Михаил Делягин
Цючжайгоу, 2008

© Ежедневный журнал

ПолитикаМир

9490

15.05.2008, 09:55

Формула свободы

Беда не только в том, что мы стесняемся спрашивать, когда чего-то не знаем. Беда, что мы спрашиваем не тех.

Мы спрашиваем о бизнесе 30-летних консультантов, не создавших ни одной фирмы и сталкивавшихся с конкуренцией только при устройстве на работу. О политике у экспертов, не участвовавших ни в одной избирательной кампании. О свободе слова у журналистов. О любви у разведенных. О свободе у философов…

Результат предсказуем.

Философы, например, любят порассуждать о свободе как индивидуализме — о свободе от коллектива. Но всякий, стоявший в пробках, знает, что эти понятия находятся в разных плоскостях. В пробке нет и речи ни о каком коллективизме, каждый заперся в своей жестяной коробочке, и все, на что может хватить ваших солидарности и самосознания — погудеть вслед вашим хозяевам, пролетающим мимо с мигалками и «крякалками». Но и со свободой в пробке тоже все в порядке, верно? Заключенный хотя бы знает, когда он выйдет из тюрьмы; водитель же обычно не имеет представления, когда он вырвется из пробки.

Боюсь даже подумать, кого надо спрашивать о любви (наверное, писателей), но о свободе надо спрашивать экономистов.

И тогда вместо философских головоломок типа «осознанной необходимости» (а как, например, быть со свободой большого числа индивидуумов, в принципе не способных осознать что-либо?) вы получите четкую и, главное, технологичную, применимую на практике формулу: «Свобода — это избыток инфраструктуры».

Мы можем действовать — и даже думать — только в рамках уже существующей инфраструктуры (в том числе интеллектуальной). Недостаток инфраструктуры — от дорог и электричества до систематизированных знаний — объективно лишает человека возможности осознанно ставить цели и достигать их, что по сути дела превращает его в общественное животное.

Зачем сажать в тюрьму, когда можно лишить мобильности дезорганизацией транспорта, бедностью или страхом перед милицией, да еще и дебилизировать сочетанием разложившегося, превращенного исключительно в бизнес образования и эффективной пропаганды?

Свобода слова необходима, но чтобы оно из мычания на кухнях стало словом, чтобы оно могло быть услышано и начало действовать — ему тоже нужна инфраструктура.

Ограничение инфраструктуры душит свободу не менее эффективно, чем полицейский террор, но более надежно, потому что не вызывает сопротивления: можно мечтать об искоренении «неверных ментов» (хотя в нашей стране государство, похоже, открыто исходит из презумпции полного отсутствия честных милиционеров), но нельзя даже мечтать о том, чтобы самому построить дорогу. Это сложнее, чем наказать конкретного преступника в погонах; гражданскому обществу это не под силу.

Можно принять подробнейшим образом проработанные законы о предоставлении всех мыслимых и немыслимых прав, но без инфраструктуры, обеспечивающей их исполнение, их можно печатать в рулонах и без текста.

Классический пример — Латинская Америка. Конституции большинства ее стран более проработаны и демократичны, чем у США — вот только значительная часть населения не может их даже прочитать. Не умеет.

Поэтому свобода — это не торжественные декларации политиков и общественных деятелей и даже не «хорошие законы».

Это пустующие пространства в аэропорту Даллас, которые можно в любой момент загрузить новыми рейсами, хоть на Марс.

Это возможность честным трудом, и даже особенно не надрываясь, заработать на билет до Владивостока.

Это дороги, по которым можно поехать в любую сторону и доехать туда, куда вам надо, и необходимый для этого транспорт.

Это толпы людей на улицах Чэнду (столица Сычуани, по населению чуть меньше Киева и Берлина) на мотороллерах и мопедах, которые не загрязняют воздух, мгновенно стартуют и мгновенно же останавливаются, потому что работают на аккумуляторах. Чэнду пересела на них менее чем за 5 лет: власти учли, что топливо дорожает, китайцы в массе своей все еще бедны, а электроскутер или электромопед доступны тем, кто не может тратиться на бензин. А монополизм энергетиков сдерживается государством, и в Китае они не имеют возможности душить экономику и общество ради своих аппетитов.

Парадоксально, но свобода нерыночна по своей сути, ибо избыточность инфраструктуры окупается только в стратегической перспективе: в каждый отдельный момент времени эта избыточность расточительна.

Но именно она делает нас свободными.

И Россия несвободна не столько из-за лишения людей прав — от социальных до политических (так отсутствие гарантированного государством прожиточного минимума де-факто означает отсутствие права на жизнь), сколько из-за отсутствия инфраструктуры, позволяющей их реализовать.

И потому государство, которое мы содержим и которое мы пока терпим, должно нам не только свободу слова, честный суд и восстановление социальной сферы. В первую очередь оно должно нам массовое строительство линий электропередач и дорог: по ним приходит не только богатство, в соответствии с китайской поговоркой, по ним, хотя и чуть позже, приходит свобода.

Автор — директор Института проблем глобализации, д.э.н.

Михаил Делягин
Цючжайгоу, 2008

© Ежедневный журнал

ПолитикаМир

9490

15.05.2008, 09:55

URL: https://www.babr24.news/?ADE=45523

Bytes: 4998 / 4991

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
newsbabr@gmail.com

Автор текста: Михаил Делягин
Цючжайгоу, 2008
.

