Артур Скальский

© Российская газета

ЭкономикаМир

2510

18.08.2003, 12:09

Если завтра - дефолт

В преддверии пятой годовщины дефолта большинство российских экономистов и государственных чиновников говорили в первую очередь о невозможности его повторения, о приобретенном опыте, о кардинально новых подходах в финансовой и вообще экономической политике.

Конечно, можно гордиться валютными резервами ЦБР в 65 млрд. долларов (хотя и возникает вопрос об их предельном размере), можно гордиться, как один из российских министров, ростом реальных доходов населения за первое полугодие этого года на 14 процентов (всегда приятно суммировать инфляцию с ревальвацией), можно гордиться и ожидаемым ростом ВВП на 6 процентов в этом году. Между тем при всей внешней устойчивости экономической ситуации в России целый ряд угроз, реализованных в 1998 году, сохраняется, а вероятность их наступления - увеличивается.

С моей точки зрения, макроэкономическая стратегия остается почти такой же, что и пять лет назад, которая уже привела нас к августовскому кризису.

Например, трудно найти разницу между "коридорным" курсом рубля в 1996-1998 годах и реальным укреплением рубля почти на 5% по отношению к "валютной корзине" за последние 8 - 9 месяцев. Безусловно, крепкий рубль имеет массу преимуществ: дешевый импорт, дешевый туризм и дешевые услуги за рубежом (лечение, обучение и т.д.). Но, с другой стороны, он делает малоэффективным наш экспорт.

Пока Россия удерживает приемлемый разрыв между экспортом и импортом - 50-60 млрд. долларов, которые ожидаются по итогам нынешнего года. Но будет ли так всегда? Все резервы роста экспорта уже исчерпаны. Если в ближайшие годы не будет запущен какой-либо очередной нефтегазопровод, о котором так много говорят в последнее время, наш экспорт застрянет на отметке в 130-140 млрд. долларов в год. А если, не дай бог, рухнут цены на энергоносители?

Сверхдоходы за топливо приучили нашу финансовую систему, в первую очередь Центробанк, к дешевым нефтедолларам. Да, удерживать курс сегодня ЦБР может сколь угодно долго. Но импорт у нас устойчиво растет с 1999 года, а при "замерзшем" экспорте их объемы могут сравняться уже в ближайшие 2-3 года, даже с учетом неизменных цен на энергоносители. И что дальше? Готов ли наш ЦБР, как Центробанк в 1997-1998 годах, поддерживать устойчивость "крепкого" рубля в угоду нашим импортерам? А если готов, то насколько хватит его золотовалютных резервов и что будет потом?

Сальдо торгового баланса у нас первый раз "обнулилось" в октябре 1997 года, а затем, при курсе в 6,20 рубля за доллар, перешло в устойчиво отрицательный режим. Ресурсов ЦБР хватило ровно на 9 месяцев, после чего он был вынужден отменить валютный коридор. Тут же произошла 4-кратная девальвация, хотя переоценка рубля составляла всего 50-55 процентов.

Эта угроза подстегивается еще одним обстоятельством. Наша экономика перешла в режим хронической инфляции в 14-16 процентов годовых. На нее не влияют ни меры Правительства по бюджетному регулированию (наш федеральный бюджет профицитен с 2000 года), ни жесточайший монетаризм Центробанка.

Еще одна угроза - отсутствие в нашей экономике так называемых "длинных денег". Нет и механизмов, позволяющих эффективно использовать резервы страховых компаний и пенсионных фондов. Чтобы они превратились в реальную макроэкономическую величину при нынешних темпах их роста, нужно лет 20-25. Между тем все прекрасно знают, что в нормальной рыночной экономике всегда существует четко прослеживаемая зависимость между ценой пассивов (денег, которые сосредоточены в банках, инвестиционных фондах, в основном это - вклады населения) и инфляцией. Если нет источников дешевого долгосрочного кредитования, то прибыль потенциальным инвесторам может гарантировать только рост цен.

Сторонники нынешней макроэкономической политики аргументируют необходимость твердого рубля тем, что крепкий, полновесный рубль облегчает получение международных кредитов, способствует привлечению инвестиций, стимулирует модернизацию экономики. Но так ли это? Любой грамотный банкир или инвестор достаточно быстро оценит девальвационные риски и рассчитает свою финансовую схему так, чтобы "соскочить с подножки" до их наступления. Все это мы очень хорошо видели весной 1998 года, когда рушился рынок ГКО-ОФЗ. На практике дорогой рубль стимулирует приток кратковременного, спекулятивного капитала, в лучшем случае - кредитование торговых операций (иномарки под 0% годовых со сроком кредитования на 1 год). Но зато никак не стимулирует действительно долгосрочные, капиталоемкие инвестиционные проекты. Их появление и осуществление возможно лишь при наличии дешевых долгосрочных банковских вкладов, условием для возникновения и эффективного использования должна быть сама экономика.

Сегодня обозримый экономический горизонт - не более трех лет. А для серьезных проектов нужно хотя бы лет 8-10. В нормальных рыночных экономиках этот горизонт задают текущие котировки 10-летних госбумаг. У нас о них много говорят, но пока есть лишь попытки размещения государственных ценных бумаг, а корпоративных эмиссий и вовсе не видно.

