Инсайд. Можно ли спасти ЭВРЗ?
После сообщения о продаже акций Красноярского ЭВРЗ поднялся большой шум. И поднял его депутат Дюков. Он написал транспортному прокурору письмо с требованием деприватизировать завод, чтобы спасти предприятие от уничтожения и последующей застройки человейниками. Многие СМИ уже сделали громкую новость о Дюкове и его письме.
Аргументы у депутата «железные»: это единственный завод, который проводит ремонт электропоездов переменного тока в России, а таких поездов в стране очень много.
Идея Дюкова очень нравится его избирателям, особенно пожилым. В их картине мира всё просто: если завод нужен государству, значит, надо отобрать его у собственника и не морочить голову. Как при большевиках.
Придётся немножко объяснить Дюкову, как устроена жизнь в 21-м веке.
Чтобы что-то у кого-то отнять, нужны юридические основания. Аргумент «нам очень надо» в суде не работает. А без решения суда собственность как-то не отнимается, даже в России.
Дюкова и его сторонников вдохновляют многочисленные примеры деприватизации по всей стране и по краю. Но в каждом таком случае у прокуратуры был реальный аргумент.
Например, красноярская Судоверфь была федеральной, а сделку по продаже проводил город, то есть более низкий уровень власти, который не мог распоряжаться федеральной собственностью. Вот вам и нарушение, вот и повод оспорить приватизацию. Или огромный санаторий «Енисей» продали по заниженной цене и без торгов. Тоже повод.
❗️А как продали ЭВРЗ?
В 2003 году правительство России создало АО «РЖД». Структура состояла из множества филиалов, и наш ЭВРЗ был одним из них. В 2006-2007 годах РЖД стало каждый свой филиал превращать в отдельное юрлицо. Так завод превратился в АО «КрЭВРЗ».
Дальше в РЖД начали постепенно распродавать юрлица (для этого их и создавали). В 2013 году очередь дошла до ЭВРЗ — его выставили на торги за полтора миллиарда рублей. Решение принималось, конечно, в Москве, а не в Красноярске. Аукцион выиграло новосибирское ЗАО «Афина Паллада» во главе с бизнесменом по имени Гайк Магакелян, заплатив миллиард 560 миллионов. С тех пор ЭВРЗ медленно, но верно деградировал. Сейчас «Афина Паллада» банкротится и продаёт акции завода с молотка.
Всё это очень печально, но юридических причин для деприватизации не просматривается. Всё произошло по букве закона. Просто буква закона не всегда бывает справедливой и не всегда она в интересах народа.
Скажем больше: никто сегодня и не решится оспаривать торги, проведённые РЖД. Ведь это станет прецедентом для пересмотра чуть ли не миллиона таких же торгов в жд-отрасли по всей стране.
А сам ЭВРЗ кулуарно уже приговорён под снос. На уровне Котюкова решено похоронить производство, но очень аккуратно, чтобы всё выглядело как забота об экологии.
Схема такая: отключить от котельной ЭВРЗ жилые дома вокруг и переключить их на ТЭЦ-2. Котельная станет работать на 80% меньше и дымить будет в пять раз меньше. Экологично? Экологично.
Вот только котельная вырабатывает пар, необходимый для работы всего ЭВРЗ. Не будет пара — не будет завода. А стоит он в центре города. Застройщики за эту землю будут глотки друг другу рвать.
Фото: t.me/krasnlions