Светлана Злобина

© Время (Ангарск)

ЭкологияБайкал

13997

29.04.2010, 10:14

Уран на нашу голову

На официальном сайте госкорпорации “Росатом” главной новостью стоит создание в России (а если быть точнее, в Ангарске) гарантийного запаса низкообогащенного урана.

В соответствии с договоренностями, которые в Вене заключили глава «Росатома» Сергей Кириенко и генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано, в международном центре по обогащению урана, созданном в 2007 году в Иркутской области на базе Ангарского электролизного химического комбината, будет храниться 120 т топлива в форме гексафторида урана со степенью обогащения от 2 до 4,95%. Около 30% от запланированных 120 тонн подготовят уже к концу текущего года.

Еще в 2006-2007 годах, когда речь только шла о создании международного центра обогащения урана (МЦОУ) в Ангарске, город разделился на две части: против и за.

Те, кто против, говорили о потенциальной опасности данного предприятия. Причем опасались не только техногенных аварий, радиационного и химического заражения, но и того, что Ангарск превратят в ядерную помойку: когда окажется, что обедненный гексафторид урана, который накапливается в результате работы комбината, никому не нужен, его бросят, как когда-то мышьяк в Свирске.

Те, кто за, говорили, что МЦОУ – это новые рабочие места, перспективы развития Ангарска, налоги в местный бюджет. Три года МЦОУ в Ангарске, и что-то ни новых рабочих мест, ни ощутимых доходов у города не прибавилось.

А теперь, когда на комбинате закрыли высокотехнологичные производства хладонов и трифлатов, когда начались сокращения на АЭХК, когда комбинатовские детские сады передали городу, аргументов «за» почти не осталось. Более того, на АЭХК грядет огромное сокращение штатов.

Кому это надо?

О том, что резерв, или, как его еще называют, банк ядерного топлива, будет создан в Ангарске, Сергей Кириенко заявил в 2006 году, тогда же, когда была озвучена идея создания МЦОУ.

5 февраля 2008 года, во время публичного обсуждения экологического аудита, который проводил для АЭХК лимнологический институт, чиновники из «Росатома» более подробно рассказали об этом банке: мол, по площади он будет занимать на территории АЭХК примерно столько, сколько занимает волейбольное поле. А нужен для того, чтобы страны третьего мира (Иран, Вьетнам, Индонезия, Египет и т.д.), которые не имеют своих разделительных производств, но хотят использовать атомные электростанции и иметь гарантии поставок топлива, могли его купить у нас. Это решит вопрос нераспространения ядерных технологий в военных целях, особенно в Иране.

Однако понятно любому, кто мало-мальски разбирается в политике, экономические стимулы, которые ожидает правительство от данного проекта, заставляют его снизить экологические стандарты в надежде заработать на этом.

Раньше надо было думать?

Летом 2007 года, когда хранилище низкообогащенного урана было только в планах, в Ангарске проходил экологический лагерь протеста. Помнится, что на пикеты, которые были в рамках этого лагеря, собиралось от силы 300-400 человек. И даже громкое убийство одного из участников эколагеря не вывело ангарчан на улицу против планов «Росатома». Теперь эти планы становятся реальностью.

Наша газета встретилась с одним из участников и организаторов того эколагеря Игорем Огородниковым. Тогда он был студентом, а сейчас работает в «Байкальской экологической волне», курирует вопросы МЦОУ и АЭХК.

- Хоть на пикеты приходило и не так много человек, но мы тогда собрали против центра обогащения урана более 20 тысяч подписей, - рассказывает Игорь Огородников. - Отправили их Владимиру Путину, поскольку это было его решение – создать МЦОУ в Ангарске. Но наше письмо до Путина не дошло, а было переправлено для ответа в «Росатом». Сами понимаете, какой ответ мы оттуда получили.

- Это означает, что протестовать не было смысла?

- Я так не считаю. Благодаря протестным выступлениям «Росатом» стал дозированно, но информировать население, проводить общественные и публичные слушания, отвечать на наши запросы. Протестные действия и сейчас могут иметь эффект, потому что, как правило, если наше правительство может и не обращать внимания на мнение людей, то зарубежные партнеры могут отказаться участвовать в проекте, если население выступает против.

И что теперь?

