Владимир Орсоев

© Babr24.com

ПолитикаРасследованияБурятия

35856

19.04.2017, 18:51

Ирина Смоляк: серость на тропе войны

На фоне многочисленных боевых конфликтов последнего времени в бурятской политике, несколько особняком стоит достаточно жесткая попытка пока еще руководителя управления по информационной политике правительства Бурятии Ирины Смоляк возбудить в отношении мэра Улан-Удэ Александра Голкова уголовное дело по клевете.

Оставим пока в стороне подробности самого дела - оно по сути высосано из пальца и не стоит выеденного яйца. Вопрос в другом: с какой целью третий по статусу человек в правительстве Бурятии лично выискивает IP-адреса сообщений на форумах и, что называется, "разжигает"?

Напомним, попытку возбудить дело против мэра Ирина Смоляк пыталась еще в "царствование" Вячеслава Наговицына, в марте 2016 года. Цель той попытки была достаточно грязной - не столько дискредитировать законно избранного мэра, сколько сделать себе имя на скандале.

Отметим, что с делами частного обвинения по клевете (статья 128 УК РФ) в российской судебной практике ситуация обстоит не лучшим образом. Возбудить такое дело крайне сложно, доказать умысел (а не искреннее заблуждения) "клеветника" еще сложнее. В случае, когда единственным доказательством является IP-адрес компьютера, с которого было написано сообщение, дело сразу переходит в категорию высокотехнологичных, а его судебные перспективы тают, как майский снег.

Это, однако, лишь нюансы. А вот цель Смоляк "выйти из тени" и получить пусть и скандальную, но известность на громком деле - очевидна.

Давайте посмотрим поближе на этого человека, который долгое время был в тени своего покровителя Вячеслава Наговицына.

Ирина Смоляк начинала свою карьеру с достаточно рядового журналиста в Томске. Правда, она каким-то образом умудрилась получить хорошую должность сразу в областной газете "Томский вестник". По позднесоветским понятиям, для такого старта журналистской карьеры требовались серьезные личные связи. У юной Ирины они были - и личные, и родственные.

Впрочем, тяжелый труд журналиста продолжался недолго. Почти сразу же Ирина оказалась главным специалистом в Томской областной администрации - до такой должности некоторые идут годами и даже десятилетиями. В администрации молодая чиновница "зависла" на десять лет, дойдя в итоге до своего карьерного потолка - заместителя главы администрации по информационной политике.

В 1998 году в администрации Томской области появился Вячеслав Наговицын. О его деятельности на посту заместителя главы администрации, а с 1999 года - главы администрации, скромно рассказывают, что он "грамотно выстраивал партнёрские отношения с представителями крупного бизнеса сибирского региона, России и стран зарубежья". Что это означает в применении к российским реалиям, наверное, расшифровывать не надо. И Ирина Смоляк, к тому времени взявшая в ежовые рукавицы все томские СМИ и общественные организации, оказалась ему нужна как воздух.

В 2007 году Наговицына назначили главой Бурятии. Вместе с ним в республику приехали несколько десятков человек, но через год из его старой команды осталась только Смоляк. Она осталась на той же должности, что и в Томске - по сути "серым кардиналом", курировавшим все взаимоотношения со СМИ и общественностью.

Ирина Смоляк всегда считалась бессеребренницей и скромницей. Она до сих пор ездит на допотопной японской развалюхе "Nissan Pulsar" 1999 года и декларирует годовой доход ровно в соответствии с пусть и нескромной, но все-таки зарплатой в полтора миллиона в год. Но видимая скромность Смоляк - это, естественно, лишь верхушка айсберга.

Чем обычно занимается человек на той должности, которую занимает Ирина Смоляк? Этот вопрос очень интересен и обычно скрыт от глаз общественности.

В бюджете любого региона всегда выделяется значительная сумма на так называемую "поддержку СМИ". Сама по себе эта формулировка берет свое начало в советское время и не имеет никакого отношения к суровой капиталистической реальности. Известная проблема существования региональных, особенно районных, СМИ, заключается в том, что они совершенно нежизнеспособны без бюджетных вливаний. В любой капиталистической стране такие СМИ давно умерли бы естественной смертью. Но в российской реальности, властям нужны рычаги влияния на общество для решения своих, совершенно специфических задач.

