Бурятская полиция проиграла войну против КПРФ. Суд поддержал Вячеслава Мархаева
Бурятская полиция продолжает нести серьезные репутационные издержки. Обе попытки министра внутренних дел республики Олега Кудинова наказать неугодную ему оппозицию закончились провалом — коммунисты вчистую переиграли генерал-майора.
Открытое противостояние между управлением МВД по Бурятии и республиканским отделением КПРФ началось после жесткого разгона Росгвардией митингов в Улан-Удэ в сентябре 2019 года. Подчиненные главы ведомства Олега Кудинова жестко избивали протестующих, недовольных официальными результатами мэра республиканской столицы и задержанием сторонников шамана-оппозиционера Александра Габышева. В ход шли дубинки и топорики — несколько человек получили серьезные травмы. Среди пострадавших было несколько коммунистов и их сторонников — неудивительно, что действия МВД подверг обструкции сначала Вячеслав Мархаев, а затем депутат Народного Хурала Баир Цыренов.
Мархаев на тот момент был сенатором от Иркутской области, и именно на сессии Совета Федерации 25 сентября 2019 года он выступил с разгромной оценкой действий силовиков в Улан-Удэ и попросил председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева дать этим самым действиям оценку. Коллеги по сенату, включая председательствующую Валентину Матвиенко, коммуниста поддержали, что, судя по всему, особенно разозлило Олега Кудинова, вынужденного отчитываться перед Москвой.
В январе 2020 года бурятская полиция обратилась в суд с иском о защите чести и достоинства. Генерал-майор Кудинов требовал признать слова Мархаева о неправомерности действий бойцов Росгвардии при разгоне протестов («блогер Дмитрий Баиров в результате силового захвата получил травму обухом топора», но несмотря на это «был привезен в суд») несоответствующими действительности, а самого сенатора хотел заставить выступить с опровержением в Совфеде и публично извиниться перед МВД. Суд удовлетворил иск, пусть и частично — обошлось без извинений, но слова коммуниста признали клеветой.
Однако юристы Мархаева подали апелляцию... и выиграли. 10 ноября Восьмой кассационный суд общей юрисдикции отменил решения нижестоящих судов и вернул дело на новое рассмотрение. С полным текстом мотивировочного решения по апелляции можно ознакомиться здесь, однако некоторые, особенно впечатляющие отрывки мы все же процитируем:
«...В соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности (абзац третий)».
«...В соответствии со статьями III и IV Декларации о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации, принятой 12 февраля 2004 года на 872-м заседании Комитета Министров Совета Европы, политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в СМИ, а государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в СМИ в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий».
«...Кроме того, из содержания оспариваемого высказывания усматривается, что Мархаев В.М. изложил мнение по поводу действий сотрудников полиции и Росгвардии в целом, никоим образом не затронув профессиональную деятельность истца — МВД по Республике Бурятия, следовательно, сведения, изложенные в высказывании и оспариваемые истцом, не могут быть признаны порочащими его деловую репутацию, а поданный им иск нельзя расценить как иск в защиту его деловой репутации».
Разгром полнейший — кассационный суд не только признал за Мархаевым право на свободу слова и высказывание своих убеждений без права обидчивым генералам за это его наказывать, но и фактически указал, что неисполнение Кудиновым своих обязанностей надлежащим образом имело место быть, и именно этот факт озвучил коммунист.
Теперь бурятским судам предстоит рассматривать иск по новой, но юристы уверены, что шансов у полиции нет, так как в таких случаях с выводами вышестоящих кассационных органов никто не спорит.
«Шанс, что суд нижестоящей инстанции не прислушается к кассации, стремится к нулю», — пояснил партнер коллегии адвокатов «Де-Юре» Антон Гуляев «Коммерсанту».
Таким образом, крестовый поход против оппозиции закончился для Олега Кудиновым полным провалом. Дело в том, что, вдохновившись первым успехом в виде частично удовлетворенного иска к Вячеславу Мархаеву, министр внутренних дел Бурятии атаковал и другого своего критика — депутата Народного Хурала Баира Цыренова. Тот на сессии республиканского парламента в марте 2020 года еще жестче, чем экс-сенатор, проехался и по действиям Росгвардии на митингах, и попытку Кудинова «заткнуть» Мархаева в суде.
Глава бурятской позиции тогда вышел из себя и спустя полгода подал иск и к Цыренову — с почти теми же формулировками, что и в предыдущей тяжбе. На этот раз фокус не удался, и Кудинову отказали сразу в суде первой инстанции. Что называется, не отходя от кассы.
Оспорив решение по Вячеславу Мархаеву лидеры республиканского отделения КПРФ довели войну с полицией до победы. Олегу Кудинову теперь придется как-то объяснять подчиненным, почему он не в состоянии защитить честь мундира — если она, по его же собственному разумению, была посрамлена надоедливыми коммунистами.
С таким успехом суд скоро начнет ведь наказывать бурятских полицейских и за пытки, которые при Олеге Кудинове стали в отделениях обычной практикой... А это уже настоящий приговор даже не для рядовых правоохранителей, а для их министра, которого они и выдадут правосудию первым делом.
Бабр продолжит внимательно следить за развитием событий.
Читайте также:
Корона для генерала Кудинова: как бурятская полиция заражает людей вирусом