Георгий Кузнецов
Фото: Сергей Волков

© Восточно-Сибирская правда

ЭкологияИркутск

3045

27.08.2009, 16:55

«Деревенский» масштаб

Схема территориального планирования Ольхонского района, принятая местной Думой как руководство к действию, де-факто сокращает площадь Прибайкальского национального парка как минимум на 110 тысяч гектаров.

Давно убедился, что часто масштабные дела и начинания, ущемляющие интересы многих, но несущие выгоды небольшим группам людей (будь то хоть внесение специальных поправок в действующие законы, хоть строительство элитного жилья или многозвёздочных отелей для избранных граждан в излюбленных местах массового отдыха граждан обыкновенных), делаются обычно тихо, без лишней огласки. Но если втихую завершить начатое не удаётся, то в ход часто пускается своеобразный «камуфляж», сотканный из красивых и правильных лозунгов, провозглашаются благозвучные и даже благородные цели социальной направленности, которые должны снять протестные настроения, не меняя сути дела. При этом и государственные органы власти, и представители крупного частного бизнеса ведут себя очень похоже: главным орудием продавливания корпоративных, групповых и даже чьих-то личных интересов становится социальная демагогия.

Виталий Рябцев, заместитель директора Прибайкальского национального парка, рассказывает, что Ольхонские районные власти планируют расширение существующих населённых пунктов. Дело, как говорится, житейское, понятное, совершенно естественное: посёлки развиваются, и людям надо где-то жить. Неестественными в этих планах ему показались только масштабы предполагаемого развития.

– Площадь некоторых сёл и деревень предполагается увеличить не на несколько процентов, а в несколько раз, – рассказывает В. Рябцев. – Мы как могли оспаривали позицию муниципальных властей, но она остаётся жёсткой. Они хотят максимально раздвинуть планируемые границы поселений.

Более того, Виталий Валентинович рассказывает о внешне красивой идее ольхонских властей воссоздания, или (чтобы звучало ещё красивее) возрождения, исчезнувших деревень, которых в Ольхонском районе насчитывается около двух десятков.

– Сейчас в тех местах либо ничего нет, а восстанавливающаяся природа уже мало отличима от естественной, либо сохранились остатки кошар и каких-то других сельскохозяйственных построек. Но там давно никто не живёт.

Нет, никакого демографического взрыва, потребовавшего огромного количества земель под строительство нового жилья для сельских жителей, в Ольхонском районе не произошло. И молодёжи, желающей заняться сельским хозяйством в родных местах, здесь не больше, чем в других сельских районах области. Но зато здесь теперь очень дорогая земля, а официальное утверждение планируемых границ поселений даст местным властям (скорее, местным чиновникам) право без особых хлопот и сложных согласований раздавать под застройку растущие в цене прибайкальские земли. Принятая районной Думой схема территориального развития, разработанная Восточно-Сибирским филиалом (ВСФ) ФГУП «Госземкадастрсъёмка», по мнению В. Рябцева, эту задачу упрощает.

– Если идея будет реализована, то на месте бывших сельских поселений в границах национального парка появятся не деревни, а виллы и коттеджные посёлки из десятков или даже сотен земельных участков, принадлежащих частным лицам, – предполагает В. Рябцев. Я с ним соглашаюсь, но думаю, что и это будет потом. А в первую очередь земли, пока ещё входящие в состав национального парка, будут скупаться земельными спекулянтами с целью последующей перепродажи. Причём не обязательно ольхонскими, и даже не иркутскими. По берегам Байкала и Иркутского водохранилища уже несколько лет рыщут московские риэлторы, правдами и неправдами скупающие нашу землю, так же как в своё время скупались перспективные промышленные предприятия.

– Мы тоже за озеро Байкал, – убеждает меня директор Восточно-Сибирского филиала «Госземкадастрсъёмки» Игорь Кошечкин. – И мы тоже хотим, чтобы оно (озеро, — Г.К.) работало. У нас есть изученный как мировой, так и российский опыт организации и национальных парков, и зон рекреации, использования водоёмов и всего, чего угодно. Поэтому то, что на сегодняшний день мы сделали, мы считаем единственно правильным выходом, который основан в первую очередь на законе и технических документах. А вот эмоциональность... Мы считаем, она к Байкалу неприменима. А применимы обязательные меры, в результате которых это озеро будет спасено, если ему что-то угрожает...

Насчёт существования угроз экологическому благополучию участка всемирного природного наследия Игорь Семёнович сомневается зря. Их слишком много. К числу наиболее очевидных я бы отнёс в том числе (уж простите за эмоциональные определения) разбазаривание, растаскивание, разворовывание очень дорогих и продолжающих дорожать прибайкальских земель. Чтобы убедиться в этом, достаточно выйти на берег пролива Малое море и попытаться сделать несколько панорамных снимков дикой, девственной природы. В кадре почти наверняка окажутся строения, несовместимые ни с окружающим ландшафтом, ни со здравым смыслом, а иногда и с законом.

