Беседовал Дмитрий Муратов

© Новая газета

ПолитикаМир

7628

07.04.2010, 09:22

Михаил Горбачев. Про свободу

Уже поздно заклеивать рот скотчем.

Андрей Трухачев

Этот недолгий, в 54 минуты, разговор с Горбачевым был за день до трагедии в Московском метрополитене. До того, как раздались голоса политиков, использующих смерть людей для пропаганды их тезиса, что свобода вредна безопасности, реформу милиции надо свернуть, а права человека отложить до более спокойных времен.

Трагедии вообще имеют жуткое свойство обнулять предшествовавшие им слова и смыслы. Но мне кажется, что разговор о невозможности построить современную страну без участия общества, с монополией одной партии сохранил свою актуальность.

— Михаил Сергеевич, после Ваших заявлений в «Новой газете» и на радиостанции «Свобода» о том, что «Единая Россия» стала напоминать худший вариант КПСС, «тролли»* в интернете начали с Вами войну: «Перестройка — измена Родине», «Горбачев плясал под дудку ЦРУ». Была даже создана книга, подписанная господином Уткиным, он умер, поэтому спорить с ним не очень ловко. Как к этой новой буре вокруг себя Вы относитесь?

— С пониманием, что за это дело наемникам платят деньги. Должны быть благодарны, заработав на мне свой кусок хлеба.

Вообще же это признак страха. Люди все больше вовлекаются в дела страны, создается новая общественная атмосфера, возвращаются нормальные ценности. А властным монополистам — это кость в горле.

Они смертельно боятся свободы людей, демократической прессы, освобожденного от страха и цензуры общества. Оно ведь сможет их контролировать! Те, кто прорвался к политической (читай: и экономической) власти, защищают свою наживу, в том числе и клекотом в Сети. Добавил бы: так называемая властная элита пользуется всеми преимуществами демократии для себя (рынок, открытые границы, и т.д.), объясняя вред демократии для народа. Но этот номер проходить перестал.

— Вы, значит, со спокойствием взираете на информационную атаку?

— Ну, им же нужно поносить меня, потому как они коррумпированы по макушку, а демократия — это очень жесткая власть, требующая регулярной смены правителей, соблюдающая законы, не допускающая монополии на власть. Демократия куда круче, чем любая «сильная рука», противостоит коррупции. Коррупция приводит к огромным бедам — от личной безопасности людей до лишения страны нормального будущего.

А преодолеть коррупцию можно только через демократию. Через демократию и независимый суд. Через то, что общество знает про власть все. Вот они боятся, набрасываются на тех, кто стоит на позициях свободы.

— Наш давний спор. С чего Вы уверены, что «обществу» нужна свобода? Что оно любит демократию больше сильной волосатой руки?

— Во-во. Сейчас договоримся до той теории, по которой Россия вообще не готова к демократии.

Мы ее толком не попробовали, а начали сворачивать. Нам нужна победа над коррупцией. Обновленная избирательная система. Измененная система подсчета голосов, исключающая любые вбрасывания!

А власти всех уровней пытаются мошеннически удерживаться наверху, дискредитируя в личных целях саму идею выборов. Ограничение демократии — это ограничение прав людей влиять на власть, менять жизнь к лучшему. Что остается? На митинги идти? Но и митинг у нас провести совсем непросто.

— Тут уже предложил недавно начальник московской милиции за участие в несанкционированных уличных мероприятиях сажать на 15 суток.

— Ну да, в СССР, когда доводов не было, для облегчения жизни спецорганам разрешили диссидентов в психушки сажать, пришлось потом это отменять.

Нельзя бояться своего народа. А они боятся своего народа, ограничивают его… Почему боятся? Потому, что знают, если в стране работает демократия, за многое придется отвечать.

— И уходить.

— Ну хотя бы уходить.

— Цитирую, к 25-летию апрельского пленума. Вы тогда, в апреле 1985-го, говорили: «Необходимость перемен»… «связь с людьми», «экономическое развитие», «учет общественного мнения».

Похоже на выступление Медведева очень, но один политолог остроумно заметил, что Горбачев стал возвращать власть обществу после того, как Андропов ушел, а Медведев планирует модернизацию при «живом Андропове».

