Артур Скальский

© Восточно-Сибирская правда

ЭкологияМир

3169

05.03.2008, 18:15

Волчьи законы

Обитатели тайги вымирают по вине человека.

Прочитав в «Восточно-Сибирской правде» статью «Серый разбой», считаю необходимым высказать свою точку зрения на поднятые в ней проблемы. Прежде всего – о возможности использования в борьбе с волком фторацетата бария. За возобновление травли серых хищников этим ядом, находящимся под временным запретом, ратовали все специалисты и охотники, опрошенные автором. Вероятность отравления других животных они называли минимальной, а опасения – надуманными.

В частности, про редких хищных птиц утверждалось, что «к зиме, к началу активной охоты на серых, эти пернатые просто-напросто откочёвывают в более тёплые южные широты». Почти 30 лет я наблюдаю за пернатыми хищниками Прибайкалья и с такими утверждениями специалистов согласиться не могу. Не все редкие пернатые хищники улетают зимовать на юг. Остаётся значительная часть беркутов, а в последние годы регулярными стали случаи зимовки орлана-белохвоста (оба вида включены в федеральную Красную книгу).

Для этих пернатых хищников находка отравленной привады означает верную гибель. Серьёзнейшую опасность для них представляют также и погибшие от отравления волки, а также случайно отведавшие приваду собаки, лисицы, вороны, сороки, сойки и кукши. Уже в конце марта – начале апреля к нам возвращаются с зимовок и большинство других редких хищных птиц. Это ставший очень редким могильник, или солнечный орёл, степной орёл, большой подорлик, а также те беркуты и орланы-белохвосты, что зимовали южнее. Все эти пернатые включены в международную и российскую Красные книги. Весна – самое голодное время для них. Добычи очень мало, так как суслики ещё в спячке, а подавляющее большинство пернатых только начинает возвращаться с юга. Павшие за зиму животные в это время привлекают всех орлов и орланов.

Удивляет следующее утверждение упомянутых в статье специалистов: «Вероятность того, что от отравленной приманки могут пострадать другие звери и птицы, исключать нельзя. Но потери эти, как показала жизнь, минимальные. Гибли в основном вороны». Откуда это известно? Кто-то специально «прочёсывал» огромные территории, искал погибших птиц, а затем проводил химические анализы их тканей? Или хотя бы вёл широкомасштабные опросы охотников, лесников, местных жителей? Нет. Ни в годы, когда у нас травили волков ядом, ни сейчас на такие (как и на очень многие другие) исследования деньги не выделялись и не выделяются. А вот в других странах данную проблему изучали. И выяснили, например, что в Болгарии именно применявшиеся против волка яды (прежде всего фторацетат бария) явились основной причиной резкого сокращения численности орлов и грифов в 1970-х гг.

Я сам в 1990-2000-х гг. несколько раз находил погибших беркутов и орланов, не имевших наружных ран и травм (провести химический анализ возможности не было). Периодически мне рассказывали о подобных случаях лесники, местные жители. Возможно, во многих случаях речь шла именно об отравлениях. Фторацетат бария действительно представляет большую опасность для животного мира. И там (речь идёт о развитых странах), где он разрешён, его применение тщательно регламентировано, находится под серьёзным контролем. Охотоведы могут возразить, что и у нас всё регламентировано и продумано, а все предписания выполняются. Извините, не поверю.

В нашей стране трудовая и технологическая дисциплина даже на опасных производствах, да где угодно, за последние 1,5 десятилетия катастрофически упала. Никто сейчас не будет утруждать себя, выкладывая привады в недоступных для хищных птиц местах, никто не будет сжигать оставшиеся привады, искать и также сжигать отравившихся птиц и зверей. Все будут стремиться лишь охватить как можно большую территорию, выложить побольше привад, добыть максимальное количество серых хищников, заработать на премиях. Не спорю – так численность волка сократим быстрее, чем разрешёнными сейчас методами. Но одновременно (возможно и раньше) уничтожим целую группу пернатых, называемых «живыми памятниками природы».

Что же делать? Ни в коем случае не применять яды, но максимально повысить премии за добычу волков.