Под определением «то, что мы сделали» и благодаря чему «это озеро будет спасено» Игорь Семёнович подразумевает разработанную его предприятием на основании государственного контракта Схему территориального планирования Ольхонского района. Ту самую, которая облегчает чьи-то мечты о масштабном расширении планируемых границ существующих поселений за счёт сельскохозяйственных земель, включённых в состав национального парка без изъятия их из хозяйственной деятельности, и о «возрождении» давно исчезнувших деревень.

В соответствии с провозглашённой целью и современным, недавно усовершенствованным законодательством такие схемы должны упорядочить управление землями, сделать его прозрачным, открытым, понятным и, как подчёркивал в разговоре со мной заместитель прокурора области А. Некрасов, «исключить коррупционную составляющую» в системе землепользования. Но проблема в том, что с оптимистичной оценкой качества схемы, которую И. Кошечкин определил как «единственно правильный выход», согласны далеко не все. Прокуратура, к примеру, намерена даже в суде оспорить правомерность утверждения документа Ольхонской Думой. Рассмотрение этого иска возможно уже в первой половине сентября. А Виталий Рябцев и вовсе видит в этой схеме не защиту байкальской природы, а многократно усилившуюся угрозу для неё. Дело в том, что изготовленная схема, по его мнению, на деле явилась прямой противоположностью продекларированной цели её создания. По факту она направлена не на охрану и рациональное использование 110 тысяч гектаров земель сельскохозяйственного назначения, включённых в состав ПНП без изъятия из хозяйственной эксплуатации постановлением Совмина РСФСР № 71 от 13.02.1986 г., а на вывод земель из состава парка.

– Да, – подтверждают юристы из ВСФ «Госземкадастрсъёмка», – эти 110 тысяч га по закону не имеют отношения к национальному парку и не являются особо охраняемой природной территорией, потому что нет такого юридического понятия, как «включение в состав». Постановлением Совмина РСФСР они не были отнесены к землям национального парка. И в государственном кадастре недвижимости они учтены как земли сельскохозяйственного назначения, земли населённых пунктов, земли лесного фонда и других категорий...

Говорят, что у двух юристов есть как минимум три мнения на одно и то же положение любого закона. А я не юрист, поэтому и голову ломать не стану, почему правительство вводит эту категорию земель в состав национального парка, а федеральное государственное унитарное предприятие при разработке схемы территориального планирования без колебаний выводит наиболее удобные для спекуляций земли из состава особо охраняемой природной территории.

– Мы не уникальны, – объясняет ситуацию Виталий Рябцев. – Если не все, то многие национальные парки России имеют земли, включённые в их состав без изъятия из хозяйственной эксплуатации. Причём доля таких земель по отношению к общей площади зачастую много выше, чем у нас. Например, НП «Мещера» имеет общую площадь 118754 га, из них земли, включённые в границы парка без изъятия из эксплуатации, составляют 46534 га. Национальный парк «Орловское Полесье» – соответственно 77745 га и 44713 га, более половины. Национальный парк «Самарская Лука» – 127186 га и 66068 га соответственно. У наших ближайших соседей, в Тункинском национальный парке, таких земель и по абсолютной цифре больше, чем у нас, – 158741 га. Но таких, как в Ольхонском районе, споров по поводу использования этих земель нет больше нигде. Может быть, потому, что ни в одном другом национальном парке земли этой категории не имеют такой высокой цены и ценности для бизнесменов от туризма.

Виталий Валентинович подчёркивает, что и такой высокой экологической ценности, как в Прибайкалье, сельскохозяйственные земли, включённые в состав парка без изъятия из эксплуатации, больше не имеют нигде, поскольку у нас они представлены совершенно уникальными реликтовыми степями.

– Если под видом возрождения деревень разрешить новое строительство на местах исчезнувших с лица земли населённых пунктов, то мы застроим всё, потому что на Байкале, тем более на берегах Малого моря, где ни копни – везде когда-то жили люди, – уверен В. Рябцев. – В разные эпохи в каждой бухточке, на каждом удобном для жилья пологом берегу существовали поселения. Это утверждают археологи. Какую взять точку отсчёта? Может быть, каменный век? Тогда побережье Байкала превратится в сплошную бетонную набережную, местами прерываемую каменными утёсами и совсем уж скалистыми высокими берегами...

И тем не менее он не считает ситуацию безысходной или тупиковой. Он и сам готов голосовать за разумное и обоснованное расширение границ населённых пунктов за счёт прилегающих сельскохозяйственных земель. В том числе и для строительства частных и государственных рекреационных объектов – от простеньких, уютных и недорогих туристических баз до роскошных многозвёздочных отелей или каких-нибудь корпоративных домов отдыха.

– Лучше, если турбазы будут располагаться в черте существующих поселений, – убеждён В. Рябцев. – Не нужно создавать турбазы на диком месте. Не надо уничтожать застройкой уникальные природные территории. Но важно сохранить общий баланс особо охраняемой природной территории и возместить изъятую площадь за счёт земель госзапаса, в своё время не включённых в состав парка. В него не вошли, к примеру, очень интересные в экологическом и научном плане заболоченные устьевые участки рек Анги и Сармы, многие островки Малого моря с набором редких растений и животных, другие уникальные участки, не оценённые по достоинству при создании парка.

