Московские уличные войны: верните мой 2011 год

В столице России прошли уличные манифестации и столкновения с Росгвардией, масштаб которых сопоставим только с протестами зимы 2011-12 годов, что само по себе говорит о многом. Эти протесты надо осмыслить, а лучше — понять, как и куда будет развиваться ситуация в стране на их фоне.

Коротко о главном: недавний согласованный митинг на проспекте Сахарова в центре Москвы, ставший апофеозом брожений последнего месяца, собрал 50-60 тысяч человек, что сопоставимо с выступлениями в декабре 2011 года, когда на тот же проспект вышло 80-100 тысяч человек. То есть мы говорим о самых массовых оппозиционных выступлениях за последние восемь лет.

Эти восемь лет разделяет убийство Немцова, аннексия Крыма, горячая война на Донбассе, холодная— с Америкой, двукратная девальвация рубля, экономический кризис, ужесточение цензуры при заметном ограничении свободы слова и политических свобод. И, все же, когда я смотрю на протестующих москвичей, в моей голове неизбежно возникают картины пасмурной Москвы с толпами белоленточников и сцена на Сахарова, с которой молодой Навальный кричит: «Кто здесь власть?!»

Ниже я пройдусь по ключевым сходствам и различиям между протестами 2011 и 2019 годов. А потом мы поговорим о последствиях — немедленных и отложенных во времени.

Сходства

Протест носит локальный столичный характер. Поводом к нему стали вполне конкретные события: недопуск независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму. Заявленные требования вышедших на улицу граждан в общем и целом не выходят за рамки двух основных лозунгов: «Требуем допустить кандидатов до выборов», «Требуем остановить беспредел силовиков».

В 2011 году повестка была общефедеральной, связанной с махинациями на выборах в Госдуму и «припиской» «Единой России» нескольких миллионов голосов для получения большинства мест в федеральном парламенте. Однако и тогда люди по большей части выходили на улицы только в Москве, регионы эти выступления молча проигнорировали (за редким исключением).

24 декабря 2011 года, проспект Сахарова, крупнейший протестный митинг `белоленточной` эпохи.

Здесь мы подходим ко второму сходству — нежеланию московской оппозиции работать с региональной повесткой. Так было в 2011 году, так происходит и сейчас. Восемь лет назад эта ошибка стоила белоленточному движению всего: власть быстро пришла в себя и перехватила инициативу.

При этом надо учесть, что в последние годы регионы бурлят едва ли не сильнее, чем столица. Митинги «Он вам не Димон» в 2017 году стали самыми массовыми и масштабными (в том числе и с точки зрения географии) за всю современную историю России, включая социальные протесты 90-х. Это были многотысячные манифестации в десятках крупных городов от Калининграда до Владивостока.

2019 год: волнения и гигантская (по местным меркам) забастовка в Ингушетии, серия митингов против строительства храма РПЦ в Екатеринбурге, непрекращающиеся ожесточенные мусорные протесты в Архангельске и Коми, экологические и политические митинги против местных властей в ряде регионов Сибири.

То есть буквально: дают — бери. Регионы готовы протестовать, гражданское недовольство очень сильно, запрос на обновление зашкаливает, о чем говорят в том числе и результаты региональных выборов. Привет Усть-Илимску, где матерого кандидата от «Единой России» уделала 28-летняя домохозяйка. Однако Москва традиционно слепа к этим потенциям. Ретвитить и лайкать посты из провинции — это одно, но целенаправленно подхватывать и работать с местной повесткой — совсем другое. Такой работы не просматривается.

База протеста — образованный средний класс и молодежь. Здесь все без изменений. Протестуют молодые или сытые. Расширения протеста за счет других социальных групп не происходит. И это большой риск для оппозиционного движения в целом, ведь городская обеспеченная прослойка в России чрезвычайно тонка, а в эпоху «позднего Путина» она стала и вовсе полупрозрачной.

Протесты происходят на фоне снижения рейтингов власти. Осенью 2011 года электоральные позиции «Единой России» и Путина находились на похожих значениях, что и сейчас. Вспомните: тогда в эфирах независимых радиостанций постоянно мусолили неутешительные (для Кремля) результаты социологических опросов. Ходили разговоры о девальвации поддержки и нежелании видеть переизбрание Путина. Владимир Владимирович ответил на это Крымом и Донбассом, эффекта которых хватило на несколько лет. Однако крымская прививка больше не действует, ситуация быстро дрейфует в сторону исторически низких уровней поддержки режима.

