Инсайд. Отставка двух иркутских силовиков: то, что скрыто
Как люди думающие, мы можем и должны рассмотреть ситуацию со сменой двух руководителей силовых ведомств региона с точки зрения ее генезиса — как же так получилось (смена председателя облсуда не в счёт, там немного другая история).
Мало кто помнит, но был в истории иркутского силового блока такой руководитель следственного управления СКР Дин ЮВ. Запомнился он своими высказываниями на коллегиях про стальные зубы после работы в Чечне и угрозами в адрес шей подчиненных. Поработал недолго, кое-кого из старой, той первой (СК создали в 2007 году) команды, действительно разогнал и уехал на Запад, откуда позже пришла новость о его задержании за взятку где-то в районе Поволжья.
К чему такое превью?
Происходящее является ярким маркером того, что в системе подбора кадров и управления не все хорошо. И это не просто ошибка (дальше о ней подробно), это как раз-таки о том, как должна срабатывать система корректировки. И то, что есть возможность сравнить два совпадающих по времени случая, нам очень поможет.
Начнем с простого. В кои-то веки область получила в руководители Управления СКР человека с прозрачным и простым бэкграундом: логичное продвижение по служебной лестнице начальника, доказавшего в меньшем регионе свою состоятельность. Пришло время попробовать себя на более сложном участке. Анатолий Викторович начал без каких-либо скандалов и резких шагов. Его приход совпал со сменой всех (кроме суда) руководителей силового блока и это оказало свое влияние. Как это часто бывает, подняли старые материалы, пересмотрели, возбудили, направили в суды. Нужен ведь рост показателей. Где-то получилось — сказалось ужесточение общей уголовной политики=лояльность суда, где-то не очень (мы писали о некоторых случаях). В текущей работе все стабильно.
Но сейчас не об этом, а о качествах руководителя. Человек тоже оказался простой и порядочный. Кого-то (отзывы подчиненных) поразивший своей феноменальной памятью, даром что шахматист (и футболист, отдельный респект от нашего канала). Налажен конструктивный диалог со всеми властными структурами (есть один нюанс с прокуратурой, о нем ниже), сохранен и сплочен коллектив. А это очень сложно в условиях постоянного оттока кадров с госслужбы (сравните другие ведомства). Первое лицо лично видели на совещаниях любого уровня, он всегда готов к диалогу. Ни одного громкого скандала с сотрудниками и ни намека на какие-то коррупционные вопросы в отношении него лично (вспомним предшественника, которого СМИ не отпускали и не отпускают до сих пор, а также соседнее здание). Безусловно, можно было найти и нотки критики в работе, но мы сейчас приводим качества руководителя для понимания вопроса.
Так в чем же дело, где причина ухода? Здесь переходим на тонкий лед предположений, основанный на тех крохах информации, проникающих в публичное и не очень пространство. Если кратко — нежелание дальше исполнять требования Председателя СК. Какие — почитайте специализированные паблики. Вот просто надоело, невмоготу, устал ... (заодно с ним, кстати, уходит его заместитель по тем же причинам. И также только положительные отзывы починенных).
С прокуратурой все сложнее и глубже. Тем более в силу известных Вам обстоятельств, здесь мы имеем доступ к информации чуть шире, чем просто сторонние наблюдатели.
Андрей Викторович никогда не скрывал, что особого желания ехать в Иркутск не было. Как его мотивировали, история умалчивает, но это случилось. А вот поставленная задача ни для кого не секрет: чистка. Многие участники первой встречи коллектива с ним помнят его фразу: «Ничего себе у вас тут зоо... заповедник. Ну в смысле, такие опытные работники». Наделили неограниченными полномочиями по увольнению. Тут же окажется, ограничили в переводах с запада: ключевые ставки заполни, остальных расти на месте.
И пошло дело. Сразу же назначены свои люди на должность первого заместителя, начальника отдела кадров, помощника по собственной безопасности. Последние и занялись реализацией новой политики. В итоге уже к концу года в информационном письме ГП РФ кадровая работа прокуратуры Иркутской области отмечена как самая провальная в стране.
