Как «льготная ипотека» убивает рынок недвижимости Иркутска

Несмотря на массовое обнищание домохозяйств и снижение покупательной способности граждан в Иркутске стремительно дорожает жилье. Рост цен столь масштабен, что впору говорить о надвигающемся коллапсе.

БАБР неоднократно писал про риски так называемого ипотечного пузыря, созревшего в России после запуска программы льготной госипотеки:

Пир во время Сovid: в России созрел ипотечный пузырь

Тревожная осень: ипотечный пузырь и просроченные кредиты

Правительство Михаила Мишустина продлило льготную ипотеку до 1 июля 2021 года. Эксперты предупреждают, что все позитивные эффекты программы уже исчерпаны, дальше можно ожидать охлаждения рынка и роста неплатежей. Здесь важно понимать, что программа изначально задумывалась не как мера по облегчению жилищного кредита, а как тактическое средство поддержания стабильности на строительном рынке. Иными словами, спасали прежде всего крупных застройщиков. В этом плане льготная ипотека себя полностью оправдала: девелоперы отчитываются о 30-50% росте доходов по сравнению с 2019 годом.

Для граждан ситуация менее однозначна. До старта программы люди брали ипотеку под 8-10%, теперь — под 6,5%. Казалось бы, выгоды налицо. Однако выигрыш в ставке с лихвой перекрыт ростом цен, который в среднем по стране уже составил более 10% для новостроек. На разгон ценников играют и другие факторы: отмена долевого строительства (с 1 июля 2019 года) и отток денег с депозитов из-за понижения ставки ЦБ до исторического минимума.

Последний пункт заслуживает особого внимания: огромное число квартир продается «инвесторам», которые хотят с помощью недвижимости защитить свои накопления, расценивая этот актив как привычную альтернативу депозитам. Слово «инвестор» взято в кавычки не случайно. В реальности такого рода вложения дают больше вреда, чем пользы — трех и пятилетние налоговые барьеры НДФЛ ограничивают возможности для спекуляций, а продажа с длинным плечом зачастую оборачивается тем, что всю прибыль съедает инфляция и девальвация. Применительно к рынку в целом подобные «инвестиции» создают дисбаланс спроса и оказывают давление на цены.

Все перечисленные факторы — льготная ипотека, сворачивание долевки и перевод накоплений в недвижимость — делают ситуацию крайне нездоровой. В стране жесткий кризис, доходы падают, покупательная способность граждан и домохозяйств находится на многолетнем дне. А цены на квартиры растут, причем галопирующими темпами.

Поговорим про Иркутск

В 2016-17 годах, на излете предыдущего кризиса, цены стагнировали, а местами даже падали, что отражало общую социальную и экономическую апатию общества. Так среди городских новостроек цена квадрата колебалась у отметки 56 тысяч рублей, среди вторичного жилья — 55 тысяч рублей. Первая волна подорожания пришлась на 2018-19 годы, когда рынок начал оживать, подстегиваемый не только вялым оптимизмом домохозяйств, но и страхом перед строительной реформой, предполагавшей монополизацию и банкротство значительного числа малых и средних фирм (эти опасения по большей части подтвердились). К концу 2019 года средняя цена квадрата в новостройке Иркутска выросла до 63 тысяч рублей, на вторичном рынке — до 64 тысяч рублей.

А потом наступил 2020 год. Льготная ипотека. Ура. За январь-сентябрь цены на первичном рынке выросли на 21% (!), до 75 тысяч рублей за квадрат, на вторичном — до 74 тысяч рублей. Расклад по отдельным района впечатляет еще сильнее: например, цена квадрата в новом доме Октябрьского района выросла до 80 тысяч рублей, а в центральном Кировском районе —до 95 тысяч рублей. Такой уровень цен сложно назвать адекватным, ведь он никак не соотносится с динамикой доходов горожан.

Возьмем Ленинский район Иркутска, который в силу исторических особенностей всегда считался дешевым (и неблагополучным). В 2016 году квадрат нового жилья здесь стоил около 41 тысяч рублей, к сентябрю 2020 года он подорожал до 59 тысяч рублей (рост на 43% или 18 тысяч). Или неблагоустроенный и депрессивный Куйбышевский район: за четыре года цена квадрата здесь выросла с 44 до 72 тысяч рублей (+ 63% или 28 тысяч). Интересно, а на сколько за эти годы выросли реальные располагаемые доходы жителей указанных районов?

Ситуация абсурдна: в микрорайоне Березовый Марковского МО, который давно укрепился в статусе одного из главных пригородных гетто Иркутска, цена квадрата подскочила до 63-70 тысяч рублей, притом что еще два года назад цены не превышали 50 тысяч рублей, а на этапе строительства (2014-16 годы) застройщик отдавал квартиры по 30 тысяч за квадрат. Безумие, по другому и не скажешь.

Иркутский рынок недвижимости чудовищно перегрет, это очевидно. И самое печальное, что такой расклад неизбежно отсекает от покупки жилья самую нуждающуюся прослойку — молодые семьи, ведь когда цены растут на 20-25% в год никакая льготная ипотека уже не помощник. Кто выигрывает от этой вакханалии? Прежде всего, строительные бароны, которые получают сверхприбыли, спихивая «инвесторам» и перекупщикам все свободные объемы, причем качество жилья волнует и тех и других в последнюю очередь — они не собираются в нем жить.

