Мечты смываются: Кремль опять кинул Иркутскую область с газификацией

Очередная волна слухов о возможной газификации регионов Восточной Сибири только подтверждает давно известную истину — «Газпром» это достояние, но точно не национальное.

После ввода трубы в Китай (она же магистральный газопровод «Сила Сибири») у «Газпрома» началось ожидаемое обострение хитрости.

Поясним. На строительстве тупиковой и мало кому нужной трубы подрядчики компании распилили сотни миллиардов рублей, теперь же выясняется, что газопровод слабо загружен и, в целом, вряд ли когда-нибудь окупится. Собственно, это не новость — о бредовости проекта в последние годы не писал только ленивый.

А вот что стало новостью: в 2020 году «Газпром» столкнулся с небывалым падением экспорта и, как следствие, прибыли. Причины хорошо известны, и они лишь отчасти связаны с коронавирусным шоком и падением мирового спроса на газ. Многолетняя недальновидная политика «Газпрома» привела к тому, что компания сначала прозевала сланцевую революцию, затем бум СПГ, и по итогам стрельбищ начала быстро терять долю на своих традиционных рынках сбыта в Европе. Дошло до того, что российский газ стали меньше потреблять (и покупать) даже в Германии — стране, которая десятилетиями занимала нишу самого надежного экономического союзника России.

Управленческая бездарность главы «Газпрома» Алексея Миллера может сравниться только с аналогичными талантами его старшего коллеги Игоря Сечина в нефтяном бизнесе. Впрочем, нахождение этих деятелей у вентиля российской энергетики объясняется просто — они друзья и соратники президента Владимира Путина. А других поводов, в общем-то, не требуется.

Как поступает вменяемый бизнесмен, столкнувшись с падением выручки и резким сжатием спроса? Ответ: оптимизирует расходы, сворачивает избыточные инвестиционные программы, диверсифицирует поставки, ищет новые рынки, повышает производительность труда.

Как поступает «Газпром»? Ответ: бежит в Кремль клянчить налоговые льготы и много-много денег на строительство еще одной бесполезной трубы в Китай. А попутно сыплет популистскими обещаниями, которые могут быть исполнены, опять же, только если государство даст много-много денег.

Еще в марте 2020 года на встрече с Путиным незадачливый менеджер Миллер громогласно заявил, что «опираясь на ресурсы Ямала... а также Ковыктинского месторождения» можно «буквально в ближайшей перспективе полностью обеспечить потребности в газе таких районов Восточной Сибири, как Красноярский край, как Иркутская область, как Республика Бурятия и Забайкальский край».

На этом господин Миллиер не успокоился. В «Газпроме» на полном серьезе обсуждают идею строительства монументальной «Силы Сибири-2», которая должна соединить трубами Бурятию, Монголию и Китай. Сколько это может стоить, пока не ясно, но предварительные оценки переваливают за триллион рублей. Ну, вы понимаете. Как эти планы увязываются с заявлениями про газификацию регионов Сибири? Никак, но звучит все равно круто.

Путину тоже нравится. На недавнем, прошедшем в конце июля совещании с высокопоставленными чиновниками Иркутской области глава государства дежурно поддержал идею газификации региона, заявив, что «вопрос непростой, но правильный на самом деле». Могуче. Но, к сожалению, не верим.

И неверие это опирается на простые факты. Все, что было сказано выше, — лирика. Теперь поговорим о практике. В реальности за последние двадцать лет «Газпром» не сделал ничего, чтобы приблизить газификацию Иркутской область (а равно Бурятии, Красноярского края, Забайкалья). Все проекты газификации — миф, хотя в разные годы и при разных губернаторах под это дело освоили немало бюджетных миллионов.

Сейчас «Газпром» занят прокачкой газа по трубе от Чаянды (что в Якутии) до Благовещенска (что на границе с Китаем). Касательно Ковыктинского месторождения в Иркутской области перспектива такова: к 2023 году «Газпром» может быть — подчеркиваем, может быть — подключит объект к своей «Силе Сибири», для чего потребуется построить еще несколько сотен километров трубы, правда не на юг, где живут российские потребители газа, а на север, где бурые медведи и тайга.

Строительство газопровода на юг, по линии Ковыкта - Саянск - Иркутск — просто сказка, которую любят рассказывать избирателям со времен губернатора Ножикова, то есть с 90-х годов прошлого века. Такого проекта нет. Даже на бумаге. И вряд ли кто-то будет его разрабатывать. Уж точно не «Газпром», и уж точно не за свои деньги (с которыми у компании и так большие проблемы). Государство? Наивные мечты — трудно, в самом деле, поверить, что люди, жмущие Фонд национального благосостояния в год, когда половина страны сидит без работы, вдруг раскошелятся, чтобы осчастливить газом диких сибирских аборигенов (Как вы сказали, Иркутск? Это где-то рядом с Хабаровском, да?)

Для полноты картины расскажем про Жигалово. Поселок обещали подключить к гражданскому газу до конца 2019 года. Иркутская область, между прочим, потратила на строительство приемной инфраструктуры несколько сотен миллионов рублей из собственного бюджета — там все давно готово. Ну и как, подключили? Даже не рядом. «Газпрому», видать, не до того. Зато в конце очередного 2020 года компания — верим — опять проведет в поселке Елку «Газпрома». Чтобы местные ребятишки порадовались завернутым в полиэтилен нежно-голубым подаркам. А что — мечты сбываются.

