Артур Скальский

© Агентство "Сибирские новости"

ИсторияИркутск

3593

15.03.2009, 13:46

Традиции и материальная культура

Как менялся традиционный образ жизни малых народов под натиском современности? Мы продолжаем публикацию очерков из серии "Затерянный мир Иркутской области".

От чумов к русской усадьбе

Для малых народностей в первые годы коллективизации строились рубленные деревянные дома с тем, чтобы там жила одна семья. Но на практике в таком доме могли проживать одновременно до пяти - восьми семей. Тофы Иркутской области, кеты и эвенки долго не могли привыкнуть к оседлой жизни. Вплоть до 1970-х годов около каждого дома стояли остовы чумов, где люди жили в летнее время. Очень часто случалось, что тофы и кеты чувствовали дискомфорт от чистоты пола и стен, их пугало жилище без живого огня.

На севере Красноярского края наблюдалась картина полного анахронизма. Еще в 1970-х гг. в непосредственной близости от стационарных поселков городского типа располагались чумы долган и нганасан.

А вот у кетов во второй половине ХХ в. было обнаружено только два чума, в которых жили престарелые супружеские пары: один чум в районе Верхнеимбатска, второй на реке Курейке.

Усадьбы кетов достаточно быстро приобретали облик обыкновенных деревенских домов в русских поселках, и только своры охотничьих лаек напоминали, что здесь живут промысловики. Изредка к ограде домов привязывали оленей пастухов, приезжавших из оленьего стада в поселки за припасами. Такая картина могла наблюдаться летом. Зимой поселок замирал в дремоте, везде было тихо, поскольку собаки были на промысле в тайге.

Усадьбы эвенков в Иркутской области (поселки Накано, Ерема, Ербогачен, Ика) и на востоке Красноярского края (поселки Чемдальск, Ванавара, Стрелка-чуня) выглядели практически так же, как у соседей: поблизости от своих бревенчатых домов они устраивали привычные чумы. В домах жили зимой, а в чумах в теплое летнее время. Однако в отличие от всех остальных малочисленных народностей Восточной Сибири, эвенки делали свои чумы стационарными, а не кочевыми, из толстых жердей и покрывали платами лиственничной коры. Снаружи чум обкладывали толстыми жердями и обвязывали веревками, таким образом, кора прижималась плотнее. Вверху чум имел обычное отверстие для выхода дыма.

Эпоха чумов идет на убыль с середины 1960-х гг., когда страна готовилась к празднованию 50-летней годовщины Октября. Но у тофов Иркутской области этот процесс затянулся чуть ли не на 10 лет. Только в 1975 г., когда отмечали 50-летие установление советской власти в Тофаларии, все чумы из тофаларских усадеб убрали.

После этого поселки утратили свой национальный колорит, а старики получили дополнительный повод для негодования, т.к. лишились привычного для себя жилища.

Внутреннее устройство чумов до последнего было традиционным. На месте очага выкапывалась ямка и засыпалась речным крупным песком, чтобы семья могла выпекать привычные лепешки. Котелок висел на цепочке, которая в другое время обматывалась вокруг центральной опорной жерди. Постель устраивали на кровати или колотых плахах. Сидели на низеньких самодельных табуретках. Утварь по старинному обычаю продолжали хранить в сумах и мешках в чуме.

К середине 1960-х гг. из интернатов, привыкшие к городскому образу жизни, после учебы возвращались дети эвенков, долган, тофаларов и обстраиваться по типу русских. Традиция жизни в чумах стала отмирать.

Большой дефицит кирпича, который наблюдался в Нижнеудинском и Катаганском районах Иркутской области из-за трудностей доставки, привел к тому, что в домах не было русских крестьянских печей, а ставились обычные плиты с обогревательным щитом. В некоторых домах не было даже их - вместо этого ставили печи-буржуйки с жестяной трубой, выходящей наружу через потолок крыши.

Из мебели были известны деревянные столы, табуретки, железные кровати с панцирной сеткой. В качестве постели коренной этнос предпочитал пользоваться шкурами медведей, кабанов, меховыми одеялами и подушками, набитыми шерстью кабарги.

