Илья Кригер

© Новая газета

ПолитикаРоссия

3299

21.05.2007, 18:11

Экстрим стынет в жилах

Уголовная ответственность за экстремизм должна поставить политическую оппозицию на место. Или — посадить.

На днях Владимир Путин подписал скандально известные апрельские поправки в Уголовный кодекс, КоАП и закон о противодействии экстремизму, которые усиливают ответственность за “деятельность, подрывающую стабильность общества”.

Сначала — о формальной стороне дела. В апреле 2007-го Госдума приняла поправки в Уголовный кодекс, дополнив ряд статей квалифицирующим признаком, предусматривающим совершение преступлений по мотиву расовой, национальной, религиозной, идеологической или политической ненависти или вражды, а равно по мотиву ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы и ужесточив за них ответственность.

Изменения коснулись и Административного кодекса. Штрафы за изготовление и сбыт нацистской атрибутики и символики теперь составляют от 10 до 25 минимальных размеров оплаты труда для физических лиц (МРОТ равен 100 рублям), 20 — 50 МРОТ — для должностных лиц, от 200 до 1000 МРОТ — для организаций. За распространение экстремистской литературы предусмотрен арест на 15 суток. (Все вроде бы верно, хотя вопросы остаются. Экстремистская литература — можно ли к ней, например, отнести “Апрельские тезисы” Ульянова?)

За хулиганство, если отыщутся экстремистские мотивы, теперь предусматривается лишение свободы на срок до 6 и 8 лет (если преступление совершено группой). Участники “экстремистского” митинга, повздорившие с ОМОНом, вдобавок к побоям могут получить до 12 лет колонии вместо нынешних 10. Увеличены сроки по статьям “Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение прав человек” — 2 года колонии вместо 3, и 6 вместо 5 — за то же самое, но с применением насилия (интересно, касается ли это положение ОМОНа?); “Организация экстремистского сообщества” — 6 вместо 4 — за создание организации, 3 года вместо 2 — за участие, 8 вместо 6 — за использование при этом служебного положения; “Организация деятельности экстремистской организации” — срок повышен с 3 до 6 лет за создание запрещенных судом организаций, а просто за участие в ней будут назначать не 2, а максимум 4 года. “Публичное оправдание экстремистской деятельности” будет наказываться (это, кстати, касается и СМИ) 6 годами колонии вместо 3.

Теперь о сути. Нужно ли бороться с проявлениями ксенофобии? Разумеется. Нужен ли специальный закон о противодействии экстремизму? Не уверен. Дело в том, что закон не содержит четкого определения “экстремистская деятельность”. Экстремисты — это те, кто разжигают вражду между группами населения. С расовой или национальной ненавистью более или менее понятно. А вот с идеологией и политикой сложнее. Как отличить акцию легальной оппозиции от экстремистов? На глаз.

В зависимости от того, кто будет глазеть, экстремистским можно назвать и митинг пенсионеров, протестующих против монетизации льгот, и слова Гарри Каспарова о массовом нарушении властями прав граждан, и замечание тишайшего Михаила Касьянова о том, что “власть сошла с ума”. Экстремистом, видимо, можно признать и участника Марша несогласных с плакатом: “Коррумпированных чиновников — к ответу”, и журналиста, который об этом напишет или опубликует фотографию митинга (экстремистская деятельность — это еще и “публичное заведомо ложное обвинение” должностных лиц в тяжких преступлениях).

Любопытно, что достаточные меры по борьбе с экстремизмом имелись в российском законодательстве и до принятия специального закона (который, кстати, не предусматривает механизма реализации). Ответственность за совершение преступлений по мотивам расовой, религиозной и социальной ненависти и так есть в Уголовном кодексе. Другое дело, что у МВД и ФСБ нет то ли желания, то ли умения их применять.

И потому складывается впечатление, что поправки в кодексы принимались не ради борьбы с теми же скинхедами, а для создания удобного инструмента “точечного воздействия” на политических оппонентов. И исторические прецеденты есть. У любого авторитарного режима, кроме прямого насилия, еще одно эффективное орудие борьбы с инакомыслием: “юридическая дубинка” — уголовная статья, допускающая широкое применение ввиду полнейшей неопределенности формулировки и позволяющая надолго изолировать неугодного человека от общества, попутно напугав остальных.

