Илья Кригер

© Новая газета

ПолитикаРоссия

3084

21.05.2007, 18:11

Экстрим стынет в жилах

Уголовная ответственность за экстремизм должна поставить политическую оппозицию на место. Или — посадить.

На днях Владимир Путин подписал скандально известные апрельские поправки в Уголовный кодекс, КоАП и закон о противодействии экстремизму, которые усиливают ответственность за “деятельность, подрывающую стабильность общества”.

Сначала — о формальной стороне дела. В апреле 2007-го Госдума приняла поправки в Уголовный кодекс, дополнив ряд статей квалифицирующим признаком, предусматривающим совершение преступлений по мотиву расовой, национальной, религиозной, идеологической или политической ненависти или вражды, а равно по мотиву ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы и ужесточив за них ответственность.

Изменения коснулись и Административного кодекса. Штрафы за изготовление и сбыт нацистской атрибутики и символики теперь составляют от 10 до 25 минимальных размеров оплаты труда для физических лиц (МРОТ равен 100 рублям), 20 — 50 МРОТ — для должностных лиц, от 200 до 1000 МРОТ — для организаций. За распространение экстремистской литературы предусмотрен арест на 15 суток. (Все вроде бы верно, хотя вопросы остаются. Экстремистская литература — можно ли к ней, например, отнести “Апрельские тезисы” Ульянова?)

За хулиганство, если отыщутся экстремистские мотивы, теперь предусматривается лишение свободы на срок до 6 и 8 лет (если преступление совершено группой). Участники “экстремистского” митинга, повздорившие с ОМОНом, вдобавок к побоям могут получить до 12 лет колонии вместо нынешних 10. Увеличены сроки по статьям “Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение прав человек” — 2 года колонии вместо 3, и 6 вместо 5 — за то же самое, но с применением насилия (интересно, касается ли это положение ОМОНа?); “Организация экстремистского сообщества” — 6 вместо 4 — за создание организации, 3 года вместо 2 — за участие, 8 вместо 6 — за использование при этом служебного положения; “Организация деятельности экстремистской организации” — срок повышен с 3 до 6 лет за создание запрещенных судом организаций, а просто за участие в ней будут назначать не 2, а максимум 4 года. “Публичное оправдание экстремистской деятельности” будет наказываться (это, кстати, касается и СМИ) 6 годами колонии вместо 3.

Теперь о сути. Нужно ли бороться с проявлениями ксенофобии? Разумеется. Нужен ли специальный закон о противодействии экстремизму? Не уверен. Дело в том, что закон не содержит четкого определения “экстремистская деятельность”. Экстремисты — это те, кто разжигают вражду между группами населения. С расовой или национальной ненавистью более или менее понятно. А вот с идеологией и политикой сложнее. Как отличить акцию легальной оппозиции от экстремистов? На глаз.

В зависимости от того, кто будет глазеть, экстремистским можно назвать и митинг пенсионеров, протестующих против монетизации льгот, и слова Гарри Каспарова о массовом нарушении властями прав граждан, и замечание тишайшего Михаила Касьянова о том, что “власть сошла с ума”. Экстремистом, видимо, можно признать и участника Марша несогласных с плакатом: “Коррумпированных чиновников — к ответу”, и журналиста, который об этом напишет или опубликует фотографию митинга (экстремистская деятельность — это еще и “публичное заведомо ложное обвинение” должностных лиц в тяжких преступлениях).

Любопытно, что достаточные меры по борьбе с экстремизмом имелись в российском законодательстве и до принятия специального закона (который, кстати, не предусматривает механизма реализации). Ответственность за совершение преступлений по мотивам расовой, религиозной и социальной ненависти и так есть в Уголовном кодексе. Другое дело, что у МВД и ФСБ нет то ли желания, то ли умения их применять.

И потому складывается впечатление, что поправки в кодексы принимались не ради борьбы с теми же скинхедами, а для создания удобного инструмента “точечного воздействия” на политических оппонентов. И исторические прецеденты есть. У любого авторитарного режима, кроме прямого насилия, еще одно эффективное орудие борьбы с инакомыслием: “юридическая дубинка” — уголовная статья, допускающая широкое применение ввиду полнейшей неопределенности формулировки и позволяющая надолго изолировать неугодного человека от общества, попутно напугав остальных.

