Артур Скальский

© Номер один

ОбществоИркутск

2335

08.05.2002, 00:00

Терроризм не бывает ложным

Только с начала этого года в городское Управление внутренних дел Иркутска поступило 64 сообщения о заминированиях.

"Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или каких-то других действиях, которые грозят гибелью людей, причинением серьезного имущественного ущерба либо наступлением других не менее опасных последствий, - гласит статья 207 Уголовного кодекса РФ, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или... максимум тремя годами лишения свободы". Но такого прецедента в нашем регионе не было. К сожалению, считают сотрудники правоохранительных органов. Особенно же остро сожалеть об этом они начинают, как правило, по весне. В этот период у психически ненормальных начинаются обострения, а у студентов - сессия. Вот тогда уже по три раза в неделю приходится выезжать в каждый вуз, эвакуировать толпы довольных студентов, а потом долго пытаться выяснить, кто додумался сделать злополучный звонок и какой экзамен ему предстояло сдавать.

Учебные заведения являются наиболее часто "минируемыми" объектами. Остается радоваться, что до сих пор тревога оказывалась ложной. То, что на каждый вуз приходится по три вызова в неделю, не фантазия, а вполне реальная в определенные периоды цифра. Лидерами, правда, являются все-таки школы. Видимо, в силу интеллектуального уровня контингента. На втором месте среди объектов ложного минирования - рынки и вокзалы. На рынках, как правило, звонки о заминировании используются как часть комплексной программы недобросовестной конкуренции с целью срыва сделки или просто нарушения нормального рабочего ритма.

В любом случае объектами всегда являются места массового скопления людей. Сообщение поступает в форме письма или звонка, которые почти всегда анонимны. В иркутской практике не было такого случая, чтобы анонимное сообщение о готовящемся теракте было истинным.

Скоро в Кировском суде Иркутска начнется слушание уголовного дела по обвинению 18-летнего студента одного из иркутских вузов Николая Харченко (фамилия и имя подследственного изменены. - Авт.). На счету Николая три письма, отправленных в разное время в адрес правоохранительных органов. Сомнения относительно достоверности указанных в письме фактов возникли сразу же. Хотя бы потому, что Николай настолько был уверен в своей безнаказанности, что был не очень аккуратен, нагл, но и смешон одновременно.

Письмо прокурору пришло через несколько дней после теракта в США, но по ошибке датой предполагаемого теракта Николай проставил пятнадцатое не сентября, а августа. Это заставило задуматься о вменяемости автора. На конверте изначально стоял полный домашний адрес: видимо, у Харченко не было другого конверта и он лишь замазал адрес штрих-маркером. Что и было выявлено впоследствии при проведении технико-криминалистической экспертизы. Характерна такая фраза в письме на имя прокурора Иркутской области Анатолия Мерзлякова: "Ты видишь, что творится в США, вот и ты получишь такое, если не приедешь..." (Имеется в виду на место предполагаемого теракта. - Авт.)

Три харченковских письма, как и следовало ожидать, вскоре оказались в одной стопке, поскольку было установлено, что их автор - один и тот же "юморист". Так как два письма гласили о наличии взрывчатого вещества в стенах одного и того же вуза, небезосновательно предположили, что преступник может быть студентом этого заведения. Об этом говорили и исследования, позволяющие создать обликовый портрет автора. Именно так называется то, что можно выяснить по письму анонима или по его голосу (к сведению потенциальных лжетеррористов: все звонки записываются). По ним можно определить довольно точно возраст, стопроцентно - пол и, кроме того, образование. Таковы параметры среднестатистического лжетеррориста нашего региона: человек мужского пола, послешкольного возраста, являющийся студентом вуза или учащимся среднеспециального учебного заведения.

При обработке трех писем, отправленных прокурору Иркутской области, все указывало на лицо, по возрасту и образованию подходящее под студента того самого вуза, где "намечались теракты". Выяснив это, эксперты взялись за личные дела студентов, в которых особое внимание уделялось автобиографиям собственноручно написанным, заявлениям, и, наконец, для верности исследовались контрольные работы учащихся. По одной из них, собственно, и заметили, что почерк некоего Николая Харченко похож на тот, которым написаны письма с угрозами об актах терроризма. После графологической экспертизы специалисты сделали категоричное заключение о том, что именно Харченко - автор писем.

