Правительство Бурятии: деградация продолжается

На Площади Советов с трудом закрыли вакансию министра туризма Бурятии - на поиск сменщика для Марии Бадмацыреновой потратили целых полтора месяца. Алдар Доржиев уже провел свою первую пресс-конференцию в новом статусе и произвести ей самое унылое впечатление. Кадровый голод продолжает тянуть общий уровень республиканского правительства вниз.

Алдар Доржиев

Доржиев пришел из Тункинского нацпарка, где проработал директором всего два года. В целом он так и не смог переломить курс, заданный еще предшественником Валерием Гулгоновым, за 11 лет правления которого особая природная территория превратилась в рассадник коррупции и бесполезной бюрократии.

По большому счету Доржиев этот курс и продолжил - с тем лишь отличием, что если при Гулгонове в нацпарке находили горы асфальта и дешевые строительные вагоны, закупленные в десятки раз дороже рыночной стоимости, то его преемник переключился на более прогрессивные способы распила и осваивания средств - через гранты, нацпроекты и различные субсидии, вплоть до получения денег и оборудования от “загнивающего запада” .

Валерий Гулгонов

Но если отбросить поколенческую разницу, то пути Гулгонова и Доржиева очень похожи. Оба большую часть карьеры до назначения нацпарк занимались бумажной работой в Народном Хурале и правительстве Бурятии. Но если Валерий Енжапович - географ по образованию, почти десять лет возглавлявший республиканский госкомитет по экологии и природопользованию, то Алдар Джангарович - юрист, почти всю жизнь прятавшийся от величественной бурятской природы в тесных кабинетах на вторых ролях.

Это, по большому счету, и предопределило его карьерный взлет. В 2019 году глава Тункинского района Иван Альхеев наконец-то добился низвержения извечного оппонента Валерия Гулгонова, грамотно воспользовавшись коррупционными скандалами вокруг последнего. Опытный и цепкий Гулгонов, по сути, делил с Альхеевым власть над районом - поскольку границы муниципалитета и нацпарка полностью совпадают, то почти любое решение главы так или иначе упиралось в зону ответственности несменяемоого директора.

Но если в прайде должен быть один лев, то в саянских горах лбами столкнулись два упрямых архара. Победил в итоге тот, что помоложе - законы природы, как никак.

На замену Гулгонову приехал как раз-таки Алдар Доржиев - 20 лет номенклатурной работы сделали из него человека, который делает, что ему говорят, и не задает лишних вопросов. А юридическое образование дало ему бесценные навыки аккуратного обращения с бюджетными средствами, чтобы любая сомнительная операция была оформлена на высшем уровне. Про природу здесь никто и не вспоминал.

Но в 2021 году Иван Альхеев перешел в правительство Бурятии, где в качестве зампреда стал курировать и министерство туризма. Вскоре после этого глава ведомства Мария Бадмацыренова получила золотой билет - приглашение на работу в Корпорацию развития Дальнего Востока. Недолго думая, она оставила пост. Так скромный юрист и стал министром - хватило удачного стечения обстоятельств и “своего” зампреда.

Иван Альхеев

Оценивая перспективы этого назначения, важно учесть целый ряд факторов. Начать стоит с того, что Алдар Доржиев не имеет опыта работы в туристической сфере вообще - руководство нацпарком предполагает в первую очередь претворение в жизнь сурового российского природоохранного законодательства. Оно, в свою очередь, полностью идет вразрез с интересами туризма. Запрещение работы турбаз, ограждение огромной территории от присутствия человека, карательные меры по отношению к тем, что избрал заповедные земли местом для отдыха - сомнительные визитные карточки.

Самый простой пример - если для развития туризма необходимо проложить дорогу к ранее нетронутым местам, то с точки зрения охраны природы дорога там появиться никак не может. То есть строить дороги отправили человека, который два года сравнивал их с землей.

Солдата позвали бороться с войной.

