Дмитрий Таевский, БАБР.RU

© Babr24.com

ЭкологияМир

15219

02.12.2006, 18:29

Росатом напрягся

Незаметная, казалось бы, на фоне общего политического кризиса в стране скромная пресс-конференция иркутских экологов по поводу хранения на территории Ангарского электролизно-химического комбината (АЭХК) внезапно вызвала сильную реакцию со стороны ряда СМИ, Росатома и входящих в него структур.

Буквально на следующий день после пресс-конференции в газете "Коммерсант" появилась интересная статья, казалось бы, напрочь опровергающая изыскания экологов (http://www.kommersant.ru/region/khabarovsk/page.htm?year=2006&issue=226&id=189321§ion=6613). В статье приводятся мнения сотрудников АЭХК и Техснабэкспорта - государственной компании в структуре Росатома.

Было бы трудно ожидать, что заинтересованные стороны сразу и откровенно признают правоту экологов. Начальник производственно-технического отдела АЭХК Александр Тетерин попытался обосновать бессмысленность экологических претензий тем, что пресловутых гексафторид урана - это не газ, а твердое вещество. Однако господин Тетерин совершенно забыл уточнить, в каких именно условиях это вещество становится твердым, а в каких - газообразным, и главное - насколько оно все-таки вредно для человека. Ведь известно, что вода тоже является твердым веществом - если его заморозить - и из него даже можно строить здания.

Да, в определенных условиях гексафторид урана - это твердое вещество, что не делает его менее опасным. При контакте с воздушными парами атмосферы это вещество создает ряд смертельно опасных для человека соединений, которые способны разноситься ветром на большие расстояния. Но, самое главное - гексафторид урана, подобно йоду, преобразуется в газ при малейшем нагревании, и тогда радиус его поражения увеличивается в десятки раз. Если же десятитонная цистерна с этим веществом оказывается в районе пожара или хотя бы просто резкого увеличения температуры - она взрывается ничуть не хуже приличной химической бомбы.

Генеральный директор АЭХК в интервью газете "Коммерсант" вообще договорился до того, что ни сам уран, ни отходы его обогащения не являются радиоактивными. Очень странное заявление для столь высокого лица - вполне вероятно, господин Шопен попросту забыл школьную физику и химию, либо, в лучших традициях российских чиновников, пытается убедить всех в том, что черное - это белое.

Пресс-служба ОАО "Техснабэкспорт" прямо заявила о том, что на АЭХК не ввозятся и не хранятся радиоактивные отходы, а "в рамках соглашений с европейскими компаниями на АЭХК поставляется стратегически важное урановое сырье, используемое для обогащения. Частично это позволяет закрыть дефицит урана в стране". Вот тут наблюдается интересная подмена понятий, которая, вероятнее всего, и будет в дальнейшем использоваться для забалтывания ситуации и борьбы с экологами при создании Международного ядерного центра в Ангарске.

Начать с того, что в России нет дефицита урана. Уран добывается в объемах, вполне достаточных для того, чтобы не только перекрыть всю потребность всех российских атомных станций, но и успешно продавать его за рубеж. Правда, по некоторым данным, еще в середине 90-х годов весь объем добычи урана на Краснокаменском месторождении был втихую продан в США, однако с 1991 года потребности России в уране упали в десятки раз, так как многие АЭС остались за нынешними границами страны, а вопрос о военном уране вообще был закрыт. Тот же самый "Техснабэкспорт" судится с министерством торговли США из-за ограничений на продажу российского урана за рубеж.

В любом случае сырье для обогащения может приобретаться в Казахстане, а никак не в странах Европы, где в принципе нет собственных месторождений. Если так называемое "сырье" ввозится из стран Европы - то это не природная урановая руда, а тот самый низкообогащенный гексафторид урана, который остается после первичного обогащения урана. И тут экологи совершенно правы: в России этот гексафторид дообогащается, однако отнюдь не для перекрытия дефицита урана в стране, а для возвращения дообогащенного урана назад в Европу. 90% же гексафторида урана, оставшегося после обогащения, остается в России - в качестве отходов.

Проблема в том, что то, что в Европе считается отходами ядерного производства, при пересечении границы России чудесным образом превращается в "сырье". И это естественно - так как ввоз ядерных отходов на территорию России категорически запрещен.

Само собой, признавать то, что на территории АЭХК складируются ядерные отходы из Европы, не станет ни один из высокопоставленных руководителей Росатома. Удивляет, однако, то, с какой скоростью отреагировали заинтересованные стороны на, казалось бы, весьма скромные предположения экологов. Что косвенно свидетельствует о том, что экологи попали в точку.

Между тем некоторые сотрудники того же АЭКХ прямо признают, что опасность существует, и она достаточно высокая. Так, технический директор и главный инженер АЭХК Сергей Кошелев дал ангарской газете "Время" большое интервью, в котором, в частности, сообщил:

"... нельзя сказать, что ГФУ полностью безопасен, он является вредным химическим веществом.

Обеднённый отвал после охлаждения и отверждения хранится на складе, расположенном на территории комбината, в специальных стальных ёмкостях.

Технология центробежного метода разделения изотопов урана, применяемая на комбинате, впервые была отработана в России и действует с 1963 года. Ничего принципиально нового с созданием МЦОУ не появится. "

Дмитрий Таевский, БАБР.RU

© Babr24.com

ЭкологияМир

15219

02.12.2006, 18:29

URL: https://www.babr24.news/?ADE=34404

Bytes: 5594 / 5376

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Дмитрий Таевский, БАБР.RU.

