Реформа МСУ: детские метания неместного самоуправства

Это не реформа. Это - г”вно. Думаю, многие депутаты, даже из числа высокопоставленных, в душе со мной согласятся.

Оставим на время разговоры о сущностной подоплеке так называемой реформы местного самоуправления. Правы те, кто говорит, что данная «реформа» с большой долей вероятности приведет к окончательным похоронам того самого самоуправления. Cегодня нас интересует даже не это - в конце концов и от нынешней местечковой власти с его нищими деревенскими «парламентами», мэрами-самодурами и депутатами-лоббистами толку было, скажем так, не слишком. Иркутск тому типичный пример - вроде бы и мэр народный и Дума легитимно избранная, однако ям на дорог меньше не становиться, а горностаевая моль, вопреки стенаниям товарищей в кабинетах, уже настроилась в очередной раз съесть городскую листву.

Но, повторюсь, сегодня не будем о грустном. Проговорим о другом - о механизме принятия решений в разрезе грядущей «реформы».

Все интересанты - от губернаторов до журналистов - уже давно привыкли, что правила игры в России меняются каждые 4-5 лет, причем, курс меняется иной раз весьма кардинально. В 2004 году наверху решили, что глав регионов лучше назначать, а не выбирать. Ok. В 2011 году развернули лодку в прямо противоположную сторону - и вот уже губернаторы выстроились в очередь у дверей Администрации президента, выпрашивая разрешения идти на прямые выборы. С начала и до конца нулевых считалось, что партийную движуху надо бы ограничить, сведя всю демократию к борьбе двух-трех неповоротливых и мало отличимых друг от друга партийных монстров, лишенных не только идеологии, но даже мотивации прийти к реальной власти. Однако теперь у нас по стране сто с чем-то там партий - одних клонов КПРФ штук десять. Раньше считалось, что существует стремление начальства избирать лояльных и безликих депутатов по партийным спискам. Теперь бал правят депутаты-одномандатники.

И так во всем - никакой последовательности и желания выстроить игру стратегически. Вместо этого постоянная смена повестки с единственным желанием сохранить видимость управляемости в лице главного распорядителя - Кремля.

Между тем, именно на региональном уровне политическая системах за последние десять лет более менее сложилась. Исправно выбираются парламенты субъектов РФ и Думы муниципалитетов, мэры бодаются с губернаторами, депутаты делят полномочия, исполнительная власть пилит бюджеты. КПД почти нулевое, но зато имеется призрак стабильности. Опять же - Иркутск типичный пример. Дума города избирается по практически неизменным правилам (35 округов) уже много лет, то же самое можно сказать про региональное Заксобрание, правила выборов в которое существенно не менялись уже лет 15. Все знают, что каждые 5 лет столица области выбирает мэра - скандально, шумно, но выбирает. Все это знают, все к этому привыкли.

И вот в декабре 2013 года Владимир Путин то ли с бодуна, то ли с подачи неких умудренных советников внезапно брякнул про то, что хорошо бы, мол, приблизить власть к народу и отреформировать местное самоуправление. Че? Каво? Кто-то просил о реформе? Регионы и муниципалы хотели больше дотаций и дополнительные барыши с налогов - это было. Но желающих кардинальной ломки системы не наблюдалось.

А ломка последовала - да еще какая. Фактически с самого Нового года власть в муниципалитетах нездорово трясет - что-то там опять удумали москвичи? Чем удивят? Москвичи и сами не знают - Папа приказал делать, а как делать не сказал. Они и придумали - уже в начале весны какие-то клоуны-единороссы, фамилии которых никто не может запомнить, выкатили на гора проект реформы, сводившийся в основном к тому, что всенародных мэров в Дум больше не будет, а будет дурной клон советской системы с ее райсоветами и сотнями депутатов, в каждом дворе по паре. Реальные полномочия и бабки при этом предлагалось оставить сити-менеджерам и местным администрациям - и те и другие должны были «избираться» при самом непосредственно участии губернаторов.