Раньше этой цели служили печально известные “антисоветские” статьи: 58-я УК СССР (точнее, целый “букет” из ее пунктов), а после — статьи 190-“прим” и 70-я УК РСФСР. Что такое “антисоветская агитация и “клевета на советский строй”, следователи и судьи решали, руководствуясь “социалистическим правосознанием” (закон четких критериев не устанавливал). Есть и зарубежные аналогии: законы Португалии при Салазаре, Италии при Муссолини, Испании при Франко.

Пока практика применения “антиэкстремистских” нововведений отсутствует. Но вполне понятно, что Россия сделала заметный шаг к полицейскому государству. Поскольку именно такому государству для самосохранения нужны расплывчатые законы и толмачи из силовых структур.

Комментарии

Виктор Илюхин, зампред думского Комитета по безопасности:

— У нас недопустимое, на мой взгляд, увлечение термином “экстремизм”. Мы готовы весь Уголовный кодекс перечеркнуть, оставив только одно понятие — экстремизм. При этом экстремизм трактуется предельно широко. Экстремизм — это крайняя форма выражения своих взглядов, но далеко не всегда он имеет целью насильственное свержение власти. У нас же спешат любую критику власти объявить покушением на нее. Учат, что с властью нужно разговаривать шепотом.

Семен Ария, адвокат:

— С юридической точки зрения, законы СССР об антисоветской деятельности (статья 58-10 УК СССР “Агитация и пропаганда” и остальной букет 58-х статей) ни в какое сравнение не идут с нынешнем законодательством. Это было исторически уникальное явление — орудие диктатуры пролетариата, орудие борьбы с собственным народом, которое было основано на насилии и никак не было связано с законом. Я хотел бы надеяться, что подобное не повторится. Я недостаточно хорошо знаком с нынешней правоприменительной практикой, но у меня сложилось впечатление, что борьба с экстремизмом постепенно приближается к тем методикам борьбы с инакомыслием, которые хорошо знакомы по советским временам.

Елена Лукьянова, профессор, доктор юридических наук:

— Юристы оперируют дефинициями. Четкой дефиниции экстремизма нет, и правоприменители расширяют это понятие каждый раз, когда нужно. Под предлогом борьбы с экстремизмом даже введены ограничения избирательных прав: в законе об основных гарантиях избирательных прав есть указание на то, что люди, обвиненные в занятии экстремистской деятельностью, ограничиваются в пассивном избирательном праве.

Илья Кригер

© Новая газета

ПолитикаРоссия

3084

21.05.2007, 18:11

URL: https://www.babr24.news/msk/?ADE=37891

Bytes: 6639 / 6632

Версия для печати

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Политика" (Россия)

Отследить, запретить, запугать: молодёжная политика Бурятии в 2025 году. Разбор Бабра

Бурятия превратилась в полигон для бюрократических экспериментов над молодым поколением. Чиновники, депутаты и силовики, прикрываясь лозунгами о патриотизме и развитии, на самом деле душат инициативу молодёжи, загоняют её в долги и вынуждают бежать из республики.

Виктор Кулагин

ПолитикаМолодежьКультураБурятия Россия

14101

10.04.2025

Телеграм Бурятии за неделю: арест Антона Виноградова, разрушенный Мемориал Победы и скользкий Улан-Удэ

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в бурятском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 31 марта по 7 апреля включительно. От миллиардерских обещаний до дела о взятке Бывший ззаместитель главы правительства Бурятии Антон Виноградов задержан в Москве.

Есения Линней

ПолитикаСкандалыБлагоустройствоБурятия Россия

11826

07.04.2025

Депутатский контроль. Вячеслав Дамдинцурунов: полмиллиона в месяц за рекламу нацпроекта

Вячеслав Дамдинцурунов, депутат Госдумы от Бурятии, в марте заявил о запуске нового национального проекта «Молодёжь и дети». Этот амбициозный план с бюджетом в 3,7 триллиона рублей рассчитан на охват 50 миллионов человек и включает девять федеральных проектов и 165 мероприятий.