- Соглашение о создании банка ядерного топлива подписано, но, пока уран там не хранится, можно что-то изменить, - считает Марина РИХВАНОВА, сопредседатель «Байкальской экологической волны». – Причем не обязательно протестными действиями. Можно и другим путем – через суд.

Недавно Марину Рихванову включили в общественный экологический совет при прокуратуре Иркутской области. И одну жалобу в прокуратуру экологи уже направили. Она касается проекта ЗАО «Центр обогащения урана» (ЦОУ). Это совместное предприятие с Казахстаном разместилось на территории АЭХК. Таким образом, в Ангарске на промплощадке АЭХК находятся ОАО МЦОУ - в рамках его создается резервный запас низкообогащенного урана, ЗАО ЦОУ, ОАО АЭХК. Оценка комплексного воздействия всех этих предприятий на окружающую среду не проводилась – это одно из замечаний экологов, которое они указали в результатах общественной экологической экспертизы проекта ЗАО ЦОУ. Свои результаты в установленные законом сроки экологи направили в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. Прошло уже полгода (!), а ответа так и нет. Это уже основание для прокурорской проверки. Еще одно основание – все отходы производства хранятся на промплощадке АЭХК, которая находится в городской черте. А пункт 5 статьи 12 федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещает захоронение отходов в границах населенных пунктов.

- Если ангарчане поддержат нашу инициативу и станут обращаться в прокуратуру и в суд с требованием провести оценку воздействия на окружающую среду всех проектов «Росатома», реализуемых в Ангарске, а также убрать отходы предприятия за пределы города, думаю, никто не посмеет тогда сделать из Иркутской области ядерную помойку, - считает Марина Рихванова.

Другое мнение

Александр Белоусов, директор ОАО АЭХК, по поводу международного банка ядерного топлива нашей газете сказал следующее:

Банк ядерного топлива находится в ведении ОАО МЦОУ под гарантиями МАГАТЭ.

Площади для банка ядерного топлива будут выделены на территории промплощадки предприятия в рамках уже имеющихся и предназначенных для готовой продукции складских помещений.

Процесс создания банка ядерного топлива – низкообогащенного урана – не влечет за собой ввода новых производственных мощностей. Выделение части продукции ОАО АЭХК в отдельную зону хранения с передачей ее ОАО МЦОУ не предусматривает изменений технологического процесса. Поэтому проведение ОВОС и общественных слушаний по данному вопросу не требуется.

Для Ангарска создание банка ядерного топлива несет ряд преимуществ:

- дополнительное поступление налогов в местный бюджет;

- гарантии получения постоянных заказов для комбината и стабильность загруженности персонала, его заработной платы, возможность инвестирования новых технологий, систем безопасности и различных социальных программ;

- усиление позитивного имиджа города Ангарска не только в стране, но и за рубежом: признание и выбор мировым сообществом города Ангарска и, в частности, АЭХК высотехнологичной площадкой для реализации крупного международного политического проекта – ОАО МЦОУ, гарантирующего региону контроль обеспечения безопасности производства со стороны МАГАТЭ и стран-участниц проекта.

Светлана Злобина

© Время (Ангарск)

ЭкологияБайкал

13997

29.04.2010, 10:14

URL: https://www.babr24.news/baik/?ADE=85445

Bytes: 7438 / 7379

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Экология" (Байкал)

Байкал на грани: как озеро борется за выживание в 2025

Байкал — озеро, которое знают во всем мире. Самое глубокое, самое чистое, с 20% всей пресной воды планеты. Его снимали в фильмах, о нём писали поэты, его берегами восхищаются туристы. Но в последние годы Байкал стал героем совсем другой истории — тревожной, запутанной, порой абсурдной.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесТуризмИркутск Байкал Бурятия

7657

23.04.2025

Микроскопический страж Байкала: итоги викторины Бабра

Этот планктонный рачок-фильтратор питается, фильтруя воду через специально устроенный ротовой аппарат и потребляя находящиеся там мелкие организмы. На ротовых щетинках остаются мельчайшие водоросли и даже бактерии, а чистая вода возвращается в Байкал. Телеграм-канал «Бурятия. Бабр.

Есения Линней

ЭкологияНаука и технологииБайкал Бурятия

18636

20.04.2025

Свалки Иркутской области: субботник и миллиардные последствия

Свалки появляются не сами по себе. Это не природное явление вроде дождя или пыльной бури. Свалка — результат чьей-то лени, безответственности или «авось пронесёт». И теперь Иркутская область расхлёбывает последствия: причём буквально на миллиарды рублей.