Раньше этой цели служили печально известные “антисоветские” статьи: 58-я УК СССР (точнее, целый “букет” из ее пунктов), а после — статьи 190-“прим” и 70-я УК РСФСР. Что такое “антисоветская агитация и “клевета на советский строй”, следователи и судьи решали, руководствуясь “социалистическим правосознанием” (закон четких критериев не устанавливал). Есть и зарубежные аналогии: законы Португалии при Салазаре, Италии при Муссолини, Испании при Франко.

Пока практика применения “антиэкстремистских” нововведений отсутствует. Но вполне понятно, что Россия сделала заметный шаг к полицейскому государству. Поскольку именно такому государству для самосохранения нужны расплывчатые законы и толмачи из силовых структур.

Комментарии

Виктор Илюхин, зампред думского Комитета по безопасности:

— У нас недопустимое, на мой взгляд, увлечение термином “экстремизм”. Мы готовы весь Уголовный кодекс перечеркнуть, оставив только одно понятие — экстремизм. При этом экстремизм трактуется предельно широко. Экстремизм — это крайняя форма выражения своих взглядов, но далеко не всегда он имеет целью насильственное свержение власти. У нас же спешат любую критику власти объявить покушением на нее. Учат, что с властью нужно разговаривать шепотом.

Семен Ария, адвокат:

— С юридической точки зрения, законы СССР об антисоветской деятельности (статья 58-10 УК СССР “Агитация и пропаганда” и остальной букет 58-х статей) ни в какое сравнение не идут с нынешнем законодательством. Это было исторически уникальное явление — орудие диктатуры пролетариата, орудие борьбы с собственным народом, которое было основано на насилии и никак не было связано с законом. Я хотел бы надеяться, что подобное не повторится. Я недостаточно хорошо знаком с нынешней правоприменительной практикой, но у меня сложилось впечатление, что борьба с экстремизмом постепенно приближается к тем методикам борьбы с инакомыслием, которые хорошо знакомы по советским временам.

Елена Лукьянова, профессор, доктор юридических наук:

— Юристы оперируют дефинициями. Четкой дефиниции экстремизма нет, и правоприменители расширяют это понятие каждый раз, когда нужно. Под предлогом борьбы с экстремизмом даже введены ограничения избирательных прав: в законе об основных гарантиях избирательных прав есть указание на то, что люди, обвиненные в занятии экстремистской деятельностью, ограничиваются в пассивном избирательном праве.

Илья Кригер

© Новая газета

ПолитикаРоссия

3299

21.05.2007, 18:11

URL: https://www.babr24.news/msk/?ADE=37891

Bytes: 6639 / 6632

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
newsbabr@gmail.com

Последние новости

06.08 21:34
Валентин Богданов возглавил оркестр Театра оперы и балета

06.08 18:46
В Новосибирске начали демонтаж старого моста через Тулу

06.08 18:42
В Красноярске родители жалуются на нехватку вакцины для новорождённых. Что говорят в Минздраве?

06.08 18:38
Красноярский край стал лидером по продаже леса на бирже

06.08 18:35
Красноярская писательница Анна Джейн снова возглавила рейтинг самых издаваемых авторов в России

06.08 18:17
Правительство Монголии встало на защиту исторического дворца Богдо-хана

06.08 17:47
В красноярском Солнечном готовится новый проект КРТ. Что там будет?

06.08 17:40
Создатель дихлофоса выступит свидетелем на суде по делу о гибели детей в Красной Сопке

06.08 17:06
В Красноярском крае острый дефицит врачей. Сколько специалистов не хватает?

06.08 16:42
Джидинский район получит 6,5 миллиона на развитие сельского хозяйства

Другие статьи в рубрике "Политика" (Россия)

Бюджетный шантаж и фантомные боли: кто в Бурятии плачет по дешёвой водке

Бурятские СМИ бьют тревогу из-за того, что бюджет Бурятии недополучает доходы от акцизов на алкоголь. За половину 2025 года план выполнен лишь на 34,5%. Авторы статей связывают это с политикой региональных властей, которые теснят алкомаркеты и делают легальную водку недоступной простому человеку.

Виктор Кулагин

ПолитикаЗдоровьеЭкономика и бизнесБурятия Россия

1175

06.08.2025

«Летний водопровод» по-якутски: как чиновница «перехитрила» 44-ФЗ

В Якутии, где традиционно ценят креативность (особенно в освоении бюджетов), глава Мальжагарского наслега Айталина Васильева совершила маленький подвиг.

