Он развалился. Народный Хурал шестого созыва как мертворожденный ребенок бурятской политики

Избранный в сентябре 2018 года состав парламента Бурятии должен был стать образцово-показательным. Не таким вялым и слабовольным, как у спикера Матвея Гершевича, но и не настолько тоталитарным и своенравным, как под предводительством Цырена-Даши Доржиева. В общем, все ошибки пятого созыва (2013-2018) были учтены и проработаны.

Шестой созыв был избран с конституционным большинством «Единой России»; бело-голубым же досталось подавляющее большинство портфелей, а коммунисты оказались удовлетворены мизерными подачками. Идеальное начало.

А вот дальше начался кошмар длиною в полтора года, апогеем (а может и жирной точкой) которого стали падение спикера Владимира Павлова и кошмарный скандал с участием вице-спикера Баира Жамбалова.

Тотальная неудача сотен технологов, функционеров, чиновников и депутатов в лице Хурала №6 заслуживает, воистину, целой научной работы. Но так как у нас нет тех полутора лет, что бездарно потратили бурятские парламентарии, да и предмет обсуждения таких жертв не заслуживает, ограничимся пятью – максимально исчерпывающими – пунктами.

1. Хурал превратился в формальность

Полтора года деятельности шестого созыва Народного Хурала прошли будто в режиме автопилота: выезды депутатов, заседание комитетов, сессия, повторить. При этом «выхлоп» для жителей республики, которые за весь этот праздник жизни платят, минимален: не принято ни одного закона, направленного на развитие экономики, социальной и других сфер. Нет хотя бы законопроектов, идей; не прилагается усилий на банальное создание почвы для хотя бы мало-мальского роста.

Про работу Хурала с Федеральным собранием говорить и вовсе не приходится – бурятские депутаты оторваны от реальности, в которой существует российский парламентаризм.

Да, деятельность депутатского корпуса чаще всего формальна даже в случае с самыми успешными и продуктивными парламентами – все-таки это не исполнительная власть с ее обозримыми горизонтами, быстрыми результатами и другими прелестями властной вертикали. Однако в случае с Народным Хуралом утрачены даже редкие столпы полезной бюрократии – на круглых столах больше не обсуждают важные проблемы (эту нишу быстро заняла Общественная палата), заседания и комитеты превратились в фарс, а сила депутатского мандата (запросы, полномочия, доступ к финансовым потокам) была безнадежно распылена на борьбу за власть между персоналиями и группировками.

2. Хурал утонул в скандалах

Не использованные по назначению энергия, деньги и другие ресурсы тратятся депутатами на заполнение свободного от позитивных парламентских инфоповодов грязными скандалами. За полтора года шестой созыв Хурала успел поссориться с театральной интеллигенцией, обидеть неприхотливых муниципалов (на которых депутаты сбросили ярмо строительства и ухода за сиротским жильем) и даже разозлить Хамбо ламу.

Из депутатских рядов пришлось срочно вычищать осужденного уголовника; вице-спикер стал антигероем года в России; спикер плетет интриги, предает сначала своих, а потом и чужих. Депутата от Северобайкальска Оксану Бухольцеву коллеги бросили в беде, а молодые коммунисты устроили на центральной городской Площади Советов мини-майдан.

Даже с учетом рокировочки Гершевич-Доржиев пятый созыв парламента Бурятии не был таким сумасшедшим – а ведь он отработал пять лет, а не полтора, как нынешний.

Страшная история в прибайкальском селе Батурино, как это ни печально, лишь влилась в общий тренд. Один такой скандал ни о чем не говорит, но когда в них попадает десяток разных депутатов за короткий период – есть повод задуматься.

3. Хурал не готов к политическим кризисам

Взорвавшие Бурятию протесты 9-12 сентября 2019 года в Улан-Удэ в числе прочего обнажили абсолютную непригодность Хурала как площадки для переговоров. Все потому, что депутаты не имели общей позиции по митингам, да и вообще по какой-либо теме. Этих депутатов хватило только на передел власти уже после заварушки – такой себе пир стервятников. Любой более-менее крупный кризис свалит этот храм законодательства за минуту.