URL: https://www.babr24.news/irk/?ADE=206361

Bytes: 5501 / 5104

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- Джем
- ВКонтакте
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Леонид Федоров, редактор журналистских расследований.

На сайте опубликовано 419 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Экономика и бизнес" (Иркутск)

Группа «Илим» призывает помощь государства

Целлюлозно-бумажная промышленность России рискует скатиться в убытки на фоне высокой ключевой ставки, укрепления рубля, сужения экспортных направлений и снижения спроса на внутреннем рынке.

Георгий Булычев

Экономика и бизнесИркутск

7432

29.10.2025

Инсайд. Зеленые инвестиции: откат на 9 лет назад

Рост экологических инвестиций российского бизнеса по итогам 2024 года снизился до минимального уровня за последние 9 лет. По данным FinExpertiza, в прошлом году предприятия инвестировали на природоохранные капитальные инвестиции 375,3 млрд руб., что на 1,1%, или 4 млрд руб.

Василий Чайкин

Экономика и бизнесЭкологияМир

3337

27.10.2025

Вывезут ли свиньи клан Сумароковых?

Пока в Иркутской области нет министра сельского хозяйства. Этот воз сейчас везет замминистра Марина Кожарина, но вряд ли это тот человек, которого поставят перманентно. Слева Илья Сумароков, справа Марина Кожарина Кто будет министром? Вопрос принципиальный.

Георгий Булычев

Экономика и бизнесПолитикаИркутск

12261

22.10.2025

Прилетело от суда, или Подсудный терминал аэропорта

Война вокруг нового терминала прилета иркутского аэропорта, введенного в эксплуатацию летом 2025 года, достигла своего апогея. Разбирательство, которое тянется с момента его открытия, дошло до Верховного суда РФ, где 5 ноября должна решиться судьба ключевого для региона объекта.

Глеб Севостьянов

Экономика и бизнесПолитикаТранспортИркутск

21723

16.10.2025

Группа «Илим» и министр Кирдяпкин: «У вас есть план, мистер Фикс?»

В двух параллельных мирах умудряется существовать группа «Илим», которая заготавливает в Иркутской области 70 процентов своего сырья и имеет здесь же свои крупнейшие предприятия.

Георгий Булычев

Экономика и бизнесПолитикаИркутск

17512

10.10.2025

«Сегежа групп»: сотрудники ликвидируются сокращением и... физически

После того как Бабр опубликовал данные о сокращении не менее тысячи сотрудников предприятия «Сегежа групп» в Усть-Куте (известного как «ТимберТранс» и ТСЛК), компания выкатила релиз.

Георгий Булычев

Экономика и бизнесПолитикаОбществоИркутск

19892

08.10.2025

Денежки на потом: бюджетный маневр Иркутской области

Все чаще и тревожнее звучат обсуждения предстоящей корректировки бюджета Иркутской области. Страшное и непонятное для большинства слово «секвестр» зависло над казной региона. Но что на самом деле происходит в бюджете? И чем это грозит простым иркутянам? А развитию региона?

Глеб Севостьянов

Экономика и бизнесПолитикаИркутск

24951

07.10.2025

Меняет золото на никель? Сомнительная рокировка «Полюса»

В крупнейшей российской золотодобывающей компании «Полюс» ожидаются значительные кадровые изменения.

Лилия Войнич

Экономика и бизнесРоссия Иркутск Красноярск

21378

02.10.2025

Дети на голодном пайке: как чиновники и подрядчики довели школьное питание до скандала

Иркутск живет в состоянии настоящего коммунального триллера. В центре сюжета — школьные столовые, которые внезапно оказались пустыми, а дети — без обедов. Родители в панике, учителя вынуждены сокращать уроки, а чиновники и депутаты перекладывают ответственность друг на друга.

Анна Моль

Экономика и бизнесСкандалыОбществоИркутск

20528

01.10.2025

Почему иркутский бизнесмен Прокофьев считает, что почти каждый диабетик России должен ему 108 рублей?

Это уже третий материал о главном воротиле иркутской коммерческой медицины Сергее Прокофьеве.

Ярослава Грин

Экономика и бизнесЗдоровьеСкандалыИркутск

31852

29.09.2025

Группа «Илим» не желает платить 2,3 миллиарда за экологический вред

История о том, как Росприроднадзор пытается взыскать с группы «Илим» 2,3 миллиарда рублей, успела немного порасти мхом. И вроде как стало казаться, что хозяевам компании Захару Смушкину и братьям Михаилу и Борису Зингаревичам удалось удачно порешать этот вопрос.

Георгий Булычев

Экономика и бизнесЭкологияПолитикаИркутск

16596

28.09.2025

Ну вот и приехали. «Сегежа групп»: минус 1400 сотрудников в Сибири

Сюрприз для лесной отрасли Иркутской области от компании «Сегежа групп» ко Дню работников леса: появились сообщения, что она консервирует на неопределенный срок свой лесоперерабатывающий комплекс в Усть-Куте. Это приведет к увольнению около тысячи сотрудников.

Георгий Булычев

Экономика и бизнесПолитикаОбществоИркутск Красноярск Бурятия

25470

25.09.2025

Лица Сибири

Ашуркова Юлия

Мешкова Анжелика

Наумов Николай

Юмашев Евгений

Песчинская Ника

Назаров Валерий

Алешина Надежда

Чимэдийн Сайханбилэг

Наумов Игорь

Апрелков Николай