Местами такое внутреннее убранство дома сохранялось до 1990-х годов. В том числе, была распространена традиция самостоятельного изготовления мебели: платяных и кухонных шкафов, различных сундуков для хранения праздничной одежды и пушнины, боеприпасов. В таких домах был минимум перегородок, поскольку кеты, тофы и эвенки, в меньшей степени нганасаны, предпочитали однокамерное жилье - в этом сказывалась их привычка к жизни в чуме.

Но рост благосостояния привел коренной этнос к привычке покупать фабричную мебель. Популярностью пользовались комоды, шифоньеры, столы и стулья, кресла, трюмо. На окнах появились занавески. Изменилась и мода таежных народов.

Еще в дореволюционный период национальная одежда коренного этноса интенсивно вытесняется покупной. С переходом на оседлость одежда, особенно у тофов и кетов, приобретает общесоветский облик. Женщины начали приобретать швейные машинки и шить одежду для себя и членов своих семей по новым фасонам, чаще использовать покупные ткани.

Многие оседлые представители малых народов любили надеть русские шубы, валенки, пальто и телогрейки на вате. Летом носили куртки, пиджаки, сапоги и ботинки.

Среди женщин популярностью пользовались русские цветные шали, полушалки с кистенями. Детскую одежду стремились покупать. Тофалары перестали пришивать к детской одежде различные талисманы-обереги. Это сохранялось вплоть до того момента, когда в 1975 г. реабилитировали шаманство.

К 1990-ым гг. традиционная одежда практически вышла из употребления. По данным социологического опроса, традиционная одежда имелась только у 6,2% населения долган и нганасан.

Единственное, что продолжали шить - ночники - оленьи мягкие унты. Иногда, очень редко, шили меховые рукавицы, в исключительных случаях унты из камуса. Причина такой мнимой нелюбви к национальной одежде в том, что для меховой одежды нужна хорошо выделанная шкура, которой в нужном количестве никто не имел: ее просто сдавали государству. Рвение по части сдачи шкур объясняется интересом коренного населения к деньгам, на которые можно было купить, что хочется - в первую очередь, спиртное...

Шкуры оставляли, что называется, про запас, на самый крайний случай, чтобы сшить мужскую зимнюю одежду. Носили ее только во время таежного промысла. А старые вещи за непригодностью сдавали в музей. Так на свет появился музей краеведа-любителя Пугачева.

На кухне хозяйки начали использовать городскую оцинкованную посуду. Хранили такую посуду в шкафах и столешницах. Такие изменения произошли на рубеже 1970 - 1980-х гг.

Запасы продуктов и различные вещи хранились в пристроенных кладовках или реже в подпольях. Эвенки, нганасаны, долганы воду набирали из рек, а тофы Иркутской области - из колодцев с журавлями и носили, используя коромысла.

Практику использования традиционной утвари, орудий труда и занятия промыслами сохранили только кеты. Они до сих пор пользуются инструментами для обработки шкур, камусными лыжами, изделиями из бересты. Подобного рода предметы имели в своем обиходе до 50% семей. Чаще такая практика встречается в одно-национальных семьях (60%), чем в смешанных (30%). Среди одно-национальных семьях они бытуют там, где имеется мужчина (70%), в семьях, возглавляемых женщинами, такая традиция встречается в два раза реже (33%). Это обстоятельство неслучайно: оно характеризует разницу в занятиях промыслами у мужчин и женщин.

Артур Скальский

© Агентство "Сибирские новости"

ИсторияИркутск

3593

15.03.2009, 13:46

URL: https://www.babr24.news/irk/?ADE=51674

Bytes: 7265 / 7204

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- Джем
- ВКонтакте
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
irkbabr24@gmail.com

Другие статьи в рубрике "История" (Иркутск)

22 мая — Никола Вешний, Никола Травный

22 мая (9 мая по старому стилю) православная церковь вспоминает перенесение мощей святого Николая Чудотворца из Мир Ликийских в город Бари (Италия) в 1087 году.

Эля Берковская

ИсторияРелигияКультураМир

2515

22.05.2025

Танковые колонны иркутян. К юбилею Великой Победы!