Как мы видим, угроз, из-за которых может захлебнуться начавшийся рост нашей экономики, - предостаточно. Поэтому хорошо бы не просто порассуждать о возможности или невозможности повторения августа 1998 года, а подумать об упреждающих шагах.

Александр Величенков
экономист

Артур Скальский

© Российская газета

ЭкономикаМир

2510

18.08.2003, 12:09

URL: https://www.babr24.news/?ADE=8666

Bytes: 5273 / 5246

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Экономика"

Конец иллюзиям: «Ростех» отказался от золота Иркутской области

Государственный гигант «Ростех» поставил жирную точку в очередной золотой авантюре. Дочерняя структура «Ростеха» вместе с частными инвесторами продала компанию «Техсервис», владеющую золотыми месторождениями Гурбей и Светино в Иркутской области.

Лилия Войнич

ЭкономикаКорпорацииИркутск

882

02.12.2025

Страдалец нашёлся. Парку «Каменка» быть!

В Новосибирске наконец-то нашёлся тот, кто будет отвечать головой и бюджетом за парк «Каменка» в пойме реки Каменки в Дзержинском районе. На повторный аукцион поступила всего одна заявка, этот единственный претендент и стал победителем.

Адриан Орлов

ЭкономикаБлагоустройствоПолитикаНовосибирск

2463

01.12.2025

40 миллиардов на чужой уют. Почему «Газпром» спасает Бишкек, когда Улан-Удэ задыхается в угольной гари?

В конце ноября ПАО «Газпром» выделило 400 миллионов долларов на газификацию Кыргызстана. При этом российские граждане в Бурятии (и в других регионах страны) продолжают жить в режиме «чёрного неба».

Виктор Кулагин

ЭкономикаСкандалыПолитикаБурятия Россия

5354

01.12.2025

Телеграм Бурятии за неделю: «Газпром» игнорирует потребности республики, а Чингису Цыренжапову нашли условную замену

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в бурятском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 24 ноября по 1 декабря включительно. А у нас в квартире газ, а у вас?

Есения Линней

ЭкономикаЖКХПолитикаБурятия Забайкалье

5501

01.12.2025

Сладкий позор за 19 миллионов: как мэрия Томска у детей Новый год воровала

Томская администрация на минувшей неделе устроила показательное выступление в жанре бюджетного абсурда, главными зрителями которого стали родители дошкольников и младшеклассников.

Октябрина Тихонова

ЭкономикаПолитикаОбществоТомск

6382

28.11.2025

Красноярские сельские гранты: деньги есть, а результатов нет

Сельский туризм и малые проекты на селе в Красноярском крае в последние годы активно рекламируются как способ оживить деревни и поселки.

Анна Моль

ЭкономикаКрасноярск

1412

28.11.2025

Аварийный тупик в Томске: три миллиарда на суды, ноль — на жильё

В 2026 году администрация Томска планирует потратить на программу расселения аварийного жилья внушительную сумму — почти три миллиарда рублей. Казалось бы, отличная новость для тысяч горожан, годами живущих в гниющих бараках.

Октябрина Тихонова

ЭкономикаПолитикаНедвижимостьТомск

6391

27.11.2025

Блогнот. Холдинг Левчугова проверяют на НДС и, возможно, не только…

Напомним, еще в октябре томская ФАС одобрила продажу сетей местных и новосибирских магазинов SPAR, «ПервоЦен» и F City. Служба рассмотрела ходатайство томского ООО «Перспектива» (входит в ГК «Лама») о приобретении 100% в уставном капитале региональных компаний.

Андрей Игнатьев

ЭкономикаНовосибирск Томск

1927

27.11.2025

Тайна сумароковского отхожего двора

Удивительный факт: в Усолье-Сибирском, которое ударно и давно спасают от последствий токсичного производства, вопрос строительства новых очистных только обсуждается. Уже из фотографий спасательницы Малибу Усолья на фоне «Усольехимпрома», депутата Марии Васильковой, можно составить большой альбом.

Георгий Булычев

ЭкономикаЗдоровьеПолитикаИркутск

10040

26.11.2025

Банк заплатит: томские «Стрижи» пообещали достроить к концу 2026 года

Эпопея со скандальным ЖК «Стрижи» в Томске, кажется, выруливает из тупика, хотя и с временным лагом. После громкого банкротства застройщика, вывода миллиардных активов и уголовных дел, на горизонте замаячила надежда для 69 семей, оставшихся без жилья, но с ипотекой.

Октябрина Тихонова

ЭкономикаНедвижимостьТомск

1530

26.11.2025

Заболачивание продолжается: бюджет Иркутска-2026

Администрация города Иркутска утвердила бюджет на очередной год, сохранив статус одного из немногих муниципальных образований региона с профицитным балансом. И это, к слову, на фоне весьма пошатнувшегося бюджета регионального.

Сергей Кузнецов

ЭкономикаПолитикаИркутск

11826

26.11.2025

Экопарк «Эмээлт»: Монголия делает ставку на новый промышленный цикл

Под Улан-Батором продолжается строительство «Эмээлта» – экопромышленного парка мирового уровня.

Есения Линней

ЭкономикаЭкологияНаука и технологииМонголия

7468

25.11.2025

Лица Сибири

Мадасов Игорь

Корнев Михаил

Переломова Светлана

Кудрук Вячеслав

Куликов Константин

Кара-оол Шолбан

Беляков Анатолий

Салмин Владимир

Венгер Виталий

Толстихин Дмитрий