбросить" кого-то из кодекса равносильно деканонизации. Как же так? Был святой - и нет святого. Это как понимать? Идет борьба за плерому - полноту России. Поскольку Россия - это литературный канон. Образовательный стандарт рассматривается как список-кодекс, из которого ничего нельзя "выбросить", не совершив гносеологической гнусности по отношению к нации. Обратите внимание, большинство педофилологов или чрезвычайно симпатичных писателей требуют что-нибудь "доввести" в кодекс, но никто, кроме действующих учителей, не говорит о необходимости "вывести" из него.

Пафос абсолютно религиозен и по-религиозному абсолютен. Робкие просьбы о сокращении кодекса обличаются с амвона, как попытки иконоборчества. Милый Анатолий Аркадьевич Пинский превращается в страшного ересиарха, замахнувшегося на святое.

Я с ужасом думаю о том времени, когда подрастет племя более образованных, более чувствующих и более современных литературоведов. В канон обязательно войдут Ф.Сологуб, М.Кузмин, А.Ремизов, блистательный А.Белый. Дойдет процесс канонизации и до К.Вагинова, и до Л.Добычина. О поэзии уж промолчим. На подходе огромный корпус от О.Мандельштама до Вс.Некрасова.

Куда бедному ребенку деваться?!

Не стоит русская литература на месте. Пишут, гады, русские литераторы. И неплохо пишут, на погибель школьнику. 300 лет пишут и не собираются "завязывать".

Аппеляции к рассудку бессмысленны. Когда речь идет о посягательстве на святое, рассудок молчит. Уже в одном из писем мелькнул презрительный отзыв о рассудке. Ишь, рассудительности захотели! Тут на Россию замахиваются, а вы о каких-то детях забеспокоились. Мы этим детям как дадим по мозгам "Тихим Доном", а потом как прихлопнем еще сверху "Доктором Живаго", вот тогда они обретут настоящую "русскость".

Не стройте иллюзий. Дети увернутся. Даже если их попробуют пытать в профильных классах. Профиль у ребенка будет такой, какой Бог послал, и другого вы и с помощью "Тихого Дона" не вырежете. Прочтет ребенок из этих томов только сцену изнасилования, а сочинение (творческую работу) скатает из Интернета. Вами же вывешенное там сочинение.

Не виноваты в сложившемся положении ни Министерство образования, ни ЕГЭ, ни лично Анатолий Аркадьевич Пинский. И педофилологи тоже не виноваты. А виноваты только русские литераторы. Я уверен, что вот в эту самую минуту кто-то из них пишет что-то такое, что, может быть, через лет двадцать запросится в школьную программу.

Что делать? Кивать на традицию русского школьного образования? Так ведь в прекрасном XIX веке канон был существенно меньше, и школьный кодекс не включал ни Л.Толстого, ни Ф.Достоевского, ни... Господи, ну, неужели это непонятно? А вот 50 лет назад, свидетельствую, не читало большинство детей ни Гончарова, ни "Войны и мира", ни Шолохова с Горьким. А сочинения (творческую работу) отписывали за милую душу и без всякого Интернета.

Пока в стандарте по литературе цель изучения предмета будет формулироваться в терминах "духовности и нравственности", а список будет рассматриваться как святцы, курс русской литературы сведется к "нас возвышающему обману".

А хорошо бы научить ребенка читать художественную прозу, понимать особость стиха, заинтересовать красотой и ритмом русского словесного искусства, А ведь сделать это можно на примере очень немногих произведений. Вот итальянцы сделали закрытый кодекс. Всего "три кита". Данте, Петрарка и Бокаччо. Я себе представляю, что было бы, если бы они развернулись от Гвидо Кавальканти до Итало Звево. Думаю, что родители разнесли бы тамошнее министерство по кирпичу. Зато уж "трех китов" препарируют основательно. Годами. И когда у нас в кодекс входили Пушкин, Лермонтов и Гоголь, вся образованная Россия умела читать и читала запоем.

А теперь мы жалуемся, что читают мало и не то, что надо. А чего вы хотите? "Галопом по Европам" проехали всю русскую литературу, ничего не поняли, зато привили стойкое отвращение к школьной программе. А в ней "наше все".

Пока мы будем давить детей своими, слава Богу, разрастающимися святцами, пока мы будем относиться к внесению писателя или произведения в школьную программу, как к канонизации, ничего хорошего не будет, а споры и взаимные обвинения не будут иметь никакого реального отношения к проблеме. Школа - это место, где учат детей, а не сооружают на их костях памятник нашей вполне заслуженной национальной гордости.

В одной из московских школ провели социологическое исследование среди детей. Там был вопрос о том, что представляет для них наибольшую опасность. Первое место занял ответ: агрессивное поведение взрослых. Не наркотики, не алкоголь, даже не бандиты и милиция, а именно агрессивное поведение взрослых по отношению к детям.

Я не прошу любить детей, Любовь - это такое чувство, которое не выпросишь. Кто-то любит, кто-то не очень. Но издеваться-то над детьми не надо.