Георгий Кузнецов
Фото: Сергей Волков

© Восточно-Сибирская правда

ЭкологияИркутск

3045

27.08.2009, 16:55

URL: https://www.babr24.news/irk/?ADE=80514

bytes: 10592 / 10515

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Георгий Кузнецов
Фото: Сергей Волков
.

Другие статьи в рубрике "Экология" (Иркутск)

Переработка пластмасс в России растет быстрее экономики

За последний год объемы переработки пластмасс в России росли быстрее, чем вся экономика страны. Однако развитие этой отрасли столкнулось с новыми трудностями. Сказались санкции, нехватка собственного сырья и новые законы.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Россия

4531

17.05.2024

«Столица» туризма, или Очередная спекуляция на теме экологии

Большой ажиотаж вызвала тема гор отходов, скопившихся на мусорном полигоне вблизи поселка Хужир Ольхонского района. Появившиеся в сети кадры разлетающегося под порывами байкальского ветра мусора вызвали гору критики и рассуждений о том, кто виноват и что делать.

Лилия Войнич

ЭкологияТуризмИркутск Байкал

6391

17.05.2024

Загрязнение воздуха в России снизилось, но проблемы остаются

По данным FinExpertiza, количество зафиксированных случаев высокого и экстремально высокого загрязнения воздуха в России уменьшилось на 16% в 2023 году по сравнению с предыдущим годом. Всего за год было отмечено 176 таких инцидентов. Из них 23 — в Иркутской области.

Анна Моль

ЭкологияЗдоровьеИркутск

4043

14.05.2024

Экологический манифест: государственные приоритеты до 2030 года

Экологическое благополучие вошло в число семи национальных целей развития страны до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Президент РФ утвердил ряд целевых показателей и задач, характеризующих достижение экологического благополучия.

Анна Моль

ЭкологияПолитикаЭкономика и бизнесИркутск Байкал

8049

08.05.2024

Дорогие проекты, грязные реалии: ВЭБ.РФ заигрывает с Байкальском

Байкальск – город с непростой экологической историей на берегу Байкала. В прошлом здесь располагался Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, чья деятельность нанесла серьезный ущерб природе региона.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Байкал

10080

07.05.2024

Поддержка экологии руками бизнеса. А туда ли мы идем?

Экология – одно из приоритетных направлений деятельности государства.

Глеб Севостьянов

ЭкологияПолитикаЭкономика и бизнесИркутск Россия

10418

04.05.2024

Байкал под цифровым присмотром: грант на создание интеллектуальной платформы мониторинга

В марте 2024 года Министерство науки и высшего образования России определило 50 победителей конкурса на проведение крупных научных проектов. Среди них оказался иркутский Институт динамики систем и теории управления им. В.М. Матросова Сибирского отделения РАН.

Анна Моль

ЭкологияНаука и технологииГеоИркутск Байкал

10973

03.05.2024

Власти Иркутска бездействуют, пока река Кая превращается в сточную канаву

24 апреля 2024 года жителей Иркутска попросили не использовать воду из реки Кая. Согласно сообщению администрации города, специалисты провели отбор проб воды и выявили превышение допустимой концентрации молибдена. Ни у кого не возникло дежавю?

Анна Моль

ЭкологияЗдоровьеОбществоИркутск

13294

26.04.2024

БЦБК: жирная точка в истории утилизации

Не остался незамеченным визит вице-премьера Российской Федерации Виктории Абрамченко в Иркутскую область, который состоялся в минувший вторник 23 апреля.

Лилия Войнич

ЭкологияЭкономика и бизнесПолитикаИркутск

26076

26.04.2024

Заболачивание Иркутска. В Ангару сливают канализационные отходы?

В редакцию Бабра обратился житель Иркутска с жалобой о сливе отходов в Ангару. Видео вызвало серьезное беспокойство. На записи запечатлено, как в районе Верхней Набережной сливаются зеленоватые жидкости, напоминающие канализационные отходы.

Анна Моль

ЭкологияЖКХЗдоровьеИркутск

18734

19.04.2024

Иркутская область: вызовы и возможности в эко-технологиях

В свете недавних исследований, проведенных Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний, стало ясно, что Иркутская область, как и некоторые другие регионы, испытывает сложности в интеграции эко-технологий в промышленность.

Анна Моль

ЭкологияНаука и технологииЭкономика и бизнесИркутск

14770

18.04.2024

В поисках экологической гармонии: увеличение нарушений и возможные шаги

С каждым годом становится все более очевидным, что проблемы окружающей среды требуют серьезного внимания и действий. Росприроднадзор (федеральная служба по надзору за использованием и охраной природных ресурсов) отмечает увеличение числа выявленных нарушений в области экологии.

Анна Моль

ЭкологияПолитикаБратья меньшиеИркутск

14230

16.04.2024

Лица Сибири

Векшин Владимир

Артюхов Алексей

Смоляк Ирина

Габидулина (Заозерная) Татьяна

Бельская Ольга

Бызов Анатолий

Власов Виктор

Преловский Владимир

Сокольников Александр

Шпрах Владимир