В этом была определенная логика - спустить «вертикаль власти» до самого низа, до городского и поселкового уровней. Выстраивалась цепочка: Кремль - губернаторы - сти-менеджеры (мэры). Эта модель совершенно не подходила для огромной и такой разной России, но в целом укладывались в дремучие представления путинского окружения о «сильной власти».

Однако уже к апрелю стало понятно, что в столь радикальном варианте реформе не дадут хода. Папа такого не одобрит. Не в его стиле. В итоге получилось, как обычно - сначала всех запугали отменой выборов, а потом сделали два отступных шага и сказали - ребята, а решайте как вы сами. Были высосаны из пальца аж четыре модели закона - регион вправе определить какую из моделей привести в жизнь у себя. Тут вам полный набор. Хотите прямых выборов мэров? Пожалуйста. Желает сто депутатов и сити-менеджера от губернатора? На здоровье.

Таким образом, жесткое решение привести всю властную машину РФ к одному кремлевскому знаменателю не будет доведено до логичного завершения. Но и по старому жить не дадут. Будет, извиняюсь за выражение, хрен знает что.

Реформа получилась сырая, непродуманная и в конечном итоге абсолютно никому не нужная. Давайте честно - кто-нибудь может сегодня внятно сказать, какие конкретно цели преследовали создатели закона? Кто-нибудь представляет, что будет с местной властью через год-другой после принятия реформы? Этого, кажется, не знают даже в Кремле.

Вся тема с реформой выглядит банально - Путин что-то брякнул. Никто не понял, что именно, но все засуетились. Выкатили законопроект - глупую кальку с советской модели. Приняли сразу в двух чтениях. Потому что надо, потому что приказали. При это ответственность на себя взять никто не захотел - все свалили на регионы. А регионы, понятно, и сами не рады - чтобы это понять достаточно посмотреть на кислую мину одного из главных законников иркутского Серого дома Алексея Петрова, который на последних депутатских слушаниях честно признался, что просто не знает, как будет работать реформа, потому что этого не знает никто.

Особенно омерзительно выглядят так называемые «слуги народа» - в иркутском случае это спикер Людмила Берлина, ее зам Сергей Брилка и гос законодатель Борис Алексеев. Добавим сюда молчаливое большинство «Единой России» в ЗС, а так же депутатов Думы Иркутска, поддержавших реформу. Никто не возразил, никто даже не задал простого вопроса: «Зачем?» Дружно взяли под козырек и подмахнули. Потому что у всех дачи, пенсии, дети за границей и бабки на счетах в госбанках. Потому что не депутаты, а шестерки.

Печальнее всего, что даже эти провинциальные депутаты-подпевалы в кулуарных разговорах ругают реформу почти в голос. Никто не знает, что будет, и все боятся потерять насиженные места.

Ребята, тот разброд и шатание, который происходит в регионах; тот бардак и лажа, который творит Госдума, никак нельзя назвать «вертикалью власти» и «сильным государством». Все прекрасно понимают, что реформа МСУ - г”вно и принимать ее не надо. Но сказать об этом прямо ни у кого духу не хватает. Ну вылитая банда, трясущаяся перед гневом Пахана.

Cегодняшние события - большой позор отечественных парламентаризма и государственности. А все, кто принимает участие в этом вымученном фарсе и блеянии - позорники.

URL: https://www.babr24.news/irk/?ADE=126184

bytes: 7319 / 7238

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Марк Блок, колумнист.

На сайте опубликовано 81 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Политика" (Иркутск)

Девочкина грамота: инфляция парламентского почета в Прибайкалье

Не будет преувеличением сказать, что ходатайство о вручении почетной грамоты Заксобрания Иркутской области – для большинства депутатов парламента единственная реализуемая возможность сделать хоть что-то полезное для своих избирателей. Единственная.

Георгий Булычев

ПолитикаОбществоСкандалыИркутск

5528

28.03.2024

Нам пишут: ангарская транспортная монополия. Под присмотром «своего» мэра

Житель Ангарска о наболевшей проблеме непомерной стоимости проезда в общественном транспорте города и откровенном равнодушии властей на все запросы и предложения жителей. Стилистика орфография и пунктуация автора сохранены.

