«Истина не боится расследования»: как БГУ потратил миллионы на «малахитовый» брендбук
В начале 2026 года администрация Бурятского госуниверситета (БГУ) потребовала от преподавателей сдать деньги на наполнение нового сайта.
_23204739_b.jpg)
Скандал начался с рабочей рассылки, которая пришла на кафедры в январе. Первым об этом сообщило издание «Номер Один». Сотрудников уведомили, что обычные снимки, сделанные на телефон или даже в фотосалоне, для обновлённого портала БГУ не подходят. Вуз утвердил единый стиль, чтобы ему соответствовать, нужно заплатить 700 рублей конкретному фотографу, которого уже подобрал ректорат.
Очевидно, для топ-менеджмента университета сумма кажется смешной. Но для рядовых сотрудников БГУ 700 рублей — это ощутимые деньги. Зарплаты лаборантов и старших преподавателей без степени часто балансируют на грани МРОТ, который в Улан-Удэ с учётом надбавок составляет около 40 тысяч рублей.
В штате БГУ числится более тысячи преподавателей. Если собрать с каждого установленную таксу, сумма составит минимум 700 тысяч рублей. Почему университет, победивший в федеральной программе «Приоритет-2030», не заложил эти расходы в смету? Отметим, 23 января в разделе «Сотрудники» вместо фотопортретов до сих пор висят одинаковые синие заглушки.
Страницы сайта БГУ, вместо фотографий преподавателей стоят пустые синие рамки_23201218_b.jpg)
Зачем вообще в 2026 году решили обновить сайт университета? Всё происходит в рамках масштабного ребрендинга. В конце 2025 года в бальном зале университета прошла пафосная презентация где студентам и профессуре представили новую айдентику БГУ. Разработчики из агентства «Паравеб» объяснили, что прежний стиль устарел и не отражает «стратегическое видение» вуза.
Новый логотип (стилизованные буквы «БГУ», напоминающие скрепки или лабиринт) выполнили в «малахитово-бирюзовых оттенках». Авторы концепции заявили, что эти цвета символизируют Байкал, технологичность и открытость. В телеграм-канале «Зоопарк из слоновой кости» эмблему тут же сравнили с символикой из сериала «Игра в кальмара». Авторы канала также напомнили, что схожие «смыслы» про фундаментальность и стабильность «Паравеб» продавал и Сыктывкарскому университету, только уже в бордовых тонах.
_23201626_b.jpg)
Коллектив Бурятского госуниверситета, судя по всему, встретил новый брендбук прохладно.
«Обманываете. С каким коллективом вы общались? Это неправда. Все в шоке. Особенно от размеров, дизайна, надуманной цветовой интерпретации», — публично возразила разработчикам Лидия Ветлужская в комментариях.
Ветлужская руководит Институтом Конфуция при БГУ и работает доцентом кафедры филологии стран Дальнего Востока. Сколько ещё подобных мнений сотрудников не учитывалось в официальных отчётах об успехе презентации брендбука?
Подрядчик, ответственный за новый стиль БГУ — компания «Паравеб» из Томска (ОГРН 1177031069214). Это крупный игрок на рынке цифровизации образования, появившийся в 2017 году. Фирма ставит на поток создание сайтов для университетов, в их портфолио десятки вузов от Москвы до Сибири. Основатель компании — Эмиль Ахтямов.
Дела у подрядчика идут в гору. Согласно открытым данным ФНС, выручка ООО «Паравеб» за 2024 год составила 96,1 миллиона рублей. Это на 90% больше, чем годом ранее. Чистая прибыль компании достигла 17 миллионов рублей. Стоимость контрактов на «модернизацию веб-ресурсов» в региональных вузах обычно варьируется от трёх до семи миллионов рублей. За эти деньги подрядчик рисует логотип, подбирает шрифты и пишет обоснование про «малахитовую открытость» и тому подобное.
Отметим, БГУ участвует в федеральной программе «Приоритет-2030». В конце 2025 года вуз подтвердил статус и получил грант в 100 миллионов рублей. В заявке на грант университет пообещал создать к 2030 году полный цикл разработки лекарственных препаратов. Планы амбициозные: производство 20 видов биологически активных добавок (БАД) и десяти наименований лечебной косметики.
Новый мерч БГУ
Ректорат планирует конкурировать на рынке биотехнологий, но спотыкается на организации элементарного процесса фотосъёмки тысячи человек.
В других вузах этот вопрос решают иначе. В Санкт-Петербургском политехе (СПбПУ) и других крупных университетах страны фотосессии для корпоративных порталов проводят централизованно и бесплатно. Там качественные фото сотрудников — это часть имиджа организации.
История с платными фото вышла в публичное поле в январе 2026 года. В эти же дни глава Бурятии Алексей Цыденов собрал ректоров местных вузов на совещание. Как сообщает издание «МК в Бурятии», Цыденов отчитал ректоров за слабую работу с имиджем. Глава отметил, что о достижениях бурятской науки никто не знает. Ирония ситуации в том, что «имиджевая работа» БГУ как раз прогремела на федеральном уровне. Правда, СМИ и телеграм-каналы обсуждали мелочность Алдара Дамдинова.
Ректор БГУ Дамдинов — опытный политик, бывший министр образования республики и экс-депутат Госдумы. Но даже такой бэкграунд не помог избежать публичного конфуза. Реакция на скандал от него последовала только после шума в прессе и критики главы региона.
«Я работаю в БГУ. Сегодня появилось приглашение на бесплатную фотосессию силами университетской телестудии», — написал преподаватель Александр Воронин 16 января в комментариях к скандальной новости.
Отметим, 23 января фотографии на сайте так и не появились. Процесс организации съёмок всё же оказался сложнее, чем рисование красивых слайдов в PowerPoint.
БГУ — не единственный вуз Бурятии с проблемами. Соседний ВСГУТУ сотрясают скандалы с «мёртвыми душами» и поддельными документами для мигрантов. Но случай с БГУ показателен именно скотским отношением к своим же сотрудникам. «Истина не боится исследования», — гласит новый слоган университета. Истина в том, что даже с федеральным грантом в 100 миллионов рублей и целой телестудией ректор Алдар Дамдинов первым делом попробовал решить задачи за счёт кошельков преподавателей.
Бабр продолжит внимательно следить за развитием событий.
Фото: сайт БГУ
![]()
_23201820_b.jpg)


_09231241_b.jpg)


_25170222_b.jpg)





_08191429_b_24195930_b.jpg)