Крайнее недоумение вызвали утверждения: «С браконьерами можно справиться, если чётко наладить охрану, привлечь к ней ещё и общественность в лице членов районного охотобщества. С волками бороться труднее,» и «Такие потери диким животным даже браконьеры не наносят».

Если с браконьерами бороться проще, что же мешает это делать? Мне случается находить остатки съеденных волками копытных, но несравненно чаще – шкуры изюбров и косуль, брошенные браконьерами. Иногда – внутренности разделанных зверей. Особенно возмутила туша изюбра, найденная на Ольхоне, с которой лишь были срублены панты. Такого, как сейчас, браконьерского пресса природа Сибири (да и России в целом) ещё не знала, как и такого количества находящегося на руках нарезного оружия, самой разнообразной (включая мотодельтапланы, снегоходы и пр.) техники повышенной проходимости, находящихся на вооружении браконьеров приборов ночной видимости и современнейших прицелов, электроудочек и пр., и пр. Круглый год леса буквально «прочёсываются» браконьерами, зверей бьют чаще всего из-под фар.

Посмотрите, как много лесных дорог и насколько они изъезжены. А также на засидки, окружающие многочисленные солонцы. При этом от прежней охотинспекции остались лишь жалкие остатки (говорят, вновь резко урезанные с 1 января), а наказания за браконьерство ослаблены так, что и ловить-то нарушителей становится бессмысленно. Законопослушность же наших граждан, и прежде неидеальная, резко упала. И в области природоохранной пропаганды полный провал: изгнание экологии из школьных программ, а экологических передач и рубрик – с телеэкранов и страниц СМИ.

Из года в год журнал «Охота и охотничье хозяйство» сообщает о катастрофическом падении копытных на большей части России – благородного оленя, лося, косули, кабарги. А с сайгаком и вовсе беда: из 2,5 миллионов, имевшихся в СССР ещё в 1970-х гг., сейчас во всем СНГ остались лишь 20-30 тысяч! Вернулись к ситуации начала 1920-х гг. И не волк здесь причина, а последствия социальных потрясений 1990-х гг. Рост численности волка – также одно из следствий этих же потрясений, но отнюдь не объяснение катастрофического падения численности диких копытных. Не стоит забывать, что из-за волка за сотни тысяч лет не вымер ни один вид копытных, а вот по вине человека – множество.

Проблема браконьерства приобрела исключительную остроту, именно на её решение и следует обратить силы и средства, а не фокусировать внимание на «сером разбое». Хотя бороться с последним и выгоднее, и безопаснее, чем с «двуногими волками».

Виталий Рябцев, заместитель директора Прибайкальского национального парка

Артур Скальский

© Восточно-Сибирская правда

ЭкологияМир

3169

05.03.2008, 18:15

URL: https://www.babr24.news/?ADE=43840

Bytes: 6679 / 6665

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Экология"

Енисей течёт сквозь нефть: суд велел убрать «масляное пятно»

Енисей снова всплыл в повестке — на этот раз буквально. Масляное пятно, которое годами растекается по воде в районе Октябрьского моста, оказалось не просто сезонной аномалией или следствием несанкционированных сливов.

Анна Моль

ЭкологияРасследованияКрасноярск

3740

29.04.2025

Запах халатности: как Вихоревку накрывает мусорная волна

В Братском районе Иркутской области разворачивается история, которая вполне могла бы стать примером, как не стоит управлять отходами. На первый взгляд, причина проста: у единственного полигона твёрдых бытовых отходов в городе Вихоревке истёк срок действия лицензии.

Анна Моль

ЭкологияЖКХПолитикаИркутск

4563

28.04.2025

Варварство. Улица Урицкого не зазеленеет

Мэрия Новосибирска из всех сил пытается убедить горожан в том, что улица Урицкого всё же зазеленеет. В прошлом году администрация высадила более 900 кустарников и деревьев. Вот только этот «широкий» жест обошёлся слишком дорого. Перед тем как посадить саженцы, мэрия уничтожила 200 взрослых деревьев.