Это уже подтверждает та самая первая пресс-конференция Доржиева, в ходе которой он прямо заявляет - природа важнее туризма. Но вот ведь незадача - он министр природных ресурсов, а не туризма, но уже ставит вверенные ему задачи на второе место тех, которыми должны заниматься другие.

Второй момент - близость к Ивану Альхееву. Идея воссоздать на уровне республики коррупционный тандем, хорошо сработавшийся на госконтрактах в Тунке, конечно, интригует, но с развитием туризма она связана не больше, чем сам Алдар Доржиев.

Наконец, министр — это в первую очередь руководитель и организатор. Не человек, который половину жизни провел в качестве винтика в чиновничьем аппарате, и не человек, отправленный в Тунку быть таким винтиком для Ивана Альхеева. К 45 годам Алдар Доржиев не зарекомендовал себя как лидера, каковым должен быть министр. Если бы он на высшем уровне справлялся с управлением нацпарка, кто бы отпустил его заниматься тем, что он никогда в жизни не делал и чему не учился?

Создавать дыру в хорошо работающей структуре ради авантюрного эксперимента, никто бы, конечно, не стал. Сам факт подобного перевода означает, что нацпарк от его ухода ничего не потеряет. Но это же говорит нам о том, что и министерство туризма ничего не приобретет.

Все эти нестыковки упираются в базовую проблему - кадровый голод. Управленческих кадров хотя бы мало-мальски приемлемого уровня в Бурятии нет, успешные специалисты с амбициями, перспективами и реальными способностями сюда не поедут.

Требования к кандидатам на ведущие должности, таким образом, дрейфуют в сторону более достижимых критериев - лояльности и готовностью довольствоваться тем, что дают. Так не очень профессиональные и амбициозные, но верные чиновники наполняют коридоры Площади Советов.

Именно поэтому стала возможной ситуация, в которой мелкий провинциальный чиновник получает в управление сразу нескольких министерств, проводя в кресло главы одного из них такого же мелкого провинциального чиновника - без опыта, связей, нужных качеств и вообще представления об отрасли, развитием которой должен заниматься. Зато свой - и будет делиться, чтобы просиживать кресло как можно дольше.

Бабр продолжит внимательно следить за развитием событий.

Читайте также:

Гражданская война. Как жители Тунки противостоят альхеевщине

Хорхог от Альхеева. Глава Тункинского района как повар, врач и ходячий мем

Тунка: возвращение в каменный век

URL: https://www.babr24.news/bur/?ADE=217500

bytes: 7294 / 6374

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Бурятии:
[email protected]

Автор текста: Андрей Светлов, политический обозреватель.

На сайте опубликовано 1844 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Политика" (Бурятия)

Неосвоенные миллионы: власти Бурятии кладут деньги под проценты, но не под проекты

Бюджет Бурятии на 2025 год и плановый период последующих двух лет получил существенные коррективы на апрельской сессии Народного Хурала. Доходы увеличили на 2,5 миллиарда рублей, безвозмездные поступления подросли ещё на полмиллиарда. Расходы раздули более чем на три миллиарда рублей.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесБурятия

4422

29.04.2025

Выборы главы Баргузинского района. Эксклюзив Бабра

Баргузинский район Бурятии переживает период управленческого кризиса после отставки главы Михаила Мишурина. Его, переизбранного на второй срок, уволил глава Бурятии Алексей Цыденов по утрате доверия.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыРасследованияБурятия

13081

28.04.2025

Депутатский контроль. Денис Гармаев сменил ресторанное меню на промпланы Бурятии

Стены Народного Хурала Бурятии провожают очередного временщика. Денис Гармаев, известный местный ресторатор, покинул насиженное место в парламенте 24 апреля. Гармаев станет министром промышленности Бурятии. Вакансия свободна с февраля после отставки Виктора Винокурцева.

