Игра в кошки-мышки с Фемидой, или Как Александр Душин борется с приговором
Представьте себе человека, которого эпоха создала по своему образу и подобию. Не строителя, не созидателя – а ловца. Ловца удачи, ловца миллионов, ловца чужих (обратите внимание) возможностей. Таким и представляется любопытному читателю Александр Душин. Лихой усть-кутский бизнесмен, некогда глава этого немалого северного города, политик регионального уровня. В «друзьях» Душина, например, ходили такие именитые персоны как бывший спикер Заксобрания Сергей Сокол, покойный мэр Саянска Олег Боровский и ныне блистающий мэр Черемхово Вадим Семенов.
Но все переменилось весной 2020 года, когда лихой делец оказался замешан сразу в нескольких уголовных делах: о взяточничестве и причинении тяжкого вреда здоровью заммэру Усть-Кутского района Михаилу Барсу. Отвернулись друзья, отвернулась фортуна… И более пяти лет длится бесконечная игра в кошки-мышки. Так победит ли Фемида? Или верх возьмет извечная сила 90-х?
Александр Душин
Гениями не рождаются, гениями становятся. Известная каждому народная мудрость. Вот и Александр Душин финансовым гением не родился… В жизни будущего миллиардера все начиналось как у многих. Родился в простой семье железнодорожников, с началом строительства БАМа переехал в Усть-Кут. Окончил школу, поступил в институт. Работал по специальности – электромонтером на железной дороге. Обычный советский парень с обычной советской судьбой.
Но грянули 90-е, и Душин, как и многие в то время, решил круто поменять жизнь. Бросил железную дорогу и ушел в бизнес. Сначала делал пенопласт, потом работал на нефтяников. А в 2000 году создал свою главную компанию – «ЛенаЛесСервис». Лес в суровых северных краях Приангарья – это большие, серьезные деньги. И бизнес Душина пошел в гору. А вместе с тем начали расти и амбиции молодого дельца.
Сначала Александр Викторович стал депутатом городской думы, возглавил бюджетную комиссию – то есть получил доступ к тому, что любит больше всего – к деньгам. Учился заочно на госуправление – видимо, готовился к большему. И наконец в 2017 году он добился своего: стал мэром Усть-Кута. И тут началось то, что в итоге привело его на скамью подсудимых.
Усть-Кут
Городской бюджет и его собственный бизнес для Александра Душина словно слились в один. Сначала «юное политическое дарование» начало распродавать городское имущество – участки, предприятия городского имущества – с молотка шло все. Причем часто по заниженным ценам. К окончанию «правления» Душина у города не осталось ничего. Общественный транспорт – частный. Водоканал, автодор, горзеленхоз – не было ничего. По сути: не стало тех остатков городского хозяйства, что лелеялись с развала Союза.
Зато Александр Викторович вокруг себя команду из силовиков и людей с сомнительной репутацией. Готовился к покорению нового Олимпа: кресла мэра Усть-Кутского района. Те, кто пересекались с главой в те недавние, но уже такие далекие времена, вспоминают: Душин вел себя не как чиновник, а как хозяин, пришедший грабить захваченную территорию.
При этом внешне Александр Викторович создавал картинку совершенно образцового семьянина: жена, шестеро детей. Но за этим фасадом скрывались совсем другие дела. Про которые в маленьком городе знали многие, но единицы могли выступить публично.
А еще Александр Викторович - заядлый огородник, рыбак, охотник и грибник
Например, бизнес с избранием во власть, Душин быстро записал на жену, сделав ее формальным владельцем. Классическая схема, так сказать. Но когда начались первые проблемы начался и болезненный бракоразводный процесс, который не закончился и по сей день. Уже в 2020 году жена ушла, прихватив активы и гору имущества (от шуб до квартир), а муж оказался в следственном изоляторе, обвиненный сразу по трем статьям. Ну точно: муж и жена – одна Сатана. Предательство на предательстве.
Естественно, прощать и прощаться со своим главным детищем – предприятием «ЛенаЛесСервис» – Александр Викторович был не готов. Потому на жену и ее непомерные аппетиты была спущена небольшая армия адвокатов. И пошел долгий судебный процесс, стоимостью в 720 миллионов рублей.
Параллельно судился Душин и за свою свободу, доказывая, что взяток не брал да Барса не бил. Мы рассказывали, но кратко повторим.
Александр Душин был осужден за три основных преступления, которые он совершил, будучи главой города Усть-Кута:
• Взятка в особо крупном размере. Душин получил 1,3 миллиона рублей, которые компенсировали его закрытые на некачественные работы по благоустройству городского сквера глаза.
• Превышение должностных полномочий. Глава города подписал фиктивные акты приемки работ, из-за чего из бюджета было украдено около 17 миллионов рублей, выделенных на тот же сквер.
• Причинение тяжкого вреда здоровью. Это уголовное дело о насильственных действиях, совершенных группой лиц, в адрес заммэра Усть-Кутского района Михаила Барса.
Склад древесины слева - владения Душина
Душин, естественно, нанял армию адвокатов, превратив зал суда в дорогой спектакль. И, казалось, купил-таки себе индульгенцию: первый приговор, вынесенный в августе 2024 года, – 4 года условно по тяжким статьям – был плевком в лицо закону. Судья, его вынесшая, мгновенно испарилась с юридического горизонта, уйдя на пенсию. Ни на какие мысли не наводит, столь удачное совпадение?
Но тут Фемида, долго дремавшая, вдруг проснулась. Иркутский областной суд, разгромив этот цирк, вынес свой вердикт: 10 лет строгого режима. Казалось, точка поставлена. Вор должен сидеть в тюрьме.
Но для Душина тюрьма – это не итог, а лишь очередное неудобство, которое нужно обойти. Команда адвокатов обратилась в кассацию, добившись отмены принятого решения. Теперь поле битвы снова переносится в Иркутск, где областной суд будет пересматривать дело с чистого листа. И у судей есть все варианты: и оправдать, и смягчить наказание, и оставить все как есть.
Игра продолжается. Душин снова в своей стихии – в борьбе, в попытке переиграть систему, которая однажды уже дрогнула перед его напором и ресурсами. Он не кается и не просит пощады, не признает совершенных деяний несмотря на совершенно очевидные улики. Потому что именно так – нагло, без оглядки и до самого конца – живут те, чья душа навсегда осталась в девяностых.
Мир Душина так и застыл в лихих 90-х. Политик остался законсервированный в собственных амбициях и методах, свойственных давно ушедшему периоду: сила решает, наглость правит, а совесть – понятие для проигравших. Вот только проигрывать начал он. И потому эта битва уже не на жизнь, а на смерть. По-другому Душин не может. И теперь он готов похоронить за собой всех, кто когда-то его поддерживал.