Быть ли Иркутску лысым?

Знаете, сколько стоит срубить дерево диаметром сантиметров сорок без разрешения?

В Иркутске - 12 000 рублей. В Москве - раз в десять больше. В Лондоне - полмиллиона. Причём не рублей, а их фунтов стерлингов. Еще в Иркутске нужно посадить на место срубленного (неважно, законно или "планово") дерева любой прутик. Приживется он, или засохнет - уже не печаль порубщика. Попытки пролоббировать увеличение суммы хотя бы до московской, и ввести требование высадки не одного, а десяти саженцев - с учётом приживаемости - были местными ответственными за экологию господами во главе с господином Чубуком решительно отвергнуты. Видимо, потому, что деревья можно ведь вырубать и по разрешениям...

А сколько стоит получить разрешение на вырубку такого дерева? На этот вопрос, видимо, ответ зависит от многих обстоятельств. Во всяком случае, такие разрешения в нашем городе с сильно поредевшими зелёными насаждениями получают без особых проблем. Даже в зонах, объявленных неприкосновенными - в частности, в Кайской роще. Это ведь только в бумажках, подписанных для ведомства господина Якунина господин Чубук выдал лицензию на две полномерных здоровых взрослых сосны. Ещё восемь сосен тогда оказались с подрубленными корнями, то есть через год-другой их вырубят уже как сухостой, без всяких особых разрешительных церемоний. А уж сообщение о том, что вместо вырубленных будет посажено в десять раз больше!.. Правда, молоденьких, и не этим ведомством, а совсем другими лицами, но кому какая какая разница? Заместят же!

Директор Ботанического сада ИГУ и председатель Общественной палаты Иркутска Виктор Яковлевич Кузеванов провел небольшую встречу с представителями экологических обществ города, посвященную состоянию городских "зелёных лёгких". Увы, единственным оптимистическим моментом встречи был рассказ Натальи Сергеевны Еремеевой об организации посадок молодых сосёнок в престарелой, как говорят биологи - климактерической Кайской роще. В посадках принимает участие множество горожан и большое число предприятий, и мероприятие носит уже ежегодно-традиционный характер... Но даже в этом светлом деле есть одно большое и грустное "НО". Не все деревца приживаются, это - неизбежно, и дел не в этом. Главная проблема в том, что ЛЮДИ, горожане есть разные. Есть те, кто садит - и есть те, кто уничтожает. Причём одни уничтожают, чтобы захватить кусок лесной территории прямо посреди города для себя, любимых, а есть и просто вандалы.

И хотя эта роща получила статус неприкосновенной, всё равно приходится постоянно и внимательно следить за её сохранностью, потому что сиюмоментные интересы одних никак не хотят учитывать длительный интерес всего города, а значит в том числе - и их самих.

Но речь шла не только о Кайской роще, хотя и о ней тоже.

Виктор Яковлевич с горечью поведал, что никак не удаётся придти к конструктивному взаимодействию с теми, кто должен бы больше всех болеть за озеленение города. Что главные дендрологи, сменявшиеся в последнее время, с лёгкостью необыкновенной выдают разрешения на вырубку деревьев, с абсолютно несерьёзными требованиями по замещению вырубленного. Именно поэтому городские улицы вместо полновесных деревьев получают молоденькие деревца, редко выдерживающие год-другой, а после этого умирающие и бесследно исчезающие. Высаживать более-менее взрослые деревья у нас не умеют, вырастить рядом с зелёным старцем ДО его вырубки новое дерево - не желают, выделять территории, образующиеся после сноса старых зданий под озеленение - жадничают. А в то же время в Китае, в Пекине, на каждый жилой микрорайон запланировали организовать за счёт расчистки от строений ни много, ни мало - 20-25 гектаров парка; Гонконг и Сингапур под парки отводят до половины территории... Да даже в Москве уже принято решение увеличивать площади парков и скверов. Например, на месте снесённого гостиничного комплекса "Россия" уже запланирован общегородской парк, а плановая площадь зелёных насаждений в расчёте на жителя обещана как в Лондоне - до 40 квадратных метров. У нас же, несмотря на официальные заявления о том, что эта площадь доходит до указанной цифры, по оценкам независимых дендрологов она составляет 6,5 "квадратов", а с учётом всех положенных условий - и 3-4. Это при минимально необходимой для здоровой среды площади в 22 "квадрата" парковых и лесопарковых внутригородских зон на одного жителя города.