Евгений Сабуров

Артур Скальский

© Русский журнал

ОбразованиеМир

2139

22.10.2003, 15:44

URL: https://www.babr24.news/?ADE=9603

Bytes: 9068 / 9015

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Образование"

Блогнот. Школа в кризисе: государству потребовались педагоги

Проблема дефицита школьных учителей по всей стране, похоже, все больше обостряется. В контексте того, что власти сегодня уделяют образованию и воспитанию особое внимание, вопрос неминуемо превращается в политический.

Илья Гращенков

ОбразованиеОбществоРоссия

1247

24.04.2025

Монгольский курс на металлургию: образование и экономика объединяются

Министерство образования Монголии заключило соглашение с Дарханским металлургическим заводом, который является одним из ключевых промышленных предприятий страны. Положения договора предполагают подготовку специалистов для сталелитейной отрасли.

Эрнест Баатырев

ОбразованиеОбществоЭкономика и бизнесМонголия

6389

16.04.2025

Реформа платного образования в вузах России: государство снова повернуло не туда?

С 1 сентября 2026 года в российских государственных вузах начнётся очередная масштабная реформа платного образования, направленная на перераспределение коммерческих мест в пользу специальностей, признанных приоритетными для экономики.

Максим Бакулев

ОбразованиеОбществоОфициозРоссия

3695

12.04.2025

Блогнот. Томская экс-неделя

– Помним мы вашего Мазура! – говорили мне одноклассники, приехавшие на вечер встречи из других городов.

Андрей Игнатьев

ОбразованиеПолитикаТомск

10719

11.04.2025

Байкальский университет: в эпицентре предвыборных интриг

Иркутская область вступает в очередной выборный цикл, который обещает стать насыщенным событиями. В сентябре 2025 года в регионе состоятся выборы губернатора, а уже в ближайшие месяцы депутаты города Иркутска определят нового мэра областного центра.

Лера Крышкина

ОбразованиеРасследованияИркутск

41827

09.04.2025

Инсайд. Отмены ЕГЭ не будет

2 апреля Дума отклонила законопроект об отмене ЕГЭ, внесённый летом прошлого года. Решение предсказуемое, о нём и писать не стоило, но есть один штрих, на который следует обратить внимание. Решающую роль в отрицательном решении Думы (как обычно) сыграл отзыв правительства.

Николай Головин

ОбразованиеОбществоРоссия

4917

08.04.2025

«Томскнефть»: в поисках талантов

26 марта 2025 года в Международном культурном центре Томского политехнического университета состоялись карьерные мероприятия, направленные на привлечение студентов и выпускников вуза к сотрудничеству с ведущими предприятиями региона.

Александра Рубинштейн

ОбразованиеЭкономика и бизнесТомск

14707

06.04.2025

Блогнот. Речь Игоря Лютаева, или Почему Наука без школы?

Разрешите зачитать обращение жителей микрорайона Наука: «15 лет назад Правление ТОС добивалось выделения земель на территории микрорайона «Наука» под строительство социальных объектов.

Андрей Игнатьев

ОбразованиеОбществоПолитикаТомск

11891

02.04.2025

Телеграм Красноярска за неделю. Усс снова президент и отчёт Логинова

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в красноярском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 24 по 30 марта включительно. Ещё пять лет На прошлой неделе экс-губернатора Красноярского края Александра Усса вновь избрали на должность президента СФУ.

Анна Роменская

ОбразованиеПолитикаСкандалыКрасноярск

11779

31.03.2025

Нам пишут. Свободный разгул на Свободном

«Чего Вы возмущаетесь, идет заселение!» — эти слова я услышала в первом часу ночи с понедельника на вторник на прошлой неделе, когда позвонила на вахту, узнать причину такого шума. С 00.00 часов до трех-четырех часов утра 18 марта не спал весь дом на Свободном 76Ж.

Валерий Лужный

ОбразованиеСкандалыЭкономика и бизнесКрасноярск

14947

25.03.2025

Инсайд. Александр Усс и его марионетки Румянцев и Протопопов

У сенатора и ученого Александра Усса сейчас горячая пора. Ему нужно сохранить доступ к ресурсам двух университетов: СФУ и КрасГМУ. В оба этих ВУЗа Усс воткнул своих послушных марионеток. Максим Румянцев, конечно, более значимая фигура чем Алексей Протопопов.

Кирилл Богданович

ОбразованиеСкандалыКрасноярск

4135

23.03.2025

Диссертация с копытца. В Бурятии науку доят плагиаторы

Молодые учёные бегут из Бурятии. Бабр разбирается, что творится с наукой в республике и почему она разваливается на глазах. Аспирант в Бурятии начинает карьеру с голода. Стипендия на бюджетном месте — 6,5 тысячи рублей в месяц.

Виктор Кулагин

ОбразованиеПолитикаРасследованияБурятия

17219

10.03.2025

Лица Сибири

Мартыняк Дениc

Михеева Светлана

Якимов Александр

Брежнева Ирина

Краснова Елена

Рукша Геннадий

Ильичев Виктор

Дыдыкина Елена

Оськина Вера

Разумов Дмитрий