Тихая реформа российской судебной системы: приоритеты расставлены, что дальше?
Незаметно для обывателя за кулисами судебной системы России идёт большая работа. Назначение бывшего генпрокурора РФ Игоря Краснова на должность председателя Верховного суда страны – это по сути радикальный разворот от прежнего кулуарного метода принятия судебных решений в интересах той или иной группы влияния в сторону цивилизованной, насколько это возможно, судебной системы.
Однако очевидно, что система слишком закостенела и пронизана мощными связями если не прямой коррупции, то как минимум взаимосвязей и взаимопомощи, в том числе и с правоохранительными органами. В одночасье реформу без массового увольнения и замены судей сделать нереально.
Вероятно, именно поэтому благие, без иронии, действия Игоря Краснова постоянно натыкаются на «польскую забастовку» в регионах. Когда все соглашаются, кивают, но делают всё по-старому.
19 февраля судейскому сообществу был послан очередной сигнал, на этот раз с самого верха. Не совсем от Бога, но почти. На совещании судей выступил Владимир Путин, который чётко расставил приоритеты. В том числе обозначил, кого и за что будут жёстко наказывать.
В том, что будут – сомнений нет.
Краткое изложение выступление президента:
Обоснованность и справедливость судебных решений напрямую влияют на судьбы людей и уровень доверия к власти в целом. Одна из главных проблем — по-прежнему высокая нагрузка на судей, которая снижает качество рассмотрения дел и внимание к участникам процесса.
В прошлом году количество дел, рассмотренных судами первой инстанции, сократилось почти на 20% почти по всем категориям. Главные причины: рост госпошлин с сентября 2024 года и дальнейшая гуманизация уголовного законодательства. Также начал действовать внесудебный порядок взыскания обязательных платежей, что в перспективе разгрузит административное судопроизводство.
Дефицит судей остаётся серьёзным — около 15% вакансий в федеральных судах общей юрисдикции и арбитражных судах. В 2025 году назначены 2763 судьи в суды общей юрисдикции и 423 — в арбитражные. Важно шире применять наставничество опытных судей для передачи знаний и профессиональной культуры молодым коллегам. Поддерживается предложение о перераспределении вакансий в пользу регионов с хронически высокой нагрузкой.
В судах на исторических территориях за прошлый год количество дел выросло значительно: на 35% по уголовным и гражданским, на 56 — по административным, на 40 — в арбитражных. Судьи там работают в сложных условиях, нередко связанных с риском для жизни.
Пленум и Президиум Верховного Суда играют ключевую роль в формировании единообразной судебной практики. Игнорирование позиций пленума должно получать принципиальную оценку. Рассматривается создание системы мониторинга их исполнения.
Происходит постепенная гуманизация уголовного правосудия. Число заключений под стражу сократилось на 6,2%, чаще применяется домашний арест. В 2025 году реальное лишение свободы назначено 125 тысячам человек (26% осуждённых), альтернативные наказания — почти 320 тысячам (71%). Верховному Суду поручено усилить контроль за сроками рассмотрения дел в отношении лиц под стражей и за обоснованностью этой меры пресечения, особенно по экономическим составам.
Цифровизация судов продолжается: в 2025 году в суды общей юрисдикции подано более 12,5 миллиона электронных обращений, в арбитражные — свыше 17,5 миллиона. Это ускоряет процессы и повышает открытость. Однако технологии не заменят судью: только человек способен учесть тончайшие нюансы дела, опираясь на опыт, культуру и чувство справедливости.
В прошлом году рассмотрено свыше 34 миллионов дел по всем видам судопроизводства. Нагрузка остаётся высокой: в среднем 490 дел в месяц на одного мирового судью. Благодаря новым правилам взыскания налоговых долгов с физлиц число гражданских дел сократилось почти на 23% (6,8 миллиона), административных — на 33% (1,7 миллиона).
Судебная система должна оставаться человекоцентричной: приоритет — защита социальных прав, интересов семьи, детей, материнства, отцовства, многодетных семей, инвалидов. Продолжается работа по унификации практики в жилищных спорах, коммунальных вопросах, земельных и градостроительных делах, экономических конфликтах.
Доверие к правосудию зависит от реального исполнения судебных решений. Необходимы меры по усилению ответственности за неисполнение законных требований судов. Важно также повысить качество кадрового отбора, исключив любые проявления коррупции, и одновременно ускорить замещение вакансий.








(32)_25225205_b.jpg)