Различия

Они сильнее и глубже, чем может показаться на первый взгляд.

Серия митингов в разгар дачного отпускного периода. Это что-то новое для России. Напомню, в прошлый раз протестовали зимой, все были максимально «накачаны» после «рокировки» в сентябре 2011 года и скандального подсчета голосов на выборах в Госдуму. Впереди было несколько горячих месяцев президентской гонки: то есть это был пик политического сезона, во всех смыслах. Сегодня мы наблюдаем что-то принципиально иное: люди десятками тысяч выходят на улицы по, казалось бы, пустячному поводу. Это симптом общего тренда, о котором я сказал выше — по всей стране растет недовольство качеством управления и огромен запрос на обновление элит.

Митинг на проспекте Сахарова 10 августа 2019 года.

Режим не предлагает альтернативы. В 2011-12 годах власть очень сильно испугалась революции и повела себя умно: были объявлены политические реформы, возвращены выборы губернаторов, либерализирована партийная система. Одновременно с этим Госдума включила режим «взбесившегося принтера», после чего последовал постепенный откат, переходящий в махровую политическую реакцию. Но это было проделано поэтапно, реформы задушили не сразу, а только после «усмирения Москвы», где к власти пришел «прогрессивный технократ» Сергей Собянин. А потом был Крым, и о протестах забыли надолго.

Сегодня страх власти проявляется иначе: она готова стрелять в толпу. Да, не обольщайтесь — это решение давно принято и соответствующий приказ будет отдан ровно в тот момент, когда люди перестанут разбегаться из-под дубинок ОМОНа и перейдут к ответным силовым действиям. Владимир Путин усвоил уроки украинского Майдана своеобразно. Никаких уступок. Или вы слушаете нас, или вами займется Росгвардия. Любые разговоры о реформах и послаблениях оставлены в прошлом.

Улица настроена жестче, чем восемь лет назад. Да, пока манифестации в основном мирные, а столкновения с «космонавтами» происходят, что называется, в одностороннем режиме избиения студентов и беззащитных женщин. Однако тот нажим, который демонстрирует общество в попытках отстоять «своих» (это было видно еще по делу Голунова) и, одновременно, максимально жестко опозорить, подвергнуть остракизму действия наиболее отмороженных «опричников», уже имеют все признаки гражданского противостояния, которое в отечественных реалиях с пугающим постоянством оборачивается гражданской войной.

Разделение на «своих» и «чужих» происходит прямо сейчас, это обоюдное движение (или, вернее, размежевание): росгвардецев накачивают ненавистью к «беспредельщикам», побитые студенты отвечают полной взаимностью.

Публичность вышла на новый уровень. Развитие телекоммуникаций и персональных гаджетов достигло той стадии, когда любые уличные протесты идут в режиме online, за ними можно следить из любой точки мира. Запись каждого удара дубинкой по голове мгновенно дает тысячи репостов и расходится по соцсетяим со скоростью верхового пожара. Это совершенно новый фактор: жесткие действия власти получают широкую огласку и вызывают небывалую волну критики, и, как следствие, встречного ожесточения со стороны граждан.

Что дальше

Мой прогноз лаконичен и неутешителен: ситуация тяжелая, мирных выходов из нее нет. Власть не пойдет на уступки. Если потребуется — будет стрелять. На что готова в этих условиях улица — вопрос открытый.

Повторю то, о чем писал летом 2017 года , с тех пор мое мнение не изменилось. Россия идет к новому «кровавому воскресенью». Нынешние протесты остаются контролируемыми и мирными ровно до того момента, пока не прольется кровь. Первый же труп (а его появление так или иначе неизбежно, простите за цинизм) выведет конфликт в новую фазу, сделает его перманентным и необратимым.

URL: https://www.babr24.news/?IDE=191820

bytes: 9229 / 8314

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Андрeй Темнов, независимый журналист.

На сайте опубликовано 1065 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Политика"

Под надежным ли крылом? Депутаты Госдумы от Иркутской области

Федеральная политическая элита переживает очередное переформатирование. Инаугурация президента прошла и совсем скоро пройдет преобразование кабмина и списка зампредов правительства.