Эксперты дают именно категоричные заключения. Что почерк, что голос - индивидуальные, как отпечатки пальцев, черты человека. Основной постулат экспертов: объект идентичен сам себе. Как они говорят, кого бы ни пародировал Максим Галкин, он все равно остается Галкиным и определить его не составит труда. Что касается письма, меняется нажим, разгон, наклон почерка, но нельзя изменить его абсолютно. Когда исследуют голос (эта экспертиза называется фонологической), то здесь участвуют и лингвистика, и психофизиология, и педагогика. В общем, наука - страшная сила. Николай об этом не подозревал.

Повестку ему вручили прямо в вузе. Харченко проявил завидное самообладание, впрочем, хватило его ненадолго. Когда его доставили для допроса, он несколько изменил стиль поведения. Был агрессивен, отказывался от содеянного напрочь. Он так и не сознался до сих пор. Но оправдания его не были оригинальными. Что-то вроде: "Зачем мне это надо?" Или говорил: "Враги оклеветали". Но когда спрашивали, кто, по его мнению, эти самые враги, почему-то тушевался. Его поведение вызвало у следователя подозрение во вменяемости допрашиваемого, и он был направлен на психиатрическое освидетельствование, которое показало, что с молодым человеком, как ни странно, все в норме. Теперь в деле Николая Харченко окончательную точку предстоит поставить суду.

Однако, как говорят юристы, скорее всего, "минер" получит условный срок, а то и просто его обяжут выплатить штраф. Для того чтобы лжетеррорист получил максимум - три года лишения свободы, нужно совпадение многих обстоятельств. Например, кто-то должен в результате ложного акта пострадать. Но в Америке, например, за лжетерроризм сажают на пять лет. И причин тому масса. Во-первых, материальный ущерб. Один выезд иркутской оперативной группы на место, где предположительно заложена взрывчатка, обходится городу не менее чем пятнадцать тысяч рублей. Таким образом, нынешние 64 звонка местных шутников обошлись Иркутску почти в миллион рублей. Да и не только материальный ущерб - аргумент в пользу ужесточения наказания. В конце концов, после массы "дурной работы" даже у специалистов притупляется острота восприятия, и в момент действительного теракта они могут промедлить какие-то минуты. Удастся ли тогда избежать трагедии?

Артур Скальский

© Номер один

ОбществоИркутск

2335

08.05.2002, 00:00

URL: https://www.babr24.news/irk/?ADE=2322

bytes: 6801 / 6801

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Общество" (Иркутск)

Первый аудиогид по набережным Иркутска для занятий спортом создали при поддержке Эн+

Эн+ и библиотека имени Молчанова-Сибирского совместно разработали первый аудиогид для занятий спортом на набережных Ангары под названием «История в воде». Проведенное недавно тестирование привлекло около 50 любителей бега и профессиональных спортсменов.

Ярослава Грин

ОбществоСпортСобытияИркутск

1905

16.05.2024

Полезная занятость для подростков с аутизмом в Иркутске вышла на новый уровень

Еще совсем недавно на диагнозе «аутизм» висело клеймо – «необучаемый», но на сегодняшний день мы видим, что дети могут находиться в обществе сверстников и занимать себя полезной деятельностью при грамотной педагогической поддержке.

Лилия Войнич

ОбществоИркутск

3070

30.04.2024

Баброконтроль. «Хлеб-Соль» на Лермонтова: когда вокруг нет конкурентов, можно и полы не мыть

Побывав в «Слате» на улице Лермонтова, 275/11, мы не могли пройти мимо магазина «дочки» сети, причём расположенного практически в соседнем доме (впрочем, как во всех других местах, «Слата» и «Хлеб-Соль» ходят парами).