4. Хурал неуправляем

Разговоры о причинах вышеперечисленных и других бед шестого созыва Народного Хурала неизбежно упираются в личности его руководителей. Спикер Владимир Павлов оказался слишком слаб, коньюктурен и труслив для такой работы – об этом Бабром уже было сказано достаточно. Баир Жамбалов должен был сдерживать слабые стороны председателя, но поскольку сильных не было вовсе, то фактически стал кукловодом, напрочь забыв про собственную репутацию и карьеру. Другой вице-спикер Цырен-Даши Доржиев, очевидно, был обижен на смещение с поста спикера, который он занимал в пятом созыве. Толку от него не было – к рулю его подпускать перестали, перекрыв все сильные стороны опытного депутата.

Подобное притягивает подобное – слабые и сомнительные управленцы собирали вокруг себя таких же пособников. Те же, кого не подпустили к кормушке, стали плести интриги. Результат – полное вырождение парламента из 66 человек за каких-то 18 месяцев работы.

5. Парламент Бурятии деградировал как концепция

Но причина провала кроется, конечно, не только в персоналиях, но и системе, в которой эти персоналии функционируют. Хурал ни структурно, ни по сути не изменился за последние 20 лет. Время не тронуло этих скучных людей в скучных залах со старой, едва работающей техникой.

Полтора года шестого созыва пролетели в ярких скандалах и серых дежурных депутатских буднях. Опытные парламентарии понимают, что и следующие полтора года также быстро пролетят - и это уже будет история.

И в этих словах нет ни капли пафоса - такова специфика парламентской деятельности, скоротечной и при этом очень персонифицированной.

Каждый созыв имеет своё лицо - это знаковые мероприятия или принятые республиканские законы, в то время как работа исполнительной власти сводится к решению текущих проблем и перспективных задач, из-за чего правительство Бурятии всегда на виду и постоянно присутствует в общественном сознании.

Каждый очередной созыв парламента же - это всегда что-то новое и запоминающееся избирателям по конкретным делам. Прошедшее 25-летие Народного Хурала показало место и роль предыдущих пяти созывов в развитии республиканского парламентаризма. Возможно, пришла пора поставить в этой истории точку и начать писать новую.

Бабр продолжит внимательно следить за развитием событий.

URL: https://www.babr24.news/bur/?ADE=196983

bytes: 6928 / 6363

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Бурятии:
[email protected]

Автор текста: Андрей Светлов, политический обозреватель.

На сайте опубликовано 1844 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Политика" (Бурятия)

Неосвоенные миллионы: власти Бурятии кладут деньги под проценты, но не под проекты

Бюджет Бурятии на 2025 год и плановый период последующих двух лет получил существенные коррективы на апрельской сессии Народного Хурала. Доходы увеличили на 2,5 миллиарда рублей, безвозмездные поступления подросли ещё на полмиллиарда. Расходы раздули более чем на три миллиарда рублей.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесБурятия

4531

29.04.2025

Выборы главы Баргузинского района. Эксклюзив Бабра

Баргузинский район Бурятии переживает период управленческого кризиса после отставки главы Михаила Мишурина. Его, переизбранного на второй срок, уволил глава Бурятии Алексей Цыденов по утрате доверия.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыРасследованияБурятия

13542

28.04.2025

Телеграм Бурятии за неделю: парламентские дискуссии и отставка Дениса Гармаева

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в бурятском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 21 по 28 апреля включительно.

Есения Линней

ПолитикаОбществоЭкономика и бизнесБурятия

6496

28.04.2025

Депутатский контроль. Денис Гармаев сменил ресторанное меню на промпланы Бурятии

Стены Народного Хурала Бурятии провожают очередного временщика. Денис Гармаев, известный местный ресторатор, покинул насиженное место в парламенте 24 апреля. Гармаев станет министром промышленности Бурятии. Вакансия свободна с февраля после отставки Виктора Винокурцева.

