Марина Иванова

© Русский журнал

ЭкологияБайкал

8410

01.05.2006, 16:15

У озера

Заявление президента России о необходимости изменить маршрут нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" смешало все карты и в Бурятии было воспринято неоднозначно: общественники празднуют победу, дальновидные политики улыбаются и раздают комментарии, недальновидные кусают локти. Рядовые граждане восприняли решение главы государства с оптимизмом и некоторой гордостью.

В конце апреля волна общероссийских акций протеста против нефтепровода на берегу Байкала докатилась, наконец, до того региона, откуда, по сути, должна была взять старт - до Бурятии. Митинг на одной из площадей столицы республики завершился сбором пятисот подписей под резолюцией в адрес Владимира Путина, правительства РФ и Федерального Собрания, в которой сказано, что протестующие поддерживают обращение Народного хурала Бурятии, потребовавшего изменить маршрут трубы на Байкальском участке и проложить ее вне водосборной зоны озера.

В митинге приняли участие Бурятское региональное отделение по Байкалу, Региональное общественное движение молодых ученых, Бурятское региональное отделение (БРО) Российской партии жизни, движение "Мы - граждане", Союз студентов Бурятии, фракция политической партии "Яблоко", региональное отделение КПРФ, "Союз зеленых России", клуб автолюбителей "Байкальские амазонки", клуб ФИРН и другие общественные организации республики. Пришли также студенты вузов и профтехучилищ, жители Бурятии.

Конечно, единичная акция протеста в несколько сотен человек - не так много по сравнению с другими регионами, но, по словам председателя Бурятского регионального отделения по Байкалу Сергея Шапхаева, для Бурятии уже определенное достижение. Соцопрос, проведенный одной из общественных организаций Бурятии, показал, что более 90% опрошенных относятся к строительству нефтепровода крайне негативно, но при этом готовность принять участие в акциях протеста выразили лишь 30%. И потом, как сообщила после митинга лидер "Байкальских амазонок" Светлана Будашкаева, относительную малочисленность митинга можно объяснить вовсе не тем, что жители Бурятии равнодушны к судьбе Байкала, а тем, что большинство республиканских СМИ, подконтрольных властям, блокировали любую информацию о готовящейся акции протеста.

Общественные слушания по вопросу прокладки нефтепровода, состоявшиеся в Улан-Удэ еще в августе 2002 года, прошли практически незаметно для широкой общественности, и больше напоминали оповещение. Ситуация с экологической экспертизой и вовсе походила на фарс: в конце января 2006 года 46 из 53 членов экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, проработавшие над проектом более трех месяцев, пришли к выводу о недопустимости строительства нефтепровода в 800 метрах от Байкала. Однако Федеральная служба экологического, технологического и атомного надзора (Ростехнадзор) не утвердила заключение экспертов, продлила сроки работы комиссии и добавила в нее 34 новых члена. В итоге комиссия изменила свое решение, которое затем и было утверждено.

Хоть трава не расти

Однако не нужно думать, что экономический аспект строительства нефтепровода не принимается в расчет вовсе. По словам заместителя директора Геологического института Сибирского отделения РАН, заведующего лабораторией сейсмопрогноза Геннадия Татькова, строительство нефтепровода важно в целом для региона. "Нужно развиваться, а не жить, как индейцам в резервации. Строить нефтепровод бесспорно нужно, но строительство должно быть разумным", - отметил он. Кстати, опыт такой в Бурятии уже есть: например, Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, в строительство которого вложили многомиллионные инвестиции, и строительство Северомуйского туннеля.

Геологи Бурятии и Иркутска сходятся во мнении, что правильнее всего было бы вывести строительство нефтепровода за пределы водосборной зоны, которая, кстати сказать, составляет 100, а не 40 километров. Геннадий Татьков говорит:

- Более простым технически и выгодным экономически является тот вариант маршрута нефтепровода, который активно продвигается иркутянами: севернее Байкала, в обход Бурятии, по равнине в Якутию. Аргументами в защиту этого проекта являются низкая сейсмичность региона, возможность освоения северных нефтяных месторождений (Верхнечонское, Талканское НГКМ) без строительства подводящих нефтепроводов, более щадящий температурный режим. В варианте "Транснефти" нефтепровод должен был пройти по самым сейсмически активным зонам, в которых землетрясения катастрофического масштаба, аналогичных алтайскому, происходят раз в 45-50 лет. Последний раз такое землетрясение было в 1957 году, а при таких землетрясениях с многометровыми "гильотинными" смещениями почвы не спасет ничто, даже самое надежное по заверениям проектировщиков оборудование и многоуровневая система безопасности. В проекте расчетно-экологической безопасности предполагается, что таких "гильотинных разрывов" не будет. Утверждать такое легкомысленно - обязательно будут, а 800 метров до берега с учетом сложного рельефа, непроходимости, большой протяженности нефтепровода и отсутствия дорог - это совсем немного, можно сказать, что труба уже в Байкале.