Другие статьи в рубрике "Политика"

Депутатский контроль. Алексей Кудрявцев: по уши… в пуху

Депутат иркутской городской думы Алексей Кудрявцев вновь доказал, что для некоторых народных избранников статус депутата – это не обязанность, а привилегия, граничащая с ощущением полной безнаказанности.

Глеб Севостьянов

ПолитикаИркутск

3513

23.07.2025

Морская держава без моря: Монголия развивает морское судоходство

Монголия является одним из крупнейших по площади государств, не имеющих выхода к морю. Несмотря на это, с 2003 года страна официально развивает собственный морской флот. Благодаря политике открытой регистрации под монгольским флагом на начало 2025 года ходит несколько сотен судов.

Эрнест Баатырев

ПолитикаЭкономика и бизнесМонголия

3736

23.07.2025

Инсайд. Томский обзор

Губернатор Томской области Владимир Мазур опять завел старую песню, как при нем похорошел регион. В том плане, что прорывное развитие наблюдается по всем отраслям. Например, в сельском хозяйстве 25% аграриев «внедряют цифровые решения и искусственный интеллект».

Ярослава Грин

ПолитикаТомск

1434

23.07.2025

Сельхозминистр Сумароков не помог папке стать на ноги

Прекрасную новость сообщили 22 июля: «В Иркутской области 21 начинающий фермер получит грант «Агростартап» на общую сумму почти 91 миллион рублей». Этот благородный конкурс не первый год дает старт и импульс свежеиспеченным кормильцам региона и не только.

Макар Громов

ПолитикаОбществоСкандалыИркутск

5704

22.07.2025

Круговорот заседаний в Совфеде: отчёт сенатора Наговицына за год

Бабр изучил отчёт сенатора от Бурятии Вячеслава Наговицына за 2024 год. Документ на двадцати страницах сообщает об участии в 24 заседаниях Совета Федерации, одобрении более 560 законов, 24 заседаниях профильного комитета, докладах по десяткам законопроектов, 30 направленных запросах.

Виктор Кулагин

ПолитикаБурятия Россия

4282

22.07.2025

Депутаты на Севере: беды с ветеринарией и продовольственные проблемы

В период летних каникул депутатам Законодательного собрания Красноярского края удается совмещать приятное с полезным – путешествовать и, так скажем, работать. Например, в середине июля комитет по делам села и агропромышленной политике отправился на север региона.

Александр Тубин

ПолитикаКрасноярск

2847

22.07.2025

Инсайд. Щепотка Томска. О циничности и прагматичности губернатора

К нашему недавнему разговору про Мазура и его отношение к спорту – отличная иллюстрация губернаторских приоритетов: в пятницу, в Кривошеинском районе, работал «День поля Томской области», такой своеобразный отраслевой форум.

Ярослава Грин

ПолитикаТомск

3461

22.07.2025

Вадим Семенов. Быть мэром

Памятник Евгению Гришину открыли на днях в Черемхово. Спортсмен родился и вырос в этом городе. Вообще-то его имя, которое в едином порыве скандировал стадион «Труд», стало легендарным в Иркутске. Но в Иркутске памятника нет, да при мэре Болотове, усилиями власти, он вряд ли бы появился.

Георгий Булычев

ПолитикаОбществоИркутск

6291

21.07.2025

Колония строгого дележа: кто получит 32 гектара на берегу Байкала

В посёлке Выдрино Кабанского района 14 июля пятеро депутатов сельсовета, включая председателя Леонида Гомзякова, сложили полномочия. Они отказались участвовать в решении, которое, по их словам, отдаст 32 гектара земли на берегу Байкала в частные руки за символическую плату.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыЭкономика и бизнесБурятия Байкал

9354

21.07.2025

Инсайд. Щепотка Томска. Панамка подождет

Коллеги искренне удивляются, что губернатор Владимир Мазур не проявил никакого интереса к предстоящему шахматному турниру «Мемориал Петра Измайлова». Областная федерация не смогла найти «необходимые финансовые средства для проведения данных соревнований на достаточно высоком уровне».

Ярослава Грин

ПолитикаТомск

3687

21.07.2025

Телеграм Иркутска за неделю: звезда не родилась: Сарсенбаев не пошел в мэры Ангарска, а «Новые люди» оказались уж больно новыми

Бабр представляет еженедельную подборку главных событий Иркутской области по версии телеграм-каналов со 14 по 21 июня включительно.

Глеб Севостьянов

ПолитикаИркутск

8549

21.07.2025

В Киренске красные сыграют с мэром Свистелиным в доктора

Похоже, усатый мэр Киренского теперь уже округа Кирилл Свистелин вырастил себе доктора. Об участии в выборах мэра заявил изгнанный Кириллом Викторовичем бывший главврач местной районной больницы Алексей Михайлов.

Георгий Булычев

ПолитикаОбществоСкандалыИркутск

22361

18.07.2025

Лица Сибири

Лазебный Вадим

Аликберов Геннадий

Корнев Михаил

Зезуля Алексей

Терещенко Александр

Соколов Алексей

Оланов Андрей

Чупров Сергей

Микуляк Андрей

Емелина (Лунковская) Екатерина