Виктор Кулагин

ПолитикаОбществоОбразованиеБурятия Россия

12104

07.04.2025

От школ до бериллия: чем Бурятия удивила Путина на рабочей встрече

2 апреля президент России Владимир Путин провёл рабочую встречу с главой Бурятии Алексеем Цыденовым. Атмосфера оставалась спокойной и доброжелательной, что подчёркивает устойчивую поддержку федерального центра. Такие встречи служат индикатором отношений между регионами и Кремлём.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесСобытияБурятия Россия

13915

04.04.2025

Блогнот. Лесные пожары и влияние на ЕДГ-2025

Лесные пожары вновь врываются в информационную повестку регионов. Так, глава Забайкалья Александр Осипов уже объявил о введении в крае режима повышенной готовности. По его словам, в регионе зафиксировали и потушили первый лесной пожар.

Илья Гращенков

ПолитикаРасследованияРоссия

12054

26.03.2025

Москва и Сан-Франциско аплодируют, Улан-Удэ молчит: министр Дагаева саботирует кино

Артём Бурлов, режиссёр документального фильма «Бурят в европейском кино», до сих пор не может организовать публичный показ своей работы в Национальной библиотеке Бурятии. Министерство культуры республики отказывает ему в очередной раз.

Виктор Кулагин

ПолитикаКультураБурятия Россия

15438

21.03.2025

Депутатский контроль: как амбиции Вячеслава Дамдинцурунова парализовали развитие ФАРБ

В мире спорта нередко случаются конфликты, но когда они затрагивают государственные структуры и касаются развития целого вида спорта – это становится делом особой важности. Именно такая ситуация разворачивается сейчас вокруг Федерации армейского рукопашного боя (ФАРБ) в Москве.

Есения Линней

ПолитикаСпортОбществоБурятия Россия

19270

18.03.2025

Блогнот. Коммунисты имели бы шанс на перезагрузку, если бы серьезно обновились

Геннадий Зюганов выражает недовольство действиями кураторов внутрипола, недовольный тем, что партию пытаются «унасекомить», но сама партия находится в состоянии неопределенности.

Илья Гращенков

ПолитикаРоссия Иркутск

9572

17.03.2025

Инсайд. Как Александр Чепик переобулся

Бывший вице-премьер Бурятии стал первым замом Хинштейна в Курской области. В 2014 году он не смог назвать адрес своего дома суду Александр Чепик назначен и.о.

Фокс Смит

ПолитикаБурятия Россия

18934

29.01.2025

Депутатский контроль. Что искал Василий Цыремпилов у Мадуро?

Василий Цыремпилов, депутат от «Единой России» и председатель комитета по градостроительной политике Улан-Удэнского горсовета вместо решения проблем округа № 13 предпочёл присоединиться к делегации Палаты молодых законодателей РФ для участия во Всемирном антифашистском фестивале в Венесуэле.

Виктор Кулагин

ПолитикаТуризмЭкономика и бизнесБурятия Россия

22916

22.01.2025

Блогнот. Почему принудительная реформа местного самоуправления вредна или даже губительна?

История местного самоуправления, которая возникла ещё в 1864 году при реформе Александра II и к которой вернулись после распада СССР, сегодня готовится к окончательному «схлопыванию» новым законом о местном самоуправлении, подготовленным сенатором Андреем Клишасом и депутатом Госдумы Павлом ...

Есения Линней

ПолитикаРоссия Иркутск Бурятия

28858

29.11.2024

Уран по-монгольски: Orano и «Росатом» делят стратегические месторождения

Монгольский парламент одобрил поправки в закон об атомной энергетике. 68.1% депутатов проголосовали «за». Если верить официальной версии, цель поправок — создание благоприятного инвестиционного климата.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесСобытияМонголия Россия

17992

29.11.2024

Лица Сибири

Панько Александр

Мадасов Игорь

Селиверстов Леонид

Энхжаргал Жигмэд

Пушкарев Вячеслав

Кириллов Игорь

Мельник Галина

Аникин Валерий

Назаров Виктор Иванович

Бенчарова Наталья