Лилия Войнич

© Babr24.com

ПолитикаЭкологияИркутск

44666

15.10.2024, 23:59

Полвека комбината, десятилетие безысходности: прошлое и настоящее Байкальска. А будущего нет?

Чуть меньше полувека проработал Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат – бельмо на глазу общественности в вопросе сохранения экологии озера Байкал и в то же время причина создания, а затем и существования маленького, но гордого городка Байкальска. И вот в октябре 2024 года (через 11 лет после окончательной остановки работы этого, как ни крути, культового предприятия) решением Арбитражного суда Иркутской области БЦБК официально перестал существовать.

Но память и, что самое главное, последствия 47 лет работы гигантского комбината остаются на месте. И будут существовать еще многие годы.

Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат был введен в эксплуатацию в 1966 году. Его создание стало ответом на растущую потребность отечественной промышленности в высококачественной сверхпрочной целлюлозе, особенно востребованной в оборонной сфере. Выбор места для строительства был обусловлен необходимостью использования при производстве большого объема чистой воды. О последствиях же существования подобного предприятия на этой самой «большой воде» не задумывались.

Бесспорно, БЦБК использовал передовые технологии и оборудование своего времени, включая уникальные на то время сооружения для очистки сточных вод. Система многоступенчатой биологической и химической очистки, а также каскады биопрудов должны были минимизировать негативное воздействие на окружающую среду. Но минимизировать не значит исключить вовсе. Да и техника имеет неприятную привычку устаревать.

Уже в 1998 году Госкомприроды Иркутской области попытался через суд остановить деятельность БЦБК, подчеркивая ее негативное экологическое воздействие, но иск был отклонен. Ситуация усугубилась в 2008 году, когда Росприроднадзор потребовал от комбината приостановить выпуск беленой целлюлозы и перейти на небеленую с замкнутым водооборотом. Эта мера, хотя и способствовала улучшению экологической ситуации, сделала производство нерентабельным из-за низкого спроса на небеленую целлюлозу. В ноябре того же года работа комбината была приостановлена, а с 28 октября 2009 года была запущена процедура банкротства.

Уже в январе 2010 года правительство исключило производство целлюлозы, бумаги и картона из перечня запрещенных видов деятельности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Это решение позволило возобновить работу БЦБК в июле того же года, несмотря на протесты Всемирного фонда дикой природы и Greenpeace, которые обратились к ЮНЕСКО с просьбой отменить данное постановление.

Однако откатить назад уже укрепившийся экономический упадок производства было невозможно. За период простоя БЦБК накопил кредиторскую задолженность свыше 1,7 миллиарда рублей. Уже 14 марта 2011 года кредиторы (ключевой – Альфа Банк) одобрили план внешнего управления БЦБК, результатом которого должен был стать доход предприятия в размере 2,6 миллиарда рублей за два года.

По расчетам инвесторов, этой суммы должно было хватить для расчета с долгами и покрытия текущих потребностей предприятия. Предполагалось, что комбинат выйдет на производство 100 тысяч тонн беленой целлюлозы в год и запустит второй поток с аналогичными объемами.

Автор: Алёна Штерн
Фото из альбома "Иркутская область. Байкальск. БЦБК" © Фотобанк "RuBabr"

Однако 31 октября 2012 года Минприроды опубликовало доклад, указывающий на ухудшение качества воды в озере Байкал в 2011 году, что связывалось с работой БЦБК. В результате, 19 декабря 2012 года Арбитражный суд Иркутской области ввел конкурсное производство (фактически это финальный этап банкротства предприятия). А в феврале 2013 года Внешэкономбанк (ныне ВЭБ.РФ) стал залоговым кредитором, выкупив задолженность у Альфа Банка. Требования к БЦБК составили около 1,3 миллиарда рублей. Неподъемная сумма.

Последней «каплей», как ни иронично, стал пожар, остановивший производство на предприятии. И в 2013 году БЦБК окончательно остановил свою работу.

На момент закрытия на предприятии работали более 1,6 тысячи человек. И почти все они были байкальчанами или слюдянцами. Комбинат владел 317 объектами недвижимости, которые были выставлены на открытые торги. Теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) комбината, играющая ключевую роль в отоплении Байкальска, была продана на закрытом аукционе и перешла на баланс муниципалитета.