Алина Саратова

ОбществоЭкономика и бизнесИркутск

9297

26.03.2024

«Марат» в Иркутске: воскрес и помер?

В январе в Иркутске в реконструированном здании бывшего кинотеатра «Марат» открыли одноименный культурно-досуговый центр. Ради такого события сюда приехало множество чиновников. Начиная с губернатора Игоря Кобзева и мэра Руслана Болотова.

Георгий Булычев

ОбществоКультураИркутск

11606

11.03.2024

Не стреляйте в Кондрашова – играет как умеет

Пропавший было с радаров экс-депутат Заксобрания Иркутской области Виктор Кондрашов в последнее время активизировался в информационном поле. В декабре участвовал, хоть и заняв четвертое место с конца, в передаче «Гость у порога» канала «Пятница».

Георгий Булычев

ОбществоИркутск

7087

07.03.2024

Баброконтроль: когда «Слата» — единственная «на районе»

Сегодня Баброконтроль решил обследовать магазин, который смело можно назвать единственным на весь район. Конечно, есть там пара павильонов типа «Фрукты-Овощи», есть «Хлеб-Соль» через дорогу в соседнем ЖК.

Алина Саратова

ОбществоИркутск

3093

09.02.2024

Шаурма по-братски и по-иркутски: где бациллы добропорядочнее?

В начале февраля Иркутская область попала в федеральную новостную повестку по горячему поводу: в областном центре граждане отравились шаурмой. Все покупали продукт в микрорайоне Ново-Ленино, на Баумана, 215а/2, в заведении «Шаурма на углях».

Георгий Булычев

ОбществоПроисшествияСкандалыИркутск

5530

05.02.2024

Была у братчан избушка лубяная, но у КУМИ Братска совесть ледяная...

Если в 2005-м, в год первого избрания Сергея Серебренникова мэром Братска, численность населения города составляла 255,7 тысячи человек, то в начале 2023 года здесь насчитали, по официальному отчету мэрии, 221,2 тысячи. Минус 34,5 тысячи жителей. Но Сергей Васильевич и не думает останавливаться.

Георгий Булычев

ОбществоРасследованияИркутск

11724

30.01.2024

«Кровавые варежки»: нижнеудинские чиновники подложили губернатору мертвую собаку

Если кто-то думал, что нижнеудинские чиновники не могут уже никого удивить и шокировать больше прежнего, то он ошибался. На днях они доказали, что их ресурсы неисчерпаемы. Но начнем с контекста.

Георгий Булычев

ОбществоПолитикаИркутск

25866

30.01.2024

Телеграм Иркутска за неделю: рандеву Левченко, звездный час Лобкова и словесное недержание Кобзева

Бабр представляет обзор ключевых событий в иркутском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 15 по 22 января включительно. Красное рандеву Политический чес по городам и весям Иркутской области в преддверии выборов президента РФ совершил председатель иркутского обкома КПРФ Сергей Левченко.

Глеб Севостьянов

ОбществоПолитикаИркутск

16077

23.01.2024

Пожар в Усть-Куте: кому нужны погорельцы?

Вечером 19 и ночью 20 декабря в Усть-Куте произошел страшный пожар. Вначале от короткого замыкания вспыхнуло на первом этаже одного жилого здания, а позже разбушевавшийся огонь перекинулся и на второе. Эти два многоквартирных дома находились на улицах Щорса, 75 и Седова, 24.

Георгий Булычев

ОбществоПроисшествияИркутск

5245

30.12.2023

Бабр в Иркутске. Итоги года

На закате 2023 год. Для Иркутской области он прошел насыщенно, напряженно и ярко: состоялись выборы нового созыва Заксобрания, мэры региона устроили настоящий флешмоб уголовных дел, появился новый закон об охране Байкала.

Глеб Севостьянов

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесИркутск

19861

29.12.2023

Лица Сибири

Лазебный Вадим

Таевский Павел

Ховалыг Владислав

Кузняная Галина

Войцехович Елена

Маркидонова Екатерина

Мезенин Сергей

Тахтеев Вадим

Савин Александр

Войличенко Сергей