Анна Моль

ЭкологияОбществоИркутск Байкал

8534

16.04.2025

Кремль вспомнил про ЮНЕСКО: как Сергей Лавров однажды за Байкал заступился

Изменение ФЗ «Об охране озера Байкал» остаётся одним из самых сложных вопросов на повестке, разделивших людей на два лагеря: за и против. Правительство Бурятии не первый год активно лоббирует поправки в закон, которые, по мнению многих экспертов, могут нанести непоправимый ущерб экосистеме озера.

Есения Линней

ЭкологияПолитикаЭкономика и бизнесБурятия Байкал Монголия

9719

15.04.2025

Новые рамки уровня воды в Байкале: зачем это нужно и что изменится

В апреле 2025 года председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление, определяющее новый диапазон колебаний уровня воды в Байкале на ближайшие три года. Теперь уровень воды в озере в 2025–2027 годах должен находиться в пределах от 456 до 457 метров по тихоокеанской системе высот.

Анна Моль

ЭкологияГеоИркутск Байкал

9983

15.04.2025

Иркутская область без экологического благополучия?

Проблема загрязнения вод Байкала все чаще и чаще звучит на федеральном уровне.

Глеб Севостьянов

ЭкологияПолитикаИркутск Бурятия Байкал

9366

15.04.2025

Байкал на цифровых костылях: как наука и политика играют в экологию

В последние годы вокруг защиты Байкала разворачивается настоящая драма, где переплетаются наука, политика и большие деньги. Проекты, призванные спасти уникальный водоем, вызывают больше вопросов, чем дают ответов, а действия властей напоминают борьбу с ветряными мельницами.

Анна Моль

ЭкологияНаука и технологииПолитикаИркутск Байкал Бурятия

10462

10.04.2025

Инсайд. Правительство Иркутской области тряхнуло экологической стариной

Правительство Иркутской области 18 февраля 2025 года направило запрос в Конституционный суд Российской Федерации с требованием проверить на соответствие Конституции пункт постановления Совета министров РСФСР от 13 февраля 1986 года № 71, которым был создан Прибайкальский национальный парк.

Николай Головин

ЭкологияЭкологияНедвижимостьБайкал Иркутск

13874

26.03.2025

О Байкале: «всё равно придётся переделывать»

Директор Лимнологического института СО РАН, доктор геолого-минералогических наук А.П. Федотов своё выступление на круглом столе в Улан-Удэ по проблемам Байкала 13 марта начал со слов предостережения В.В.

Лера Крышкина

ЭкологияЭкономика и бизнесПолитикаБайкал Иркутск Бурятия

17704

23.03.2025

Полуостров с вечными снегами: итоги викторины Бабра

На просторах Байкала насчитывается 27 полноценных островов, в районе девяти небольших островков, две скалы и один камень. Одним из охраняемых природных объектов является удивительное место, в древности считавшееся священным. Местные жители верили, что здесь обитают эжины – духи леса, огня и гор.

Есения Линней

ЭкологияНаука и технологииБурятия Байкал

23028

23.03.2025

Блогнот. Байкалу грозит не только сплошная вырубка лесов, но и его полная приватизация

«О Байкале говорят где угодно, но только не на Байкале». Почему не слышны голоса в защиту Байкала самих байкальцев, или все они, как утверждает начальство, поголовно являются сторонниками скандального ЗП № 387575-8 о внесении изменений в ФЗ «Об охране озера Байкал»?

Есения Линней

ЭкологияПолитикаОбществоБайкал Бурятия Иркутск

22833

21.03.2025

Байкал: сохранить или развивать?

Байкал – это одно из самых уникальных мест на планете. Казалось бы, такое место просто создано для туризма: живописные виды, чистейший воздух, бесконечные просторы. Но вот в чём парадокс: годами в России не могут определиться, что делать с развитием туризма на Байкале.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесТуризмИркутск Байкал

18953

27.02.2025

Лица Сибири

Головина Екатерина

Бакуркин Кирилл

Колмаченко Василий

Чалбышев Александр

Орноев Роман

Таевский Дмитрий

Аникин Валерий

Анкерт Шарлотта

Тарабан Наталья

Хмелев Сергей