Еще в 2013 анонсировалось строительство новой ТЭЦ с использованием средств регионального или федерального бюджета в рамках создания туристической инфраструктуры. Но на деле и по сей день город Байкальск отапливается старой котельной бывшего комбината, давно и бесповоротно устаревшей и изжившей себя. Отсюда и постоянные аварии, и отключения.

Отходы, накопившиеся за годы работы комбината, все в том же 2013 году обещали зацементировать и покрыть плодородной почвой. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что на ликвидацию последствий деятельности комбината будет выделено около 3 миллиардов рублей, а еще 14 миллиардов пойдет на процедуры закрытия БЦБК.

Именно тогда ВЭБ.РФ, видимо, и начал потирать ручки в предвкушении многомиллиардных траншей. Закрытие комбината стало важным этапом, поставившим перед местными властями и общественностью задачи не только по экологической реабилитации территории, но и по социально-экономическому развитию района. Первый дамоклов меч – одномоментно выросшая в разы безработица. И эта проблема не решена и по сей день: львиная доля жителей Байкальска трудоустроена за пределами бывшего моно-города и работает вахтами. Остальная часть устроена в сфере услуг для разрозненных туристических организаций в городе.

Ребром уже десятилетие стоят и такие социальные вопросы, как переселение из ветхого жилья и развитие инженерной инфраструктуры. Их «решают» (и именно в кавычках) местные власти совместно с министерством строительства РФ и все тем же ВЭБ.РФ. Деньги на расселение аварийных домов и строительство новых выделяет федеральный бюджет, но ряд ограничительных мер в природоохранной территории, к которой относится Байкальск, не позволяют полноценно решить данную проблему. Называя вещи своими именами: построить новые дома в Байкальске не получается и по сей день.

Буксует и вопрос рекультивации накопителей отходов и очистных сооружений, которым занимается «Росатом». Вот такой вот город семи ветров: вокруг Байкальска реют стаи активистов и деятелей разных организаций, вливаются деньги разных уровней бюджета. Но прогресса не видно нигде. Ну, почти нигде…

Единственные изменение, произошедшие в Байкальске, – частичное переформатирование промплощадки БЦБК в так называемый эко-кампус. Изначально утверждалось, что проект должен улучшить качество жизни в городе. На деле оказалось, что территорию эко-кампуса открывают только для «высоких гостей», а горожане не могут попасть в новую «зону отдыха».

ВЭБ.РФ же не сдается и продолжает педантично выкачивать средства из федерального бюджета на реализацию им же и созданного мастер-плана развития Байкальска, рассчитанного до 2040 года. Едва только Арбитражный суд вынес решение об окончательной ликвидации БЦБК, госкорпорация выдала анонс масштабных планов относительно будущего города. Но ответа на риторический вопрос, что мешало компании, стоявшей у истока уничтожения БЦБК, за прошедшие без малого 12 лет хоть сколько-то изменить облик города к лучшему, все еще нет.

Байкальск был моно-городом, выросшим у стен БЦБК. После его развала он превратился в город, разорванный между группами интересов. И пока за каждую сферу жизни города отвечает отдельное ведомство, а деньги растворяются в странных и грандиозных, но совершенно бессмысленных проектах, будущее его так и будет туманным. Тут ведь правда: у семи нянек дитя…

Ранее по теме:

Град обреченный: байкальская история и махинации ВЭБ.РФ

Важные фантазии БАЙКАЛ.ЦЕНТРА: на исходе второго года

Фото: rbc.ru, irk.ru, baikal.mk.ru

Лилия Войнич

© Babr24.com

ПолитикаЭкологияИркутск

44666

15.10.2024, 23:59

URL: https://www.babr24.news/irk/?IDE=266118

Bytes: 8604 / 7742

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- Джем
- ВКонтакте
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
irkbabr24@gmail.com

Автор текста: Лилия Войнич.

Другие статьи в рубрике "Политика" (Иркутск)

Январь в Прибайкалье. Усть-кутские файлы Эпштейна и мороз

Отгуляв новогодние праздники, Иркутская область обнаружила, что инфляция в 2025 году составила 8,5 процента. А ощущалось, как пишет обычно сайт Gismeteo, не меньше 30. А то и больше. И на жизнь хватает не всегда! А тем более на праздничный стол.

Георгий Булычев

ПолитикаИркутск

5194

31.01.2026

Мэры Прибайкалья в соцсетях: молодцеватый Марач, стройный Хрычов, самоотверженный Коняев

Поискав порох в пороховницах депутатов парламента, решили заглянуть и к мэрам Иркутской области. Как пережили они крещенские морозы? Мэр Боханского района Эдуард Коняев лично испытывал на себе погодные условия, призывая жителей на основании этого наглядного опыта быть осторожнее.