— А сам что думаешь?

— Я думаю, что модернизация — это демонтаж коррумпированной системы, созданной за последние годы.

— Есть недовольство общества своей властной элитой. Она неэффективна для страны и печется лишь о своем благополучии. Система выталкивает честных, общественно активных людей, бизнесменов, у которых свой взгляд на вещи, которые не платят откаты, не участвуют в навязанных проектах.

Она, повторю, боится народа, а это приводит к потере контроля за ситуацией.

Надо делать шаг за шагом, строя современную, сложную демократическую страну. Альтернативы нет.

— Скоро строить будет некому. Тысячи семей уезжают в «тихую эмиграцию» — перебираются с детьми в Европу, сдавая здесь квартиры. Как писал у нас М. Делягин, «уже едут не за колбасой, а за воздухом» — в среду, где взбесившийся мент не пристрелит, платить взятки не надо, достоинство не унижается.

— Это очень серьезно. Мы теряем и можем потерять ценный слой обеспеченных людей, которые составляют основу среднего класса. Их ниша заполнится бюрократией, которая размножается на пустом месте. Это еще один довод в пользу демократических институтов.

— Некоторые эксперты утверждают, что эффективнее реформировать страну как раз без помощи демократии.

— Для кого реформировать-то? Люди, не дождавшись, отвернутся от страны. Модернизация без народа или модернизация с народом — так вопрос не может даже ставиться. Общество должно и обязано участвовать в своей судьбе. Иначе под предлогом реформ только деньги попилят.

Мы должны научиться жить в глобальном мире, а войти в него авторитарными методами нельзя.

И я не могу и никогда не соглашусь с теми, кто настроен недоверчиво к народу. Этим они, повторю, прикрывают свой ужас, что общественный контроль разрушит коррупционный бизнес.

Власть не может сама определять свою судьбу. Это тупик.

...Я на днях был в родном Московском университете, встречался с ребятами: философами, историками, экономистами и юристами. Говорили об этом. Прислали 108 записок. В некоторых по два-три вопроса. Я выступал час и два — отвечал на вопросы. Невероятное было напряжение, я спросил: «Вы устали?» В надежде, что скажут: да, устали. «Нет». Хорошо, давайте решать демократически. Кто за то, чтобы продолжить? Единогласно. Читаю записку, которая случайно ко мне попала: «Ты все смотришь на меня». Говорю: «Мы что, уже на ты?» Хохот в зале. Но очень много умных вопросов, очень. И собралось ребят много. Сначала наметили в большой аудитории, на триста человек с лишним. Но, оказалось, пришло по меньшей мере в два раза больше. Во всяком случае, тут же по ходу пересмотрели предыдущие решения и перебрались в актовый зал, где 700 с лишним помещается.

Говорю: «Поднимите руки, кому сейчас двадцать пять и больше». Всего десятка полтора. Все остальные — ребята, которые родились после начала перестройки. То есть новое поколение.

Как на него не опираться, как их исключить из общественной жизни? Глупо и невозможно. И им надо говорить правду, помогать жить в новом продвинутом мире, давать возможность свободно думать, выбирать, ездить, молиться, работать в человечной обустроенной стране.

Так что та программа, 25-летней давности, не устарела.

* Специально нанятые люди для информационных атак в интернете.

Беседовал Дмитрий Муратов

© Новая газета

ПолитикаМир

7628

07.04.2010, 09:22

URL: https://www.babr24.news/?ADE=85005

Bytes: 7457 / 7290

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
newsbabr@gmail.com

Автор текста: Беседовал Дмитрий Муратов.

Другие статьи в рубрике "Политика"

Социальный дефолт или тихий уход: почему Марина Киняйкина покинула свой пост

Бессменный руководитель департамента социальной защиты населения Томской области Марина Киняйкина официально покинула свой пост, оставив одну из самых проблемных сфер региона в состоянии неопределённости.

Октябрина Тихонова

ПолитикаОбществоТомск

846

13.02.2026

Школа, которую не построил Шульц

Шестого февраля 2026 года в Слюдянском районе юридически была закончена судьба первой школы города Слюдянки. Ее строительство продлилось семь лет (из которых половину можно смело выбросить за скобки на периоды смены подрядчиков и поисков виноватых в отставании от графика).