Схема работы со СМИ простая. В зависимости от тиражей и уровня влияния СМИ, ему выделяется скромная или нескромная дотация из бюджета. В конкретном выражении эта сумма колеблется от 100-150 тысяч в год для захолустной районной газетки до 300-400 тысяч в месяц для серьезного регионального СМИ.

Формально в обмен от СМИ требуется лишь "освещение деятельности органов власти". Все в полном соответствии с Конституцией РФ. На самом деле все прекрасно понимают правила игры - если СМИ будет исповедовать принципы свободы слова в отношении той ветви власти, которая выдает бюджетные средства, то в будущем этих дотаций просто не будет. По совершенно официальным основаниям.

Это, однако, не вся часть процесса. Официальных бюджетных денег, как правило, не хватает - а аппетиты и СМИ, и политтехнологов растут. И тогда в ход идут не всегда законные, а то и совершенно незаконные методы.

К примеру, в совершенно другом регионе и в совершенно другой структуре Министерство лесного комплекса вполне в рамках государственно-частного партнерства выделяет некой частной фирме субсидию на проведение технических исследований. Никаких исследований по факту не происходит - фирма лишь пишет красивый отчет об их проведении, а министерство подписывает его, и не подумав проверять факт выполнения. А через некоторое время нужное СМИ получает крупную сумму наличкой, примерно в размере половины суммы, выделенной из бюджета на "исследования". Откуда берется эта сумма, тоже понятно - через систему банальной обналички, которая под "крышей" министерства проходит без сучка и задоринки.

Довольны все: министерство, выступившее в качестве финансовой прокладки, заплатило все налоги (за бюджетный счет), СМИ "заработало" неучитываемые государством деньги, а региональная власть получила нужный ей пиар. Потерял только бюджет, то есть налогоплательщики - но на эти мелочи в России никто давно не обращает внимания.

Занималась ли такими вещами Ирина Смоляк - достоверно неизвестно. Но зато известно, что все те СМИ, с которыми у нее были хорошие отношения, были полностью ими довольны. Нетрудно допустить, что, как в известном анекдоте про сальные руки, что-то осталось и у непосредственного исполнителя процесса.

Смоляк Ирина © Проект "Лица Сибири"

Впрочем, вопрос вероятных незадекларированных доходов - это скорее сфера прокуратуры. Гораздо интереснее другое.

У Ирины Смоляк есть муж - врач Эрдэм Раднаев. Все то время, пока Ирина Смоляк занималась регулированием взаимоотношений между своим руководством и СМИ, он был обычным и, говорят, неплохим врачом. Однако к 2014 году стали очевидными сразу несколько важных моментов.

Первое. Ирина Смоляк стала классической жертвой своей преданности. Оставаясь многие годы в тени своего шефа Вячеслава Наговицына, она потеряла шанс на дальнейший карьерный рост. Главой республики ей не стать никогда, в федеральном центре ее не знают и связей там нет, в родном Томске ее забыли и она там никому не нужна. Возраст, пусть и не преклонный, но имеющий место быть, не позволяет начать новый карьерный виток "с нуля". Тем самым Ирина Смоляк попала в классическую ситуацию "цирковой лошади", которая не может вырваться из своего жизненного круга.

Второе. Уже в 2014 году стало понятно, что шансы Наговицына на переизбрание главой Бурятии становятся призрачными. Для Ирины Смоляк уход главы мог означать полноценный жизненный крах: вне привычной сферы деятельности она совершенно нежизнеспособна.

Третье. Пусть и медленно, но стилистика 90-х уходит с медийного рынка. "Договариваться" со СМИ на бюджетные деньги уже не так эффективно, как раньше: СМИ укрепились, заняли свою нишу и способны сами договариваться не только с региональными властями, но и с их конкурентами на федеральном уровне. Как следствие, "прокладки" между бюджетом и СМИ, такие, как Смоляк, становятся все менее востребованы. Конечно, в Бурятии эти процессы отстают лет на 5-6 от общефедеральных, но они тоже имеют место.

Сама Смоляк - типичная серая мышь, не выделяющаяся никакими особыми способностями и умениями. Кроме одного - умения проводить закулисные переговоры. Особенно с теми людьми, которые ей по факту многим обязаны. То есть с Наговицыным и его командой.