Великая Отечественная война стала одним из самых трагических и героических периодов в истории бывших стран Советского Союза. В это время каждый город, каждая область страны внесли свой вклад в борьбу с фашизмом. Иркутск не стал исключением.

Лилия Войнич

ИсторияИркутск

7578

09.05.2025

Юрий Вешний — день памяти святого Георгия Победоносца

На 6 мая (23 апреля по старому стилю) приходится день памяти великомученика Георгия Победоносца — одного из самых почитаемых в мире раннехристианских святых.

Эля Берковская

ИсторияРелигияКультураМир

7478

06.05.2025

Радуница — радостный Родительский день

Радуница или Радоница (иногда называемая ещё Пасхой мёртвых или Проводами) — это особый восточнославянский праздник, посвящённый умершим.

Эля Берковская

ИсторияКультураРелигияМир

3622

29.04.2025

Пасха — Светлое Христово Воскресенье

Пасха для всех христиан – важнейшее событие каждого года, «праздников праздник и торжество из торжеств». Пасху отмечают в честь Воскресения Иисуса Христа, а это — основа всего христианского вероучения.

Эля Берковская

ИсторияРелигияКультураМир

4901

20.04.2025

Великий и Чистый — традиции Страстного четверга

Предшествующая Пасхе неделя именуется у христиан Страстной седмицей, а все дни этой недели носят название «Великих». В это время вспоминают последние дни Спасителя на земле: Тайную вечерю, предательство Иуды, суд, распятие и погребение Иисуса Христа.

Эля Берковская

ИсторияКультураРелигияМир

4184

17.04.2025

Вербные дни — Лазарева суббота и Вербное воскресенье

Шестая (предпоследняя) неделя Великого поста у славян с древнейших времён называется Вербной, а особенно выделяются на ней два последних дня – Лазарева суббота и Вербное воскресенье.

Эля Берковская

ИсторияРелигияСобытияМир

2158

12.04.2025

11 марта: Как родилась бумага

Датой рождения бумаги считается 11 марта 105 год н.э. Откуда взялась эта дата? С давних времен человечество научилось фиксировать свои мысли, идеи и истории с помощью условных символов и рисунков. При этом в качестве «карандаша» и «бумаги» использовали то, что было под рукой.

Эля Берковская

ИсторияМир

4285

11.03.2025

Не такая уж и Грязнулька! Итоги Викторины Бабра об истории реки Ушаковки

Ушаковка для иркутян давно стала именем нарицательным. Мелкая и грязная речка, протекающая в черте города, с захламленными и пыльными берегами и слабым мелководным руслом, – такой ее помнят и представляют большинство жителей областной столицы.

Лилия Войнич

ИсторияИркутск

9923

08.10.2024

Телеграм Иркутска за неделю: сгоревший острог, стрельба в Усолье и борющийся Серебренников

Бабр представляет еженедельную подборку главных событий Иркутской области по версии телеграм-каналов с 16 по 22 сентября включительно. Потерянная история В Железногорске-Илимском произошел крупный пожар, уничтоживший уникальный культурный объект – точную копию башни Илимского острога.

Глеб Севостьянов

ИсторияОбразованиеПолитикаИркутск

37187

23.09.2024

Вместе со всем народом ты ковала Победу, Сибирь

Иркутск и иркутяне в годы Великой Отечественной войны. Начало войны По данным Всесоюзной переписи 1939 года, в Иркутской области проживало свыше 1,2 миллиона человек, из них более 240 тысяч человек в городе Иркутске.

Лилия Войнич

ИсторияИркутск

15600

09.05.2024

Глазковский некрополь: нерожденное дитя иркутской мэрии

Сколько их, невыполненных обещаний от мэрии, таится в глубинах памяти жителей Иркутска! Малые и великие идеи гордо озвучиваются властями в период выборов и приезда высоких гостей из Москвы, но привычно забываются, как только дело доходит до реальной работы.

Глеб Севостьянов

ИсторияКультураПолитикаИркутск

59046

30.11.2023

Лица Сибири

Попов Александр

Бычков Игорь

Алтарева Валерия

Шутенков Игорь

Гусенкова Евгения

Кулиш Александр

Маркидонова Екатерина

Кибанов Михаил

Иванов Вячеслав

Балабанов Александр