По словам Геннадия Татькова, строительство готовилось очень быстро, и к мнению геологов никто не прислушивался. При составлении проекта не проводились в достаточном объеме исследования, были задействованы дистанционные методы, на 80% использовались материалы изыскания БАМа, где совершенно иные материалы и свойства грунтов. Кроме того, по проекту основную часть трубы планируется проложить под землей, что само по себе является нарушением: в сейсмичных зонах трубопроводы должны проходить только в наземном положении. А это, в свою очередь, вызовет дополнительные затраты тепла на то, чтобы разжижать, подогревать и прокачивать нефть. Ведь по северу Бурятии зимой температура нередко опускается ниже минус 40 - минус 50 градусов. "Хотят сделать подешевле, - говорит Геннадий Татьков, - а там хоть трава не расти. В буквальном смысле слова".

Зона особого природопользования

Проектировщики бодро рапортуют: у нас построены боновые заграждения и флот всегда наготове. Но ведь нужно учитывать и тот факт, что акватория Байкала открыта только месяцев пять-шесть в году. Зимой никакие боновые ограждения не помогут, а флот попросту будет бессилен. Правда, есть план "Б": использовать химические реагенты, но еще вопрос, что будет иметь более тяжелые последствия.

В районе предполагаемого строительства нефтепровода очень редкая сеть сейсмических станций, а система сбора информации налажена так, что представления о масштабах возможной катастрофы не может дать никто. Проектировщиков трубы можно понять: этот вид транспортировки нефти чище и экологичнее железнодорожного, проще в использовании, дешевле, вероятность аварий меньше. Главной претензией к "Транснефти" было то, что она использовала односторонний подход - экономическую составляющую - и не брала в расчет все остальные аспекты. Но Бурятия, как водосборная часть Байкала, является особым регионом с особым природопользованием. Почему в таком случае все предприятия республики обязаны нести определенные экологические нагрузки, а "Транснефть" - нет?

По расчетам экологов, в случае разрыва трубы в воды Байкала попадет до 3 000 тонн нефти и, по крайней мере, треть акватории будет покрыта нефтяной пленкой. По масштабам это будет одна из крупнейших экологических катастроф в истории. И тогда об объекте мирового наследия останется только вспоминать и разводить руками: не смогли, мол.

Общественники Бурятии восприняли заявление президента РФ со сдержанным оптимизмом. Это только первый шаг: слова должны быть оформлены нормативным актом, должно быть отменено положительное заключение экологической экспертизы, разработана новая проектная документация, снова проведены общественные слушания, и потом - новая экспертиза. Но сам факт активного участия общества в решении байкальской проблемы говорит о многом.

Марина Иванова

© Русский журнал

ЭкологияБайкал

8410

01.05.2006, 16:15

URL: https://www.babr24.news/baik/?ADE=29702

Bytes: 7889 / 7875

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
newsbabr@gmail.com

Последние новости

17.12 11:31
В Новосибирской области главу сельсовета оштрафовали за ненадлежащее рассмотрение обращения

17.12 11:21
У деревни Подоба Шегарского района убрали свалку в тысячу «квадратов»

17.12 11:13
Турмалины Забайкалья можно увидеть на выставке в Усадьбе Сукачёва

17.12 10:58
В Бурятии назначили нового замминистра природных ресурсов и экологии

17.12 09:48
Льготные перевозки в общественном транспорте в Прибайкалье не отменяются

17.12 09:01
Томское ООО «ПК ШИК» получило сертификат «Сделано в России»

17.12 06:03
208 миллионов на благоустройство и новый музей: что ждет остров Молокова в Красноярске

16.12 23:45
В Новосибирске открыли движение по новому четвертому мосту

16.12 23:38
В Новосибирской области женщина предстанет перед судом за ДТП, где погиб ребенок на самокате

16.12 23:34
В Новосибирске в суд направили дело бывшего директора «СпецТрансСтрой»

Другие статьи в рубрике "Экология" (Байкал)

Закон о сплошных рубках на Байкале: как исчез запрет и появились исключения

9 декабря Государственная дума во втором и третьем чтениях приняла поправки в закон «Об охране озера Байкал». За проголосовали 323 депутата, против — 71.