Сергей Кузнецов

ПолитикаТранспортСкандалыИркутск

3467

28.03.2024

Инициализация Модестова: испытание медным ТАССом

Тяжелое крещение информационным боем проходит сейчас новый глава минздрава Андрей Модестов. В процессе арестов двух его предшественников и за более чем два года отсутствия настоящего министра (а все понимали это так вне зависимости от личности разных и.о.

Георгий Булычев

ПолитикаОбществоИркутск

7307

27.03.2024

Три года: полет ненормальный. Маргарита Цыганова и министерство ничегонеделанья

Странное и мертворожденное дитя иркутской бюрократической мысли – министерство молодежной политики региона – в этом году «празднует» свое восьмилетие.

Глеб Севостьянов

ПолитикаМолодежьИркутск

8460

26.03.2024

Первый после спикера. Сессия Заксобрания: онлайн Бабра

На мартовской сессии Заксобрания Иркутской области депутаты начали перекраивать структуру руководства парламентом: скоро здесь будет должность первого заместителя спикера.

Георгий Булычев

ПолитикаИркутск

12376

26.03.2024

Телеграм Иркутска за неделю: тулунское крушение и фиктивное назначение Алдарова

Бабр представляет еженедельную подборку главных событий Иркутской области по версии телеграм-каналов с 18 по 24 марта включительно.

Глеб Севостьянов

ПолитикаСкандалыИркутск

9759

25.03.2024

Блогнот. Про результат выборов в Иркутской области

Иркутская область заняла 6-е с конца место по явке на Президентских выборах. Именно явка была главным показателем успешности или неуспешности региональных властей по организации этого важного процесса. Регион показал в итоге чуть больше 63% и это один из самых низких показателей в стране.

Сергей Кузнецов

ПолитикаИркутск

9153

22.03.2024

Тулунский «Спрут»: карты следователей, деньги бюджета, два ствола

По итогам длящегося уголовного разбирательства в Тулуне, видимо, можно будет снимать захватывающий сериал вроде известного «Спрута».

Георгий Булычев

ПолитикаОбществоКриминалИркутск

18716

21.03.2024

Экскурсия в медвежью берлогу: расклады на муниципальную кампанию – 2024

В телеграм-каналах, аффилированных с правительством региона, ненавязчиво анонсировали старт праймериза иркутской «Единой России». Он назначен на 26 марта 2024 года. На старт, внимание, марш, как говорится. Ну что, кому в этом году «нарисуют» победу?

Глеб Севостьянов

ПолитикаИркутск

7169

21.03.2024

Саянск: удастся ли избежать возвращения в безнадегу?

В российской политике всегда многое (если не все) зависит от величины личности руководителя. Соответственно, один человек может обеспечить резкий рывок в развитии территории, но с уходом такого управленческого таланта машина встанет...

Георгий Булычев

ПолитикаИркутск

10389

20.03.2024

Больше не красный пояс? Последний провал иркутских коммунистов

Результаты выборов президента Российской Федерации для Иркутской области оказались неожиданными. И речь сейчас не о замусоленной вдоль и поперек теме явки избирателей в регионе, а о результатах кандидатов, которые в Иркутской области оказались весьма и весьма неоднозначными.

Глеб Севостьянов

ПолитикаИркутск

10181

20.03.2024

Улучшение законодательства для защиты животных: новые правила для цирков и дельфинариев

Положение о федеральном государственном контроле в области обращения с животными является документом, регулирующим в России вопросы контроля и надзора за обращением с животными. Недавно были внесены существенные изменения в этот документ — менее чем через три года после его принятия.

Анна Моль

ПолитикаБратья меньшиеЭкономика и бизнесИркутск

4929

20.03.2024

Лица Сибири

Новокрещенов Николай

Нотман Константин

Дикусарова Наталья

Разумов Дмитрий

Саркисян Аркадий

Носков Петр

Богатырев Павел

Кобзев Игорь

Самойлович Владимир

Распопина Ирина