Глеб Севостьянов

ПолитикаСкандалыИркутск

2870

12.02.2026

Депутаты Прибайкалья в соцсетях: вечно молодой Ягодзинский и цветовая дифференциация шапок

Эх, приморозило некоторых депутатов Заксобрания! Мало внимания уделяют общению с избирателями через соцсети. Впрочем, некоторые, наоборот, развили невиданную прыть.

Георгий Булычев

ПолитикаИркутск

3048

11.02.2026

Зампред-фикция: кому нужен пост без мандата?

В правительстве Бурятии готовятся кадровые перестановки в экономическом блоке. Владимир Хингелов может избавиться от статуса врио и стать полноценным министром экономики. Параллельно обсуждается назначение Ирины Смоляк на пост зампреда по проектному управлению.

Есения Линней

ПолитикаЭкономикаБурятия

5414

11.02.2026

РепринтЪ. Усс — король антирейтингов

Пять лет назад Бабр писал: Губернатор Красноярского края — завсегдатай антирейтингов.

Анна Роменская

ПолитикаКрасноярск

3643

11.02.2026

Вадим Семенов и Николай Хрычов. Последние герои самоуправления

Кризисные ситуации обычно – помимо «профильных» проблем – выявляют и какие-то сопутствующие. Вот, к примеру, коммунальная беда в Бодайбо наглядно рисует нам, чем могут закончиться игры с выхолащиванием рядов муниципального руководства.

Георгий Булычев

ПолитикаИркутск

6911

10.02.2026

Худшие главы Бурятии в январе: рейтинг Бабра

В Бурятии в январе 2026 года жители считали прорывы теплотрасс и часы без электричества. Третий год подряд республиканские власти обещают учесть ошибки в подготовке к зиме. Но из-за морозов вновь стала очевидна полная некомпетентность управленцев на местах. Кто заставил людей выживать в начале года?

Виктор Кулагин

ПолитикаЖКХБурятия

7613

10.02.2026

Кладбище в Нелюбино: томские власти готовят городу «подарок» с привкусом трупного яда

Томские депутаты одобрили выделение почти 14 миллионов рублей на изучение земли под новое городское кладбище в 35 километрах от областного центра.

Октябрина Тихонова

ПолитикаЭкологияОбществоТомск

5259

10.02.2026

Худшие главы Красноярского края: рейтинг Бабра за январь

Бабр представляет вниманию читателей антирейтинг глав муниципальных образований Красноярского края. 3.

Александр Тубин

ПолитикаСкандалыКрасноярск

8831

10.02.2026

Ху из мистер Сидоренко и хау мэни ему Тулунским районом руководить?

В кресло мэра Тулунского района, не по своей воле оставленное примерным сыном своего отца Александром Тюковым, посадили исполняющего обязанности.

Георгий Булычев

ПолитикаСкандалыИркутск

7075

09.02.2026

Депутатский контроль. Гудовский – и деньги пахнут

Андрей Гудовский – депутат горсовета Новосибирска по 41 округу с 2020 года, сейчас он является заместителем председателя. Его, несомненно, можно назвать политиком. Поговорить он любит, жаль, что только впустую. Некоторые действия все же имеются, хоть и не масштабные.

Адриан Орлов

ПолитикаЭкономикаНовосибирск

5498

09.02.2026

Горки, танцы и угарный газ: как партии в Бурятии начали битву за Госдуму-2026

Федеральные политологи любят рассуждать о высоких материях, геополитических разворотах и транзите власти в РФ. А в Бурятии политическая жизнь в 2026 году свелась к одной простой формуле: кто громче крикнет или смешнее спляшет во время коммунальной разрухи.

Виктор Кулагин

ПолитикаОбществоБурятия

8895

09.02.2026

Лица Сибири

Гайдукова Евгения

Клевцова Ольга

Ханхалаев Евгений

Шагдарова Индира

Тютюшева Юлия

Полуэктов Михаил

Монахов Евгений

Хамаганов Михаил

Виниченко Николай

Медведев Александр