Анна Моль

ЭкологияПолитикаЭкономикаИркутск Байкал

3804

15.12.2025

Байкальское урочище пернатых: итоги викторины Бабра

В сердце дельты Селенги раскинулся заповедный уголок, охватывающий уникальные водно-болотные угодья у берегов Байкала. Эта охраняемая территория была образована в целях сохранения, воспроизводства и восстановления численности водоплавающих и околоводных птиц, рыб и других местных обитателей природы.

Есения Линней

ЭкологияНаука и технологииБайкал Бурятия

7254

09.12.2025

Байкал в правовом тумане: Москва снова правит правила, а ясности всё нет

В Госдуме вновь обсуждают будущее Байкальской природной территории. Формально речь идёт о корректировке законодательства, но по сути — о попытке хоть немного разгрести те завалы, которые копились годами.

Анна Моль

ЭкологияПолитикаИркутск Байкал

7317

08.12.2025

Байкальский бизнес-парк: как под видом «экотуризма» нацпарк превращают в кассу

В Иркутске на туристическом форуме снова заговорили о «развитии рекреации» на территориях нацпарка. Красивые слова, презентации, слайды с глемпингами и ухоженными пляжами — всё как положено.

Анна Моль

ЭкологияЭкономикаТуризмИркутск Байкал

9578

05.12.2025

Депутатский контроль. Зачем Сергея Бурдикова отправили спасать омуля?

В Байкальском филиале «Главрыбвода» сменилось руководство. Леонид Михайлик, руководивший ведомством с 2017 года, покинул пост. Его кресло занял депутат горсовета Улан-Удэ Сергей Бурдиков. В ведении филиала находится 3,15 миллиона гектаров водной глади.

Виктор Кулагин

ЭкологияРасследованияЭкономикаБурятия Байкал

12400

03.12.2025

Грязное «Золото-3»: о заражении Байкала через Селенгу

В продолжение темы золотой лихорадки в Монголии логично перейти к самому болезненному вопросу – экологическому состоянию Селенги и Байкала.

Есения Линней

ЭкологияЭкономикаПолитикаМонголия Бурятия Байкал

11870

02.12.2025

Отыграть назад, или Кому верить в войне с бакланами?

Продолжаем с трепетом наблюдать за борьбой против бакланов в Бурятии и Иркутске. И чем дальше мы углубляемся в тему, тем абсурднее становится эта история.

Есения Линней

ЭкологияПолитикаСкандалыБайкал Бурятия Иркутск

16753

28.11.2025

Лёд Байкала загрязнён: нефтепродукты и тяжёлые металлы выше нормы

На Байкале снова нашли то, что там точно не должно быть. Нефтепродукты и тяжёлые металлы — в концентрациях выше нормы.

Анна Моль

ЭкологияТуризмИркутск Байкал

14393

18.11.2025

Байкальская нерпа под прицелом: что нашли учёные на Ушканьих островах?

В Бурятии продолжается масштабная программа по изучению байкальской нерпы.

Есения Линней

ЭкологияНаука и технологииБурятия Байкал

16093

16.11.2025

Золотой архипелаг на севере Байкала: итоги викторины Бабра

Этот природный объект на севере Байкала представляет собой длинную песчаную косу, которая отделяет мелководный залив от основного водоёма. Его длина превышает десять километров, а ширина варьируется от 20 до 400 метров на отдельных участках.

Есения Линней

ЭкологияНаука и технологииБайкал Бурятия

14510

11.11.2025

Каменный талисман Байкала: итоги викторины Бабра

Этот уникальный природный памятник на восточном побережье Байкала признан неофициальным символом Прибайкальского района Бурятии. Величественный камень, о котором идёт речь, имеет высоту с четырёхэтажный дом, а по местным легендам, он считается одним из хранителей священного озера.

Есения Линней

ЭкологияНаука и технологииБайкал Бурятия Иркутск

36128

27.09.2025

Мусорный памятник: как убить экологию Байкала за бюджетный счёт

Общественники из Бурятии вновь взялись за решение мусорной проблемы в республике. На этот раз речь идёт о мусороперегрузочной станции в селе Турка, которая была построена на бюджетные деньги и десятилетиями простаивает бесхозной.

Есения Линней

ЭкологияЖКХЭкономика и бизнесБурятия Байкал

33431

25.09.2025

Лица Сибири

Дамов Василий

Бредний Вадим

Артамонов Константин

Магомедов Теймур

Сысоева Наталья

Саркисян Аркадий

Смирнов (Скиф) Владимир

Евтушенко (Гангнус) Евгений

Басюк Виктор

Боровиков Алексей