Тут нужно сделать ещё одну оговорку. Речь идёт о деревьях. Цветочки во дворах и на клумбах и подстриженные "под ноль" газоны не в счёт. Причём деревья должны быть полномерные, с развитой кроной, а не обкорнанные так называемой "санитарной обрезкой" не то высокие пни, не то короткие стволы с пятью-семью такими же изуродованными сучьями. И приезжавшая в Иркутск недавно московская комиссия не нашла в городе ни одного - подчеркиваю ещё раз: НИ ОДНОГО! - соответствующего современным требования парка, лесопарка или сквера. Включая "Академовский лес", в котором должно быть освещение, дорожки и места отдыха - хотя бы скамейки, а не гаражные кооперативы, разрастающиеся и расползающиеся, как плесень, а тем более - не стройки. И бывший ЦПКиО, а ныне нечто уже вырубленное, но ещё даже не продуманное, так - нечто невразумительное.

А исследования, между прочим, утверждают: в тех дворах, в которых есть не менее пяти полномерных деревьев, как бы само собой возникает дворовое сообщество, а во дворах, в которых нет возможности посидеть на скамеечке "под сенью древ", обычно легко возникают мусорные свалки, грязь, вандализм и прочий негатив.

К слову позволю себе небольшое отступление, экскурс в недавнюю совсем историю. Так вот, в тех дворах, где люди сплотились вокруг своих деревьев, горностаевую моль уничтожали полно и успешно. А вот на соседних участках улиц, где деревья обрабатывали соответствующие фирмы, эта тварь резвилась в своё удовольствие... И опять к слову: в торжественных реляциях, оглашавших трудовые успехи муниципальных борцов с вредителем, речь шла о тысячах обработанных от моли деревьев. Так вот: в это число чиновники ничтоже сумняшеся внесли каждый стволик каждой живой изгороди, побрызганной смертельным для моли препаратом. Помните, что такое "живая изгородь"? Такой кустарничек до метра с небольшим высотой, со стволиками на расстоянии в воробьиный скок друг от друга. Ну вот, их и считали. А ведь на этих самых изгородях листва всё равно была вся в паутине и съедена большей частью... По словам Кузеванова, моль-то у нас в городе отходит, но биологи знают, что на подходе два других вредителя, почище моли. Как-то будет с ними управляться ведомство г-на Чубука? Не лучше ли будет сразу честно объявлять мобилизацию бабушек и подростков с вёдрами горячей мыльной воды и вениками?

Если городские власти, гордской бизнес и городское сообщество не одумаются и не возьмутся за сохранение и восполнение доживающего свой век отравленного неблагополучными условиями советского зелёного наследия (и за восстановление дендрологического разнообразия родного города), Виктор Яковлевич с горечью предрёк Иркутску судьбу Детройта. В этом промышленном городе, центре автомобильной - и не только - промышленности "забили" на озеленение. И город понемногу, потом всё быстрее стал "опускаться". Люди уезжали в поисках лучших условий жизни, лучшего воздуха для своих семей. И город деградировал, стал неблагополучным.

Если сделать скидку на общий уровень жизни населения, да на остальные области жизни областного центра, то, боюсь, мы уже далеко переплюнули Детройт. И стараниями некоторых депутатов-"хозяйственников" как минимум улицы города скоро окончательно превратятся в гигантские выставки рекламных билбордов и растяжек, между которыми деревьев не останется вовсе - только вазоны с петуньями да искусственными розочками. А горожане будут активно садить на улицах, в городских лесах, в бывших парках и скверах деревца. О которых чиновники будут радостно писать отчёты, а ретивые строители, дорожные службы и ремонтные организации будут столь же регулярно выкорчёвывать и ломать.

Говорите, в Америке бетонные джунгли? Говорите, догоним и перегоним?

...Ну-ну...

URL: https://www.babr24.news/irk/?ADE=120844

Bytes: 8033 / 8033

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- Джем
- ВКонтакте
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Анна Машерова, редактор.

На сайте опубликовано 114 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Экология" (Иркутск)

Непрошенные гости Байкала: итоги викторины Бабра

Бабр не раз рассказывал читателям об удивительных эндемиках Байкала – организмах, которые обитают исключительно в озере и нигде больше. Но есть и такие виды, которые попали в водоём случайно и теперь вредят его экосистеме. Телеграм-канал «Бурятия. Бабр.

Есения Линней

ЭкологияНаука и технологииБайкал Бурятия Иркутск

6364

29.07.2025

Иркутские леса в 2025 году: когда посадки не перекрывают катастрофу

В Иркутской области всё ещё горят леса, развиваются очаги вредителей, а прогнозы на второе полугодие — далеко не оптимистичные.