Как следствие, Ирина Смоляк начала судорожно заниматься обеспечением своего будущего. Первым шагом стало назначение ее мужа главврачом одной из самых авторитетных медицинских структур в республике - БСМП. Напомним, Эрдэм Раднаев - очень хороший врач. Однако главный врач не должен быть хорошим врачом, он должен быть хорошим хозяйственником. А именно этого у Раднаева, как говорят в его окружении, нет совершенно.

В 2016 году Ирина Смоляк начала проталкивать своего мужа на пост министра здравоохранения Бурятии. Кандидатура, безусловно, качественная - этнический бурят, с серьезными связями в республике, без единого скелета в шкафу, с безупречной биографией и не менее безупречной женой, моментально "перекрасившейся" в бурятку. Но - тут коса нашла на камень. На пост министра здравоохранения хватало представителей и других кланов - как бурятских, так и русских: в частности, семейских и еврейских.

Однако Ирина Смоляк свои попытки не прекратила. Сейчас, в преддверии выборов нового главы республики, у нее остался последний шанс продемонстрировать свою преданность, способности и умения.

Вернемся к нашим баранам, то есть к истории с форумами и IP-адресами. При всех своих талантах, Ирина Смоляк (вспоминаем про цирковую лошадь) умеет работать только в раз и навсегда проверенной ей стилистике. То есть - самой спровоцировать скандал, самой "найти" врагов, самой, через прикормленные СМИ, раздуть этот скандал до республиканского уровня и преподать это все как собственное умение "решать вопросы".

Но в данном случае Ирина Смоляк, похоже, крупно ошиблась. Ее попытка столкнуть между собой врио главы республики и мэра Улан-Удэ может оказаться самым крупным промахом в ее жизни. Дело в том, что, по всем признакам, Алексей Цыденов и Александр Голков работают вместе, на одну цель и в одной команде. То, что это не афишируется - лишь вопрос стратегии. То, что Смоляк этого не поняла - говорит о ее некомпетентности.

Возникает, однако, вопрос - каким образом Ирина Смоляк узнала IP-адреса сообщений на форуме отнюдь не принадлежащего ей СМИ? Очевидно, это было не совсем законно и не совсем легально. И речь может идти о нарушении закона о персональных данных, несоблюдении тайны переписки и других неблаговидных и даже наказуемых делах. И в этой истории уже сама Ирина Смоляк может оказаться в прицеле правоохранительных органов - если вдруг завтра ее статус изменится.

А он, скорее всего, изменится. Умному и технократичному Цыденову вряд ли нужны провинциальные интриганки на ответственных постах.

Предложить свою тему и связаться с редакцией Бабра в Бурятии можно по адресу [email protected]


Новости Бурятии - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!

Читайте нас в Одноклассниках!

Читайте нас в Телеграме!

Владимир Орсоев

© Babr24.com

ПолитикаРасследованияБурятия

35856

19.04.2017, 18:51

URL: https://www.babr24.news/bur/?ADE=159871

bytes: 11935 / 11153

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Владимир Орсоев.

Другие статьи в рубрике "Политика" (Бурятия)

Пять морей и одно Чудо-Юдо на Байкале

Минтуризма Бурятии вместе с пулом инвесторов, похоже, нашло отличный способ освоения федеральных денег.

Виктор Кулагин

ПолитикаТуризмЭкономика и бизнесБурятия Байкал

4548

31.07.2025

Театр одного подрядчика: новое дело для строителя «Ульгэра»

В Бурятии прокуратура случайно вскрыла долг по зарплате в 8,6 миллиона рублей. Деньги 58 сотрудникам задолжала компания «Бурятпроектреставрация». Её генеральный директор Жамсаран Батуев получил новое уголовное дело, которое стало третьим в его коллекции.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыБурятия

6178

29.07.2025

Дело главы Цыренжапова: школа Доржиевых и тень Озёрного ГОКа

История со школой в бурятском селе Сосново-Озёрском получила логичное продолжение. Глава Еравнинского района Чингис Цыренжапов, занимавший пост с 2021 года, теперь официально обвиняется в превышении должностных полномочий.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыБурятия

9845

28.07.2025

Сел «под градусом»? – Закончи карьеру с позором

В Бурятии очередной «кадровый эксперимент» пошёл наперекосяк. Руководителя Республиканского агентства лесного хозяйства (РАЛХ) Сергея Борошноева остановили пьяным за рулём. Итог – лишение прав на 1,5 года, штраф в 45 тысяч рублей и последующее увольнение с должности.