Адриан Орлов

ЭкологияПолитикаНовосибирск

5313

24.04.2025

Байкал на грани: как озеро борется за выживание в 2025

Байкал — озеро, которое знают во всем мире. Самое глубокое, самое чистое, с 20% всей пресной воды планеты. Его снимали в фильмах, о нём писали поэты, его берегами восхищаются туристы. Но в последние годы Байкал стал героем совсем другой истории — тревожной, запутанной, порой абсурдной.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесТуризмИркутск Байкал Бурятия

7928

23.04.2025

Экологи разобрали, почему «Чистый воздух» не работает в Красноярске

На первый взгляд кажется, что в Красноярске наконец-то стало легче дышать. За окном весна 2025 года, и некоторые показатели загрязнения, если судить по данным, действительно снизились.

Анна Моль

ЭкологияЗдоровьеНаука и технологииКрасноярск

6660

22.04.2025

Разлили, слили, забыли: как Красноярье тонет в токсинах

В Красноярском крае очередной нефтеразлив. Очередной слив неочищенных сточных вод. Очередное «мы разберёмся». И — как обычно — никакой реальной ответственности. Что-то подсказывает: разбираться никто не собирается. Потому что, похоже, всех всё устраивает. Кроме природы, конечно.

Анна Моль

ЭкологияРасследованияКрасноярск

6110

21.04.2025

Микроскопический страж Байкала: итоги викторины Бабра

Этот планктонный рачок-фильтратор питается, фильтруя воду через специально устроенный ротовой аппарат и потребляя находящиеся там мелкие организмы. На ротовых щетинках остаются мельчайшие водоросли и даже бактерии, а чистая вода возвращается в Байкал. Телеграм-канал «Бурятия. Бабр.

Есения Линней

ЭкологияНаука и технологииБайкал Бурятия

18885

20.04.2025

Красноярск по уши в мусоре. Что происходит с полигоном «Автоспецбаза» и почему всем стоит насторожиться

Есть места, о которых жители города предпочитают не вспоминать. Полигон «Автоспецбаза» — из таких. Он где-то там, за чертой Красноярска, в Емельяновском районе, и кажется, будто мусор просто исчезает, стоит только вынести пакет к контейнеру.

Анна Моль

ЭкологияЖКХКрасноярск

8346

18.04.2025

Электробусы в Красноярске: дорого, громко, но без толку

Электробусы в Красноярске должны были стать символом экологического прорыва. Потратили на них полмиллиарда рублей, а едут они по одному маршруту — из Северного в Тихие Зори.

Анна Моль

ЭкологияТранспортЭкономика и бизнесКрасноярск

7227

17.04.2025

Свалки Иркутской области: субботник и миллиардные последствия

Свалки появляются не сами по себе. Это не природное явление вроде дождя или пыльной бури. Свалка — результат чьей-то лени, безответственности или «авось пронесёт». И теперь Иркутская область расхлёбывает последствия: причём буквально на миллиарды рублей.

Анна Моль

ЭкологияОбществоИркутск Байкал

8784

16.04.2025

Кремль вспомнил про ЮНЕСКО: как Сергей Лавров однажды за Байкал заступился

Изменение ФЗ «Об охране озера Байкал» остаётся одним из самых сложных вопросов на повестке, разделивших людей на два лагеря: за и против. Правительство Бурятии не первый год активно лоббирует поправки в закон, которые, по мнению многих экспертов, могут нанести непоправимый ущерб экосистеме озера.

Есения Линней

ЭкологияПолитикаЭкономика и бизнесБурятия Байкал Монголия

9942

15.04.2025

Новые рамки уровня воды в Байкале: зачем это нужно и что изменится

В апреле 2025 года председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление, определяющее новый диапазон колебаний уровня воды в Байкале на ближайшие три года. Теперь уровень воды в озере в 2025–2027 годах должен находиться в пределах от 456 до 457 метров по тихоокеанской системе высот.

Анна Моль

ЭкологияГеоИркутск Байкал

10248

15.04.2025

Лица Сибири

Параничев Юрий

Стрельченко Мария

Полуэктов Михаил

Сендзяк Владимир

Кокоуров Игорь

Анциферов Евгений

Качан Надежда

Гарцева Оксана

Серышев Анатолий

Обухов Александр