Группа «Илим» и министр Кирдяпкин: «У вас есть план, мистер Фикс?»
В двух параллельных мирах умудряется существовать группа «Илим», которая заготавливает в Иркутской области 70 процентов своего сырья и имеет здесь же свои крупнейшие предприятия.
В одном мире ее пресс-служба пишет, что за период с 2016 по 2023 годы компания вложила в экологические инициативы 25 миллиардов рублей. В 2024-2030 годах намерена инвестировать еще 15,9 миллиарда в снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
В другом мире Росприроднадзор обнаружил грубые экологические нарушения в деятельности «Илима», от отсутствия квалифицированного персонала до критичного превышения предельно допустимых концентраций токсичных веществ в выбросах в воду и воздух.
Но даже с помощью прокуратуры пока не удалось выбить с хозяев компании компенсацию вреда окружающей среде в 2,3 миллиарда рублей. «Илим» отчаянно сутяжничает и тянет время, хотя Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа встал на сторону надзорного ведомства.
Или вот, к примеру, в первом, розовом, мире уже неоднократно сообщалось, что с 1 января 2020 года Братск участвует в эксперименте по квотированию выбросов, который реализуется в рамках федерального проекта «Чистый воздух» (остальные города присоединились к участию в проекте с сентября 2023 года).
То есть Братск работает по этой теме уже пятый год!
Главный эколог филиала «Илима» в Братске Галина Быстрова еще в начале 2024-го рапортовала, что предприятие «активно прорабатывает мероприятия по достижению установленных квот на выбросы загрязняющих веществ». Для Братска установлено шестнадцать квотируемых веществ, по пятнадцати квоты касаются деятельности принадлежащего компании Братского лесопромышленного комплекса. Руководитель филиала Андрей Ванчуков тоже говорил, что все у них по этой теме ровно.
Андрей Ванчуков
И «Илим», соответственно, внесет положенный вклад в общую задачу предприятий города: снизить количество выбросов на 20 процентов к 2026 году.
Читаем протокол выездного заседания в Красноярске федерального штаба по реализации проекта «Чистый воздух». Состоялось оно в сентябре 2025-го.
Там отдельным пунктом указано: рекомендовать правительству Иркутской области ускорить подготовку планов мероприятий по квотированию выбросов для Братского завода ферросплавов и группы «Илим». На основании данных сводных расчетов загрязнений атмосферного воздуха.
Упс. Приехали.
То есть 2026-й, когда надо уже реально снизить выбросы, не за горами, в у «Илима» все еще нет плана. О котором рапортовали не один год. И нет расчетов загрязнений. А если непонятно, сколько загрязнений, что тогда вообще снижать на 20 процентов?
Это в Братске, где все должны уже измерить вдоль и поперек.
В эксперименте участвуют все предприятия – источники загрязнения воздуха, в том числе даже микропредприятия.
А плана нет у «Илима» – одного из крупнейших загрязнителей.
Ну как так-то? Министр лесного комплекса Павел Валерьевич Кирдяпкин, разъясните ситуацию! Или тоже затерялись в параллельных мирах?..
Павел Кирдяпкин