Ярослава Грин

ПолитикаСкандалыЖКХРоссия

21627

27.07.2025

Круговорот заседаний в Совфеде: отчёт сенатора Наговицына за год

Бабр изучил отчёт сенатора от Бурятии Вячеслава Наговицына за 2024 год. Документ на двадцати страницах сообщает об участии в 24 заседаниях Совета Федерации, одобрении более 560 законов, 24 заседаниях профильного комитета, докладах по десяткам законопроектов, 30 направленных запросах.

Виктор Кулагин

ПолитикаБурятия Россия

11559

22.07.2025

Власть на местах — всё. В Бурятии сельские депутаты выступили против реформы МСУ

Депутаты небольшого сельского поселения «Новозаганское» в Мухоршибирском районе Бурятии направили обращение против перестройки устройства местного самоуправления. Их документ адресован главе района, районному совету и Народному Хуралу.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыБурятия Россия

13466

16.07.2025

«Хотьковский автомост»: бюджетные миллиарды превратились в вахтовую кормушку

Строительство третьего моста в Улан-Удэ превратилось в финансовую чёрную дыру. Подрядчик ОАО «Хотьковский автомост» погряз в долгах, срывает сроки и, кажется, использует главный долгострой Бурятии как ширму для освоения бюджетов в других регионах страны.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыЭкономика и бизнесБурятия Россия

18427

08.07.2025

Готовь реформу летом. В Бурятии ликвидацию самоуправления начали в сезон отпусков

В Бурятии готовятся к масштабной перестройке власти на местах. Для этого 23 июня создали рабочую группу из 34 человек. В неё вошли первый зампред правительства Всеволод Мухин, вице-спикер Хурала Татьяна Мантатова, министры, главы нескольких районов и другие чиновники.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыБурятия Россия

18112

02.07.2025

Земельный тупик: почему в Бурятии легче ликвидировать деревню, чем построить новую

Бурятия активно теряет не только министров, но и деревни. Посёлки исчезают с карт, одновременно создание новых населённых пунктов в республике буксует, ведь бюрократия тормозит любые инициативы. Бабр разбирается, что происходит и кто за это отвечает.

Виктор Кулагин

ПолитикаНедвижимостьБурятия Россия

20818

29.05.2025

Ян Черский: кто и зачем уничтожает памятники исследователю Сибири?

В декабре 2024 года с фасада Байкальского музея в Иркутске была демонтирована памятная табличка, посвящённая Яну Черскому, выдающемуся исследователю Сибири и участнику польского восстания 1863 года. Надпись на табличке гласила: «Черскому и другим исследователям Сибири от соотечественников Польши».

Леонид Улих, социальный эколог

ПолитикаИсторияКультураИркутск Россия

28189

26.05.2025

Блогнот. Сталинизм на полчаса

На Таганке открыли горельеф с изображением Сталина. Точнее - его копию, сильно уменьшенную и выполненную не в сложной технике фарфоровой глазури, а будто бы напечатанной на гипсовом 3D-принтере.

Илья Гращенков

ПолитикаОбществоРоссия

20874

22.05.2025

Поймать, перепродать шесть раз, заморозить: ФАС открыла секрет исчезновения доступной рыбы на пути к бурятскому столу

Зампред правительства и министр сельского хозяйства Бурятии Амгалан Дармаев озаботился исполнением федерального поручения об увеличении внутреннего потребления отечественной рыбной продукции.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесЗдоровьеБурятия Россия

25645

08.05.2025

Отследить, запретить, запугать: молодёжная политика Бурятии в 2025 году. Разбор Бабра

Бурятия превратилась в полигон для бюрократических экспериментов над молодым поколением. Чиновники, депутаты и силовики, прикрываясь лозунгами о патриотизме и развитии, на самом деле душат инициативу молодёжи, загоняют её в долги и вынуждают бежать из республики.

Виктор Кулагин

ПолитикаМолодежьКультураБурятия Россия

41430

10.04.2025

Телеграм Бурятии за неделю: арест Антона Виноградова, разрушенный Мемориал Победы и скользкий Улан-Удэ

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в бурятском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 31 марта по 7 апреля включительно. От миллиардерских обещаний до дела о взятке Бывший ззаместитель главы правительства Бурятии Антон Виноградов задержан в Москве.

Есения Линней

ПолитикаСкандалыБлагоустройствоБурятия Россия

17633

07.04.2025

Лица Сибири

Шишмарев Дмитрий

Попов Владимир

Стрельцов Михаил

Соколов Владимир

Дорофеев Владимир

Кондрашова Марина

Семенов Бато

Клюев Максим (епископ Максимилиан)

Сысоева Елена

Босхолов Сергей