Несмотря на то, что это письмо не доводилось до подчиненных, некоторые выдержки стали доступными. Например о том, что при наличии 12 вакансий горрайпрокуроров в ГП РФ не направлены даже пакеты документов на кандидатов. Наспех стали заполнять ставки и тут же случился логичный прокол. Один из назначенных прокуроров сразу же подал в отставку — мечта сбылась, чего еще надо. Не зря его раньше не пропускали.
А еще был насмешивший всю страну приказ о запрете употреблять спиртное на рабочих местах и прилегающих территориях. И много еще интересных историй, но это внутренняя кухня, не будем ее разносить. Для понимания общего курса хватит.
Продолжим сравнение. С кадрами все понятно. Было у Андрея Викторовича одно неоспоримое для прокурора достоинство — к нему невозможно было попасть и сблизиться с ним. Еще до его назначения, как только стало известно о кандидатуре, были звонки (инсайд!) в Ивановскую область и там отметили, что руководителя видели и слышали редко, попасть к нему в кабинет могут только первый зам и некоторые руководители подразделений. Весь диалог придется вести с ними. Шеф в целом очень закрытый и сторонящийся общения человек, в детали работы особо не вникающий.
Это все затем ярко проявилось в работе прокуратуры. На протяжении многих лет в Иркутской области сложился конструктивный диалог между руководителями государственных органов, в котором прокуроры играли активную роль. Во-многом в силу полномочий по координации, а также личного авторитета и досконального знания вопросов. С этого же момента прокурора в межведомственном диалоге (совещания, советы, комиссии) практически не стало, только подчиненные. Летом 2025 года московская проверка отдельно отметит этот факт.
Мы не просто так заострили внимание на этом вопросе. Позже выяснилось, что это правило работало не для всех. Имеющаяся в СМИ скудная информация о ходе расследования уголовного дела в отношении скрывшегося в Тайланде экс-советника губернатора Копылова показывает, что зарабатывал он именно на организации личного приема у прокурора.
То, что СК возбудил уголовное дело, поверив оперативным выкладкам УБЭП, вероятно, и определило вектор дальнейших событий. Прокуратура вступила в жесткую конфронтацию с названными ведомствами. Сначала, как это и должно быть, досталось поднадзорным. Сказывался полный карт-бланш, поддержка сверху, ну и вообще нужно понимать, кто главный в системе. Позже, когда уголовное дело забрали и изучили в Москве, ветер задул по-другому. Больно стало всем.
Являются ли две проверки 2025 года следствием этого дела или просто Москва оценила состояние работы, можно лишь гадать. Решение приняли. Однако .... коса нашла на камень, Андрей Викторович оказался крепок на удар. Сдал все фигуры с шахматной доски, даже приехавшего с ним первого зама. Держался до последнего. Кроется ли причина в слухах о том, что наверху давно озвучено: до увольнения следователи отдела СК по расследованию преступлений в правоохранительных органах стоят в стороне и главного интерессанта не трогают, либо просто человек-кремень, покажет время.
Помните мы начинали с того, что суть всего — проблемы в управлении? Вот и посмотрите. Один начальник просто вырос, просто хорошо делал свое дело и система такого отторгла. Еще и в догонку проверку прислали, как это сам ушел...
Второму даны огромные полномочия и безмерная поддержка. Но на стадии подбора допущена ошибка. Он не захотел или уже не смог вырваться из зоны комфорта, даже для решения важнейшей задачи и может быть за обещание большой награды (звучали такие вещи: докажи и вернешься на запад и уже наверх, но за достоверность никто не поручится). Очень трудно начать работать после долгих лет умиротворения в тиши Ивановской области. И полномочия эти в итоге обратились только на своих. Которых долго убеждать не нужно, встали ушли.
А когда ошибку увидели, просто убрать не получается. Пришлось приезжать дважды и вместо того, чтобы получить рапорт на выход, разрушать до основания все то, что и так еле дышит. Да так, что оставшиеся работают с одной мыслью: без разницы кто дальше, просто больше не надо проверок...
P.s. Бытуют еще версии про покровителей, у одного были, у другого нет. Что-то может и объясняется. Но, не имея никакой достоверной информации, спишем эти предположения на наше обычное русское «ну невозможно так взлететь без покровителя». Возможно. Примеры есть.
(Предполагаемый автор — бывший зампрокурора Иркутской области)

_07232142_b.jpg)



