Анна Моль

ЭкологияГеоИркутск

7093

29.07.2025

Когда отчёты расходятся с реальностью: как живёт Иркутская область с мусором, запахом и пылью

На этой неделе в Иркутской области подвели итоги года. Министры один за другим отчитывались о проделанной работе. В зале — слайды, таблицы, проценты. Министр природных ресурсов и экологии Светлана Трофимова с удовлетворением сообщила: по всем ключевым экологическим показателям есть прогресс.

Анна Моль

ЭкологияЖКХПолитикаИркутск

10675

25.07.2025

Защитить нельзя уничтожить: Сергей Тен и закон «Об охране озера Байкал»

Если бы работа межфракционной группы «Байкал», возглавляемой депутатом Госдумы Сергеем Теном, оценивалась по количеству заседаний и фотоотчетов, ее можно было бы назвать образцовой. Но когда речь заходит о реальных действиях по защите уникального озера, картина оказывается удручающей.

Лилия Войнич

ЭкологияОбществоПолитикаИркутск Байкал

10419

24.07.2025

Микропластиковая чума 3.0. Байкал, сети, продукты и пластиковые пакеты за 9.99

Микропластик перестал быть темой научных журналов. Он везде: в воде, в воздухе, в еде, в организме человека. Его находят в Байкале, в Ангаре, в замёрзших озёрах Якутии, в организме новорождённых и в сердечной ткани взрослых.

Анна Моль

ЭкологияНаука и технологииЗдоровьеИркутск Россия Байкал

9972

23.07.2025

«Свинарник под каждым кустом»: почему Иркутск захлёбывается в мусоре

В Иркутске за полгода убрали больше 1800 несанкционированных свалок. Почти семь тысяч тонн мусора вывезли из дворов, лесов и с обочин. Работы ведутся по контрактам — с подрядчиками, управляющими компаниями, но, как ни странно, город чище не становится.

Анна Моль

ЭкологияОбществоЖКХИркутск

9916

23.07.2025

В Усолье-Сибирском снова нашли нефть под землёй. Только теперь площадь загрязнения больше, чем весь город

Очищают, ликвидируют, демонтируют — а нефть в почве всё течёт и течёт. В Усолье-Сибирском официально зафиксировано более 1600 гектаров загрязнённых земель. И это не метафора.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск

12465

16.07.2025

Байкал тонет в фекалиях и равнодушии

Река Снежная, питающая Байкал, превращается в сточную канаву. Канализация из посёлка Выдрино сбрасывается в воду, где обитают краснокнижные рыбы и байкальские эндемики. Берега покрыты зелёной слизью, в воздухе – стойкий запах фекалий.

Есения Линней

ЭкологияЭкономика и бизнесЖКХБурятия Байкал Иркутск

17699

15.07.2025

Штрафы, свалки и жалобы: как в Иркутской области борются с мусором

Если вы регулярно ставите машину у мусорных баков, мешая их опорожнению, стоит пересмотреть привычку. С 2025 года за такие действия можно получить штраф — для обычных граждан от двух до четырёх тысяч рублей, для должностных лиц — до пятнадцати тысяч, а для юридических — до пятидесяти.

Анна Моль

ЭкологияЖКХЭкономика и бизнесИркутск

10408

14.07.2025

Байкал под пилой: зачем власти настаивают на сплошных рубках в охраняемой зоне

С 2022 года вокруг одного законопроекта не утихают споры. Речь идёт о поправках к закону «Об охране озера Байкал», которые могут разрешить сплошные рубки в самом сердце охраняемой природной территории — на островах Байкала и в прибрежных лесах.

Анна Моль

ЭкологияПолитикаЭкономика и бизнесИркутск Байкал Бурятия

15673

08.07.2025

Северный мусорный оператор: год спустя — та же схема, те же проблемы

Первого июля исполнился ровно год с того момента, как в Братске и северных районах Иркутской области начал работать новый региональный оператор по обращению с отходами — ООО «Северный региональный оператор ТКО». Формально новый.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесПолитикаИркутск

13889

03.07.2025

Земля под вопросом: что на самом деле решил Конституционный суд по Прибайкальскому нацпарку

Конституционный суд РФ впервые официально признал: с правовым режимом сельхозземель внутри Прибайкальского национального парка всё не так просто.

Анна Моль

ЭкологияПолитикаНедвижимостьИркутск Байкал

18027

30.06.2025

Лица Сибири

Карпик Александр

Шершнев Денис

Хрычов Николай

Алексеева Эмма

Пимашков Петр

Воронов Анатолий

Лаховский Андрей

Чайкисова Анастасия

Колесов Роман

Афонин Юрий