Леса Амазонии начали гореть в начале августа 2019 года. Как и в случае с сибирскими пожарами, количество очагов возгорания в Амазонии в 2019 году стало рекордным. Это при том что пожароопасный сезон в дождевых лесах ещё не закончился. Самый пик ожидается в середине сентября.
Огонь охватил три государства: Бразилию, Боливию и Перу. Некоторые города покрылись дымом. Даже дождевая вода была черного цвета из-за пепла.
«Я заметил разницу в Амазонии между своим первым полетом в 1999 году и последним, в 2016», - написал американский астронавт Скотт Келли в своём твиттере.
Если в Сибири действительно пожары могут возникнуть из-за природных явлений (молнии при сухих грозах), то в этих странах вина лежит исключительно на человеческих плечах. Основная причина амазонского огня – сельское хозяйство. Огромные лесные площади выжигают для крупномасштабного сельскохозяйственного производства. К сожалению, местные жители не знают или не хотят знать других способов расчистить территорию. То же касается и глав этих государств. Они скептически относятся к вопросам сохранения окружающей среды.
По информации Greenpeace, как раз за несколько дней до катастрофического распространения огня фермеры на юго-западе штата Пара в Бразилии устроили «День огня». Они одновременно разожгли огонь в нескольких районах леса.
Связь с Россией
Во-первых, планета – это одна большая экосистема, где всё между собой взаимосвязано. Чем больше горят леса, тем больше углекислого газа и сажи выбрасывается в атмосферу, тем сильнее нарушается способность лесных ландшафтов связывать и удерживать углерод, и тем сильнее меняется климат - а чем сильнее меняется климат, тем больше и интенсивнее горят леса по всей Земле. Поэтому пожары в Сибири имеют косвенную связь с пожарами в Амазонии. Впрочем, так же, как и пожары Амазонии влияют на пожары в Сибири.
Но есть и вторая причина. Как уже было сказано выше, дождевые леса горят из-за сельского хозяйства. Бразильским фермерам необходимы новые и новые территории для ското- и растениеводства из-за того, что растёт спрос на ту продукцию, которую они предоставляют. А так как они предоставляют дешёвую продукцию, то спрос растёт постоянно.
Дело в том, что наша страна является весьма значимым потребителем той сельскохозяйственной продукции, которая производится в странах амазонского бассейна. База данных FAOSTAT (информация о мировой продовольственной безопасности и сельском хозяйстве) представила самые популярные виды продукции, ввозимые в Россию из Бразилии:
Россия является не единственным импортёром, но занимает одно из первых мест. По факту же леса Амазонии сжигает весь платёжеспособный мир.
Енисей снова всплыл в повестке — на этот раз буквально. Масляное пятно, которое годами растекается по воде в районе Октябрьского моста, оказалось не просто сезонной аномалией или следствием несанкционированных сливов.
В Братском районе Иркутской области разворачивается история, которая вполне могла бы стать примером, как не стоит управлять отходами. На первый взгляд, причина проста: у единственного полигона твёрдых бытовых отходов в городе Вихоревке истёк срок действия лицензии.
Мэрия Новосибирска из всех сил пытается убедить горожан в том, что улица Урицкого всё же зазеленеет. В прошлом году администрация высадила более 900 кустарников и деревьев. Вот только этот «широкий» жест обошёлся слишком дорого. Перед тем как посадить саженцы, мэрия уничтожила 200 взрослых деревьев.
Байкал — озеро, которое знают во всем мире. Самое глубокое, самое чистое, с 20% всей пресной воды планеты. Его снимали в фильмах, о нём писали поэты, его берегами восхищаются туристы. Но в последние годы Байкал стал героем совсем другой истории — тревожной, запутанной, порой абсурдной.
На первый взгляд кажется, что в Красноярске наконец-то стало легче дышать. За окном весна 2025 года, и некоторые показатели загрязнения, если судить по данным, действительно снизились.
В Красноярском крае очередной нефтеразлив. Очередной слив неочищенных сточных вод. Очередное «мы разберёмся». И — как обычно — никакой реальной ответственности. Что-то подсказывает: разбираться никто не собирается. Потому что, похоже, всех всё устраивает. Кроме природы, конечно.
Этот планктонный рачок-фильтратор питается, фильтруя воду через специально устроенный ротовой аппарат и потребляя находящиеся там мелкие организмы. На ротовых щетинках остаются мельчайшие водоросли и даже бактерии, а чистая вода возвращается в Байкал.
Телеграм-канал «Бурятия. Бабр.
Есть места, о которых жители города предпочитают не вспоминать. Полигон «Автоспецбаза» — из таких. Он где-то там, за чертой Красноярска, в Емельяновском районе, и кажется, будто мусор просто исчезает, стоит только вынести пакет к контейнеру.
Электробусы в Красноярске должны были стать символом экологического прорыва. Потратили на них полмиллиарда рублей, а едут они по одному маршруту — из Северного в Тихие Зори.
Свалки появляются не сами по себе. Это не природное явление вроде дождя или пыльной бури. Свалка — результат чьей-то лени, безответственности или «авось пронесёт». И теперь Иркутская область расхлёбывает последствия: причём буквально на миллиарды рублей.
Изменение ФЗ «Об охране озера Байкал» остаётся одним из самых сложных вопросов на повестке, разделивших людей на два лагеря: за и против. Правительство Бурятии не первый год активно лоббирует поправки в закон, которые, по мнению многих экспертов, могут нанести непоправимый ущерб экосистеме озера.
В апреле 2025 года председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление, определяющее новый диапазон колебаний уровня воды в Байкале на ближайшие три года.
Теперь уровень воды в озере в 2025–2027 годах должен находиться в пределах от 456 до 457 метров по тихоокеанской системе высот.