Глеб Севостьянов

ПолитикаИркутск

2493

08.05.2024

Незаконно приватизированный Центральный стадион перешел в собственность Улан-Батора

На очередной апрельской сессии горсовета Улан-Батора депутаты обсудили судьбу Центрального стадиона города. Заместитель мэра по вопросам социальной сферы и экологии О.Номинчимэг представила ряд мер, которые необходимо принять в отношении объекта.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесМонголия

1784

08.05.2024

Инсайд. «Пономаренковщина»…

Неподробно о «Красноярском политическом болоте…» Результат на выборах президента РФ в крае оказался вполне приемлемым. И это считается почему-то достижением уважаемого 1-го заместителя губернатора края и руководителя его администрации Сергея Александровича Пономаренко (далее для простоты – САП).

Кирилл Богданович

ПолитикаСкандалыКрасноярск

3190

08.05.2024

С широко закрытыми глазами: финал праймериз «Единой России»

Последний день выдвижения кандидатов на праймериз «Единой России». Канва муниципальных выборов очерчена, определены основные игроки на предстоящих летних «гонках».

Сергей Кузнецов

ПолитикаИркутск

10680

07.05.2024

Депутатский контроль. Весеннее обострение Екатерины Собканюк: верните лагеря

Компанию «Карьероуправление» и ее директора – депутата Екатерину Собканюк в Томске знают все. Но отнюдь не с положительной стороны.

Алексей Серебряный

ПолитикаСкандалыМаразмТомск

3351

07.05.2024

Старый новый мэр: главой Минусинска стал Дмитрий Меркулов

Период безвластия в Минусинске, связанный с комичной ситуацией, когда на должность мэра не нашлось кандидатов, завершился. Седьмого мая депутаты местного горсовета единогласно выбрали нового градоначальника. Обошлось без сюрпризов – мэром стал Дмитрий Меркулов.

Александр Тубин

ПолитикаКрасноярск

3312

07.05.2024

Кризис монгольского телевидения: почему принцип общественной собственности не работает

На заседании постоянной комиссии Великого Хурала по государственному развитию депутаты обсудили проблемы, возникшие в «Монгольском национальном телевидении и радио» — старейшей вещательной организации Монголии, которая находится в «общественной» собственности.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесМонголия

2861

07.05.2024

Проклятие Элеватора: почему расширение дороги в сторону Октября — бессмысленная трата денег

Мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков продолжает тщетно пытаться победить пробки в районе Элеватора. Перенос пешеходных переходов, умные светофоры и запреты поворотов — сделано уже многое, а заторы не исчезают.

Виктор Кулагин

ПолитикаТранспортБурятия

5430

06.05.2024

Оставить наследие: Австралия первая поддержала Монголию в создании Фонда национального благосостояния

Парламент Монголии в апреле принял закон о создании Фонда национального благосостояния, суть которого — распределение денежных средств, полученных от эксплуатации государством стратегических природных ресурсов, между всеми гражданами страны.

Денис Большаков

ПолитикаЭкономика и бизнесОбществоМонголия

3689

06.05.2024

Телеграм Иркутска за неделю: мандраж Серебренникова, возвращение блудного Качина и новый «хозяин» Тулуна

Бабр представляет еженедельную подборку главных событий Иркутской области по версии телеграм-каналов с 29 апреля по 5 мая включительно.

Сергей Кузнецов

ПолитикаОбществоИркутск

8132

06.05.2024

Телеграм Красноярска за неделю. Андрей Береснев и Денис Шалюта

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в красноярском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 30 апреля по 6 мая включительно. Что происходит в Канске? Вторая неделя пошла с эпичного увольнения Андрея Береснева Михаилом Котюковым.

Анна Роменская

ПолитикаСкандалыЭкономика и бизнесКрасноярск

3625

06.05.2024

Выборы в Великий Хурал: разбор кандидатов с севера Монголии

Предвыборная кампания в Монголии набирает обороты, скоро партии официально объявят своих кандидатов. Восемь кандидатов от Монгольской народной партии (МНП) могут выдвинуться в северном IV округе, в который входят Булганский, Орхонский и Хубсугульский аймаки.

Виктор Кулагин

ПолитикаРасследованияСкандалыМонголия Россия

5721

06.05.2024

Лица Сибири

Мордовской Петр

Хасанов Геннадий

Зиннер Сергей

Стасюлевич Ольга

Купцевич Андрей

Минченко Андрей (Гедеон)

Абушеев Виктор

Яковлев Владимир

Шахов Николай

Калабин Геннадий