Виктор Кулагин

ПолитикаСобытияБурятия

8122

26.04.2025

Депутатский контроль. Семён Матхеев между стопкой и стогом

Председатель аграрного комитета Народного Хурала Бурятии Семён Матхеев ведёт последовательную работу, направленную на улучшение жизни граждан республики.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесБурятия

8173

21.04.2025

Телеграм Бурятии за неделю: миграция Дениса Гармаева в Минпром, роскошная жизнь Эльвиры Дабаевой и назначение Тимура Цыренжапова

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в бурятском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 14 по 21 апреля включительно.

Есения Линней

ПолитикаЭкономика и бизнесБурятия

9161

21.04.2025

Деды воевали не за это: прокурорская проверка Мемориала Победы в Улан-Удэ

Амфитеатр Мемориала Победы в Улан-Удэ, построенный за 80 миллионов рублей, начал разрушаться спустя месяцы после сдачи в декабре 2024 года. Подрядчик ИП Борис Кармышов получил контракт от комитета городского хозяйства мэрии, но его фирма оставила после себя трещины, недоделки и строительный мусор.

Виктор Кулагин

ПолитикаБлагоустройствоБурятия

8808

17.04.2025

Алкоголь переехал в багажники: в Бурятии вслед за Вологодской областью формируется теневой рынок спиртного

В марте 2025 года в Бурятии вступил в силу закон, запрещающий продажу алкоголя с 20:00 до 11:00 и полностью запрещающий его реализацию в магазинах, расположенных в жилых домах.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесЗдоровьеБурятия

9808

16.04.2025

Подклады под порогом власти: эзотерический беспредел в администрации Усть-Баргузина. Эксклюзив Бабра

В посёлке Усть-Баргузин власть и эзотерика сплелись в тугой узел, который душит здравый смысл и нормальную жизнь. Глава поселения Светлана Кривогорницына вместе с приближёнными превращает местный дом культуры «Байкал» в коммерческую лавку для продажи амулетов и личного обогащения.

Виктор Кулагин

ПолитикаРасследованияКультураБурятия

18718

15.04.2025

Инсайд. Коррупция по-бурятски: нал в подвале и трудности перевода за границу

В марте в Бурятии в ходе обыска у 34-летнего депутата Тункинского райсовета, занимавшего должность директора местного МАУ, нашли более четырёх миллионов рублей в тайнике под полом. Новостные ленты пестрят задержаниями чиновников, даже не самых крупных.

Фокс Смит

ПолитикаКриминалБурятия

9748

14.04.2025

Худшие главы Бурятии в марте. Рейтинг Бабра

Коррупция, разруха, бездействие перед стихией и наплевательство на жителей — Бабр представляет ежемесячный антирейтинг худших глав республики. Каждый из них отличился конкретными действиями или их отсутствием, из-за чего под ударом оказались безопасность и комфорт граждан. 3 место.

Виктор Кулагин

ПолитикаПроисшествияБурятия

19861

11.04.2025

Гусиноозёрск – город, где власть потеряла контроль

Город Гусиноозёрск в Бурятии переживает не лучшие времена: ситуация здесь достигла критической точки. Неконтролируемые свалки, стаи бродячих псов и провальный капремонт показали полную неспособность местных властей эффективно управлять городским хозяйством и обеспечить безопасность горожан.

Есения Линней

ПолитикаБлагоустройствоЖКХБурятия

12116

10.04.2025

Лица Сибири

Новосельцев Петр

Сендзяк Владимир

Свистелин Кирилл

Синцова Ирина

Агапитов Михаил

Ефременко Сергей

Богатырев Павел

Кириленко Александр

Амагыров Валерий

Гулгенов Алдар