Другие статьи в рубрике "Экология"

Будущее детства — в переработке: что скрывают пластиковые игрушки и как мы можем изменить ситуацию

Пластик в нашей жизни повсюду. Он в обёртках, бутылках, элементах мебели и, конечно, в детских игрушках. Сегодняшние дети растут среди ярких пластиковых зверей, конструкторов и кукол, не подозревая, что весёлые цвета и формы могут быть далеко не такими безобидными, как кажутся.

Анна Моль

ЭкологияОбществоРоссия Иркутск Красноярск

3677

07.05.2025

Весна в реке Кая: вода пахнет химией, а власти — бездействием

Каждый иркутянин знает, где находится река Кая. Кто-то ездит мимо неё на работу, кто-то гуляет вдоль берега, кто-то живёт совсем рядом — в Маркова, Пушкино, Мельниково. И всё бы ничего, если бы в последние годы Кая не стала символом хронической экологической болезни.

Анна Моль

ЭкологияПолитикаИркутск

4860

06.05.2025

Свалка у Енисея: кто превращает землю в помойку?

В стороне от шумной трассы, в неприметной низине недалеко от Енисея — глухое место, где редко ступает нога инспектора. И именно здесь, по хорошо отработанному сценарию, растёт новая свалка. Её почти не видно с дороги — если не знаешь, можно проехать мимо.

Анна Моль

ЭкологияРасследованияКрасноярск

3886

06.05.2025

Забор, техника и молчание: жители Култука возмущены строительством на берегу Байкала

В посёлке Култук, на юго-западном берегу Байкала, снова неспокойно. Там, где раньше люди свободно ездили к воде, гуляли, загорали и купались, теперь стоит бетонный забор. Трёхметровые плиты заграждают проезд к берегу, рабочие роют болотину, гудят КАМАЗы, проведено электричество — стройка идёт вовсю.

Анна Моль

ЭкологияОбществоСкандалыИркутск Байкал

10171

05.05.2025

Инсайд. Нелегальное захоронение шпал вдоль БАМа

Ранее мы писали о том, как Котов, будучи руководителем ПМС303, инициировал замену шпал на участке между станциями Хани и Кичера. Эти шпалы, пропитанные креозотом и представляющие опасность для экологии, должны были быть утилизированы.

Фокс Смит

ЭкологияСкандалыБурятия Байкал

5943

04.05.2025

Сердце Сибири под прицелом науки: итоги викторины Бабра

Байкал находится под пристальным вниманием научного сообщества. В изучении этого природного феномена участвуют ведущие научные институты со всего мира, каждый из которых вносит свой вклад в понимание особенностей самого глубокого озера планеты. Телеграм-канал «Бурятия. Бабр.

Есения Линней

ЭкологияНаука и технологииБурятия Иркутск Байкал

6928

03.05.2025

Енисей течёт сквозь нефть: суд велел убрать «масляное пятно»

Енисей снова всплыл в повестке — на этот раз буквально. Масляное пятно, которое годами растекается по воде в районе Октябрьского моста, оказалось не просто сезонной аномалией или следствием несанкционированных сливов.

Анна Моль

ЭкологияРасследованияКрасноярск

6352

29.04.2025

Запах халатности: как Вихоревку накрывает мусорная волна

В Братском районе Иркутской области разворачивается история, которая вполне могла бы стать примером, как не стоит управлять отходами. На первый взгляд, причина проста: у единственного полигона твёрдых бытовых отходов в городе Вихоревке истёк срок действия лицензии.

Анна Моль

ЭкологияЖКХПолитикаИркутск

7050

28.04.2025

Варварство. Улица Урицкого не зазеленеет

Мэрия Новосибирска из всех сил пытается убедить горожан в том, что улица Урицкого всё же зазеленеет. В прошлом году администрация высадила более 900 кустарников и деревьев. Вот только этот «широкий» жест обошёлся слишком дорого. Перед тем как посадить саженцы, мэрия уничтожила 200 взрослых деревьев.

Адриан Орлов

ЭкологияПолитикаНовосибирск

7479

24.04.2025

Байкал на грани: как озеро борется за выживание в 2025

Байкал — озеро, которое знают во всем мире. Самое глубокое, самое чистое, с 20% всей пресной воды планеты. Его снимали в фильмах, о нём писали поэты, его берегами восхищаются туристы. Но в последние годы Байкал стал героем совсем другой истории — тревожной, запутанной, порой абсурдной.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесТуризмИркутск Байкал Бурятия

10819

23.04.2025

Экологи разобрали, почему «Чистый воздух» не работает в Красноярске

На первый взгляд кажется, что в Красноярске наконец-то стало легче дышать. За окном весна 2025 года, и некоторые показатели загрязнения, если судить по данным, действительно снизились.

Анна Моль

ЭкологияЗдоровьеНаука и технологииКрасноярск

8857

22.04.2025

Разлили, слили, забыли: как Красноярье тонет в токсинах

В Красноярском крае очередной нефтеразлив. Очередной слив неочищенных сточных вод. Очередное «мы разберёмся». И — как обычно — никакой реальной ответственности. Что-то подсказывает: разбираться никто не собирается. Потому что, похоже, всех всё устраивает. Кроме природы, конечно.

Анна Моль

ЭкологияРасследованияКрасноярск

8178

21.04.2025

Лица Сибири

Харитоненко Павел

Язев Сергей

Билалов Борис

Хомич Александр

Беспалов Сергей

Вавилов Алексей

Торопкин Максим

Торопов Михаил

Бызов Анатолий

Якубовский Владимир