Есения Линней

ПолитикаЭкологияСкандалыБурятия

19212

25.07.2025

Строительство с госзащитой: как рискуют покупатели жилья в «Улаан-Хото»

В Улан-Удэ на месте старых домов в центре города начали возводить первый этаж нового жилого комплекса «Улаан-Хото». Застройщик ГК «ПИК» обещает сдать первые секции уже в 2025 году. Однако интересы федерального девелопера защищены законом, а интересы будущих жильцов — ничем.

Виктор Кулагин

ПолитикаНедвижимостьБурятия

10829

25.07.2025

По ком течёт труба в столице Бурятии

Мэрия Улан-Удэ в середине июля отчиталась о начале строительства километрового трубопровода в 106-м микрорайоне. МУП «Водоканал» приступил к работам, которые обеспечат водоснабжение новых жилых комплексов.

Виктор Кулагин

ПолитикаБлагоустройствоБурятия

8145

24.07.2025

Два сада за 35 миллионов: один для отчётов Шутенкова, другой — для жителей Улан-Удэ

Мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков создаёт для горожан сразу два Александровских сада. Один существует в пресс-релизах и интервью карманных архитекторов. Он красив, удобен и почти готов. Второй сад видят жители города. Там строительный мусор, уничтоженные растения и странные конструкции посреди пустыря.

Виктор Кулагин

ПолитикаБлагоустройствоБурятия

9432

24.07.2025

Кандидатский минимум Павла Фёдорова: обнулить долги, переписать бизнес на жену и пойти в Хурал

Осенью в Бурятии пройдут довыборы в Народный Хурал по 15 одномандатному округу, освободившемуся после ухода Дениса Гармаева в кресло министра промышленности. «Единую Россию» представляет кандидат Павел Фёдоров 1977 года рождения.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесРасследованияБурятия

18452

24.07.2025

Круговорот заседаний в Совфеде: отчёт сенатора Наговицына за год

Бабр изучил отчёт сенатора от Бурятии Вячеслава Наговицына за 2024 год. Документ на двадцати страницах сообщает об участии в 24 заседаниях Совета Федерации, одобрении более 560 законов, 24 заседаниях профильного комитета, докладах по десяткам законопроектов, 30 направленных запросах.

Виктор Кулагин

ПолитикаБурятия Россия

9802

22.07.2025

Колония строгого дележа: кто получит 32 гектара на берегу Байкала

В посёлке Выдрино Кабанского района 14 июля пятеро депутатов сельсовета, включая председателя Леонида Гомзякова, сложили полномочия. Они отказались участвовать в решении, которое, по их словам, отдаст 32 гектара земли на берегу Байкала в частные руки за символическую плату.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыЭкономика и бизнесБурятия Байкал

14594

21.07.2025

Довыборы в Народный Хурал: битва за округ обрастает бизнес-интересами. Разбор кандидатов

Осенью в столице Бурятии пройдут довыборы в Народный Хурал по 15 одномандатному округу. Мандат стал вакантным после перехода депутата Дениса Гармаева на работу в республиканское министерство промышленности и торговли. Избирательная кампания намечена на 14 сентября.

Виктор Кулагин

ПолитикаРасследованияЭкономика и бизнесБурятия

17593

18.07.2025

Байкал под пилой: наука против власти

Пока Москва дорабатывает закон о Байкале, Иркутская область рискует лишиться защитного зелёного пояса. Заседание экспертного совета Госдумы 16 июля стало самым эмоциональным за весь двухлетний путь спорного документа.

Анна Моль

ПолитикаЭкологияЭкономика и бизнесБайкал Иркутск Бурятия

13070

18.07.2025

Лица Сибири

Фильшин Геннадий

Звонарев Сергей

Горюнов Константин

Баданов Юрий

Заблоцкий Станислав

Лбов Александр

Безрядин Максим

Хабудаев Владимир

Левченко Сергей

Ефременко Сергей