URL: https://www.babr24.news/irk/?ADE=203742

Bytes: 5450 / 5319

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- Джем
- ВКонтакте
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Антoн Херсонцев, журналист.

На сайте опубликовано 2639 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Экономика и бизнес" (Иркутск)

АО «Труд» и «сибирский долгострой»: экономика политической лояльности

Назначение АО «Труд» подрядчиком на строительство обхода села Шерагул на федеральной трассе Р-255 «Сибирь» стало ожидаемым, но оттого не менее тревожным сигналом для экономики Иркутской области.

Лилия Войнич

Экономика и бизнесПолитикаТранспортИркутск

7472

30.10.2025

Группа «Илим» призывает помощь государства

Целлюлозно-бумажная промышленность России рискует скатиться в убытки на фоне высокой ключевой ставки, укрепления рубля, сужения экспортных направлений и снижения спроса на внутреннем рынке.

Георгий Булычев

Экономика и бизнесИркутск

9968

29.10.2025

Инсайд. Зеленые инвестиции: откат на 9 лет назад

Рост экологических инвестиций российского бизнеса по итогам 2024 года снизился до минимального уровня за последние 9 лет. По данным FinExpertiza, в прошлом году предприятия инвестировали на природоохранные капитальные инвестиции 375,3 млрд руб., что на 1,1%, или 4 млрд руб.

Василий Чайкин

Экономика и бизнесЭкологияМир

3868

27.10.2025

Вывезут ли свиньи клан Сумароковых?

Пока в Иркутской области нет министра сельского хозяйства. Этот воз сейчас везет замминистра Марина Кожарина, но вряд ли это тот человек, которого поставят перманентно. Слева Илья Сумароков, справа Марина Кожарина Кто будет министром? Вопрос принципиальный.

Георгий Булычев

Экономика и бизнесПолитикаИркутск

13431

22.10.2025

Прилетело от суда, или Подсудный терминал аэропорта

Война вокруг нового терминала прилета иркутского аэропорта, введенного в эксплуатацию летом 2025 года, достигла своего апогея. Разбирательство, которое тянется с момента его открытия, дошло до Верховного суда РФ, где 5 ноября должна решиться судьба ключевого для региона объекта.

Глеб Севостьянов

Экономика и бизнесПолитикаТранспортИркутск

22731

16.10.2025

Группа «Илим» и министр Кирдяпкин: «У вас есть план, мистер Фикс?»

В двух параллельных мирах умудряется существовать группа «Илим», которая заготавливает в Иркутской области 70 процентов своего сырья и имеет здесь же свои крупнейшие предприятия.

Георгий Булычев

Экономика и бизнесПолитикаИркутск

18481

10.10.2025

«Сегежа групп»: сотрудники ликвидируются сокращением и... физически

После того как Бабр опубликовал данные о сокращении не менее тысячи сотрудников предприятия «Сегежа групп» в Усть-Куте (известного как «ТимберТранс» и ТСЛК), компания выкатила релиз.

Георгий Булычев

Экономика и бизнесПолитикаОбществоИркутск

20911

08.10.2025

Денежки на потом: бюджетный маневр Иркутской области

Все чаще и тревожнее звучат обсуждения предстоящей корректировки бюджета Иркутской области. Страшное и непонятное для большинства слово «секвестр» зависло над казной региона. Но что на самом деле происходит в бюджете? И чем это грозит простым иркутянам? А развитию региона?

Глеб Севостьянов

Экономика и бизнесПолитикаИркутск

25958

07.10.2025

Меняет золото на никель? Сомнительная рокировка «Полюса»

В крупнейшей российской золотодобывающей компании «Полюс» ожидаются значительные кадровые изменения.

Лилия Войнич

Экономика и бизнесРоссия Иркутск Красноярск

22269

02.10.2025

Дети на голодном пайке: как чиновники и подрядчики довели школьное питание до скандала

Иркутск живет в состоянии настоящего коммунального триллера. В центре сюжета — школьные столовые, которые внезапно оказались пустыми, а дети — без обедов. Родители в панике, учителя вынуждены сокращать уроки, а чиновники и депутаты перекладывают ответственность друг на друга.

Анна Моль

Экономика и бизнесСкандалыОбществоИркутск

20698

01.10.2025

Почему иркутский бизнесмен Прокофьев считает, что почти каждый диабетик России должен ему 108 рублей?

Это уже третий материал о главном воротиле иркутской коммерческой медицины Сергее Прокофьеве.

Ярослава Грин

Экономика и бизнесЗдоровьеСкандалыИркутск

32076

29.09.2025

Группа «Илим» не желает платить 2,3 миллиарда за экологический вред

История о том, как Росприроднадзор пытается взыскать с группы «Илим» 2,3 миллиарда рублей, успела немного порасти мхом. И вроде как стало казаться, что хозяевам компании Захару Смушкину и братьям Михаилу и Борису Зингаревичам удалось удачно порешать этот вопрос.

Георгий Булычев

Экономика и бизнесЭкологияПолитикаИркутск

16728

28.09.2025

Лица Сибири

Беспалов Сергей

Рульков Евгений

Кулехов Михаил

Распопина Ирина

Сутула Василий

Звонарев Сергей

Носков Петр

Куренсков Владимир

Матиенко Владимир

Доржиев Бальжинима