Виктор Кулагин

ПолитикаСобытияБурятия

8001

26.04.2025

Депутатский контроль. Семён Матхеев между стопкой и стогом

Председатель аграрного комитета Народного Хурала Бурятии Семён Матхеев ведёт последовательную работу, направленную на улучшение жизни граждан республики.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесБурятия

8106

21.04.2025

Телеграм Бурятии за неделю: миграция Дениса Гармаева в Минпром, роскошная жизнь Эльвиры Дабаевой и назначение Тимура Цыренжапова

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в бурятском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 14 по 21 апреля включительно.

Есения Линней

ПолитикаЭкономика и бизнесБурятия

9067

21.04.2025

Деды воевали не за это: прокурорская проверка Мемориала Победы в Улан-Удэ

Амфитеатр Мемориала Победы в Улан-Удэ, построенный за 80 миллионов рублей, начал разрушаться спустя месяцы после сдачи в декабре 2024 года. Подрядчик ИП Борис Кармышов получил контракт от комитета городского хозяйства мэрии, но его фирма оставила после себя трещины, недоделки и строительный мусор.

Виктор Кулагин

ПолитикаБлагоустройствоБурятия

8753

17.04.2025

Алкоголь переехал в багажники: в Бурятии вслед за Вологодской областью формируется теневой рынок спиртного

В марте 2025 года в Бурятии вступил в силу закон, запрещающий продажу алкоголя с 20:00 до 11:00 и полностью запрещающий его реализацию в магазинах, расположенных в жилых домах.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесЗдоровьеБурятия

9754

16.04.2025

Подклады под порогом власти: эзотерический беспредел в администрации Усть-Баргузина. Эксклюзив Бабра

В посёлке Усть-Баргузин власть и эзотерика сплелись в тугой узел, который душит здравый смысл и нормальную жизнь. Глава поселения Светлана Кривогорницына вместе с приближёнными превращает местный дом культуры «Байкал» в коммерческую лавку для продажи амулетов и личного обогащения.

Виктор Кулагин

ПолитикаРасследованияКультураБурятия

18642

15.04.2025

Инсайд. Коррупция по-бурятски: нал в подвале и трудности перевода за границу

В марте в Бурятии в ходе обыска у 34-летнего депутата Тункинского райсовета, занимавшего должность директора местного МАУ, нашли более четырёх миллионов рублей в тайнике под полом. Новостные ленты пестрят задержаниями чиновников, даже не самых крупных.

Фокс Смит

ПолитикаКриминалБурятия

9691

14.04.2025

Худшие главы Бурятии в марте. Рейтинг Бабра

Коррупция, разруха, бездействие перед стихией и наплевательство на жителей — Бабр представляет ежемесячный антирейтинг худших глав республики. Каждый из них отличился конкретными действиями или их отсутствием, из-за чего под ударом оказались безопасность и комфорт граждан. 3 место.

Виктор Кулагин

ПолитикаПроисшествияБурятия

19784

11.04.2025

Гусиноозёрск – город, где власть потеряла контроль

Город Гусиноозёрск в Бурятии переживает не лучшие времена: ситуация здесь достигла критической точки. Неконтролируемые свалки, стаи бродячих псов и провальный капремонт показали полную неспособность местных властей эффективно управлять городским хозяйством и обеспечить безопасность горожан.

Есения Линней

ПолитикаБлагоустройствоЖКХБурятия

12042

10.04.2025

Отследить, запретить, запугать: молодёжная политика Бурятии в 2025 году. Разбор Бабра

Бурятия превратилась в полигон для бюрократических экспериментов над молодым поколением. Чиновники, депутаты и силовики, прикрываясь лозунгами о патриотизме и развитии, на самом деле душат инициативу молодёжи, загоняют её в долги и вынуждают бежать из республики.

Виктор Кулагин

ПолитикаМолодежьКультураБурятия Россия

14034

10.04.2025

Лица Сибири

Белобородов Владимир

Снарский Александр

Воронин Александр

Пашинский Сергей

Бицура Павел

Селедцов Евгений

Колмаков Евгений

Сулейменов Артур

Попов Александр

Воронин Пётр