Георгий Булычев

ПолитикаИркутск

4378

31.01.2026

Болотов окончательно посадил иркутский футбол на аутсорс

Что-то не проводит мэр Иркутска Руслан Болотов пресс-конференцию по итогам 2025-го. В прошлом году была, и большая, даром что место для злых журналистов объявлять не стали. Ну, а после «выборов мэра» зачем напрягаться?

Георгий Булычев

ПолитикаСпортСкандалыИркутск

4654

29.01.2026

Почему Сумароковым – можно, а Тюковым – нельзя?

История с лишением Александра Тюкова кресла мэра Тулунского района наделала немало шума. Вся его вина состоит в том, что он решил платить по две тысячи рублей в месяц обладателям звания «Почетный гражданин Тулунского района». А в числе обладателей этого звания – родной отец Тюкова Юрий Юрьевич.

Георгий Булычев

ПолитикаЭкономикаСкандалыИркутск

7264

29.01.2026

Уволенного Александра Тюкова настигло тулунское проклятие

Пока все следили за руками прокуратуры, которая хочет снять с должности мэра Тулуна Михаила Гильдебранта за нарушение антикоррупционного законодательства, земля разверзлась под мэром Тулунского района Александром Тюковым, который Гильдебранта на выборах три года назад и победил (после чего ...

Георгий Булычев

ПолитикаИркутск

14091

28.01.2026

Дров будет меньше, но хватит! Сессия Заксобрания Прибайкалья: онлайн Бабра

Ну что ж, первая сессия Законодательного собрания Иркутской области в 2026 году стартовала. Вопросов много: тут и про заготовку дров гражданами, и про гражданскую оборону, и про наказание за склонение к абортам. Бабр ведет текстовую трансляцию.

Георгий Булычев

ПолитикаИркутск

15285

28.01.2026

Яма для ДСИО, ямы от ДСИО

Акционерное общество «Дорожная служба Иркутской области» (ДСИО) в очередной раз просит помощи. На этот раз – миллиард рублей в долг у Иркутского международного аэропорта. Это лишь один пункт из списка шести просьб к правительству региона.

Сергей Кузнецов

ПолитикаЭкономикаИркутск

8829

27.01.2026

Политического сталкера Якубовского отправили продвигать MAX

Припугнуть россиян, похоже, отправили депутата Госдумы от Братского округа Иркутской области Александра Якубовского.

Георгий Булычев

ПолитикаИркутск Россия

8997

26.01.2026

Телеграм Иркутска за неделю: дело Душина, исчезновение Тышкивского и авария в Казачинско-Ленском районе

Бабр представляет еженедельную подборку главных событий Иркутской области по версии телеграм-каналов с 19 по 25 января включительно. Финал дела Александра Душина Главной темой недели стал новый приговор экс-мэру Усть-Кута Александру Душину.

Анна Моль

ПолитикаРасследованияПроисшествияИркутск

9267

26.01.2026

Инсайд. Отставка отменяется: «серый дом» продлил полномочия Прокопьева

Полномочия заместителя губернатора — руководителя администрации Усть-Ордынского Бурятского округа Анатолия Прокопьева продлены ещё на один год. Ранее фамилия чиновника фигурировала в кулуарных обсуждениях его скорой отставки и выхода на почётную пенсию.

Ярослава Грин

ПолитикаИркутск

8418

26.01.2026

И на пыльных тропинках иркутских округов останутся чьи-то следы

У депутата Госдумы от Братского округа Александра Якубовского неприятности начались откуда не ждал.

Георгий Булычев

ПолитикаИркутск

14089

24.01.2026

Дела семейные: ред флаг Антона Красноштанова

Не секрет, что в Иркутской области политические амбиции часто передаются по наследству вместе с фамилией и капиталом. Клан Красноштановых – один из самых ярких примеров того, как семейный бизнес пытается конвертироваться во власть, а власть – в новые бизнес-возможности.

Глеб Севостьянов

ПолитикаСкандалыИркутск

13996

23.01.2026

Лица Сибири

Балтатарова Евгения

Широглазов Андрей

Потапов Леонид

Пискун Евгений

Шмонин Эдуард

Синявская Яна

Маяренков Сергей

Никитина Татьяна

Сотников Руслан

Сорокина Юлия