Алексей Макаркин

© Ежедневный журнал

ПолитикаМир

5882

07.05.2007, 13:59

Николя Саркози – новый президент Франции

Новый президент Франции Николя Саркози – одна из самых спорных политических фигур в своей стране.

Одни считают его человеком, способным модернизировать Францию, которая опасно отстает от многих партнеров по ЕС – с 35-часовой рабочей неделей, введенной при правительстве социалистов, раздутым госаппаратом, архаичной пенсионной системой, гипертрофированным влиянием профсоюзов и прочими факторами, которые тормозят развитие экономики. Другие полагают, что его приход к власти расколет страну, а сам Саркози мало отличается от праворадикальных сторонников Жан-Мари Ле Пена из Национального фронта.

Не случайно, что Сеголен Руаяль так характеризовала на финише избирательной кампании своего оппонента: он «лжет, ведет себя высокомерно и вызывающе, несет угрозу гражданскому миру в стране, грозит вспышкой насилия и жестокости, играет на самых низменных человеческих чувствах, разжигает у французов чувство страха и реванша». Подобные резкости в отношении лидера одной из респектабельных политических сил вышли из обращения в современной Европе, и их трудно отнести только на счет остроты соперничества.

Действительно, Саркози - жесткий и иногда (но только иногда!) неполиткорректный политик. Он может назвать криминализированных социальных маргиналов канальями, а не вздыхать по поводу их жизненной неустроенности – и высказать то, что весь французский средний класс думает, но не решается сказать. Он стоит за отказ от многочисленных компромиссов с мощными иммигрантскими кланами – но этого же хотят и многие французы, пережившие парижские погромы, устроенные теми же иммигрантами, и которые жаждут эффективной защиты своей жизни и собственности. Не случайно то, что, опасаясь победы правоцентристского кандидата, иммигрантский криминал угрожал насилием в случае, если Саркози станет президентом. Но здоровое общество тем и отличается от больного, что не поддается на шантаж.

Да, Саркози выступает за ужесточение социальной политики – но ведь и значительная часть его сограждан понимает необходимость модернизационных реформ, способных «взбодрить» застоявшееся общество. Но Саркози не похож на догматика – он в первую очередь политик, а, следовательно, готов к «непрямым действиям» и маневрам, когда они диктуются политическими соображениями. Так, когда де Вильпен инициировал непопулярную реформу с положением о контракте первого найма, то Саркози, просчитав ситуацию на несколько ходов вперед, резко дистанцировался от действий своего потенциального конкурента в борьбе за президентское кресло. В результате рейтинг де Вильпена рухнул, а Саркози остался единственным кандидатом в президенты от голлистов.

Саркози иногда считают «чужаком» для французской политической элиты – по отцу он венгр. Но на самом деле в современном мире это имеет куда меньшее значение, чем сто или даже пятьдесят лет назад. Главное, что он родился не просто в Париже, а в его весьма респектабельном 17-м округе. Уже его отец, аристократ, бежавший из Венгрии от советских войск, смог принять «правила игры» своей новой родины. Его мать происходит из еврейской семьи, но Саркози с детства воспитывался в католической традиции (еще его дед, женясь на бабушке-француженке, взял себе христианское имя). В глазах большей части французского общества он не меньший француз, чем Жак Ширак; сравнивать Саркози с алжирскими эмигрантами явно некорректно.

Обращают внимание на то, что Саркози не заканчивал привилегированную Национальную школу администрации, знаменитую ЭНА, из которой вышли «энархи» - многие известные политики и высокопоставленные чиновники, в том числе Ширак и нынешний премьер Доминик де Вильпен. Однако на этом основании его не стоит считать каким-нибудь «парвеню». Из четырех ведущих кандидатов на пост президента на нынешних выборах был только один «энарх» - защитница народных интересов Руаяль, а занявший третье место Франсуа Байру вообще предлагал закрыть ЭНА, пытаясь повысить свою популярность среди избирателей. Что же до Саркози, то он получил весьма престижное образование: закончил два элитных вуза - юридический факультет в Нантере и Институт политических исследований.

Саркози – ветеран голлистского политического движения, вступивший в партию Жака Ширака в возрасте 19 лет и сделавший в ней блестящую карьеру. В возрасте 22 лет он стал членом муниципального совета, в 28 лет – мэром, в 33 года – депутатом, в 38 лет впервые стал министром. Его единственный «прокол» - политическая ставка на премьера Эдуара Балладюра, который в 1995 году был конкурентом Жака Ширака в борьбе за пост президента Франции. Победивший Ширак удалил Саркози из состава правительства, но авторитет бывшего министра был столь высок, что уже вскоре он стал генеральным секретарем голлистской партии – после некоторой заминки его политическая карьера продолжилась. Затем последовало возвращение в состав кабинета министров, причем на ключевые посты – министра внутренних дел, министра экономики, финансов и промышленности. В новый состав правительства Франции при Саркози, скорее всего, войдут признанные французские нотабли. Среди них экс-министр образования и собеса Франсуа Фийон (его имя связано с непопулярными реформами в социальной сфере, которые пытались проводить предыдущие правительства) и бывший еврокомиссар и глава МИДа Мишель Барнье, известный также как один из организаторов зимней Олимпиады в Альбервилле 1992 года.

Саркози – свой человек для французского избранного общества. Начинал свою карьеру мэром буржуазного парижского пригорода Нейи-сюр-Сен и оставался им около двух десятков лет. Состоит в парижской адвокатской коллегии вместе с самыми знаменитыми «мэтрами». Дружит с Кристианом Клавье, а Жан Рено в прошлом году пригласил его свидетелем на свое бракосочетание. Еще один его давний знакомый – крупнейший французский строительный магнат Мартен Буиг. В 80-е годы у Саркози был роман с Клод Ширак – дочерью и главным политтехнологом нынешнего президента, но он быстро закончился, сделав врагом Николя не саму Клод, а ее мать Бернадетт. Однако политика любит преподносить сюрпризы – на финише нынешней избирательной кампании Бернадетт Ширак была вынуждена публично поддержать кандидатуру Саркози, дабы продемонстрировать консолидацию сил в голлистском лагере.

Личная жизнь Саркози – предмет интереса бульварной прессы. Женитьба, развод, увод своей второй жены от мужа, роман его нынешней супруги, чуть было не ставший причиной нового развода – даже часть этих приключений сделала бы его фигурой, неприемлемой для пуритански настроенных американских избирателей, но не для куда более терпимых в этом отношении французов.

Существует еще один стереотип – что Саркози является проамерикански настроенным политиком. Представляется, что это не совсем так, хотя эпатировать Белый дом, как это делал Ширак, он, конечно, не будет. Но голлистская традиция предусматривает определенную дистанцию от США (на разных исторических этапах она может быть большей или меньшей), и новый президент не сможет не учитывать этот фактор.

Отличительная особенность Саркози – способность брать на себя ответственность - нечастая для современных европейских политиков. Так он поступил во время иммигрантских бунтов, которые и стали для него во многом «моментом истины». В связи с этим интересен еще один аспект. Многие французские политики не чужды писательских интересов. Де Вильпен, например, автор фундаментальной работы о «Ста днях» противостоявшего всей Европе Бонапарта. Саркози написал биографию Жоржа Манделя, выходца из еврейской семьи, соратника одного из «творцов победы» в Первой мировой войне Жоржа Клемансо, убежденного французского патриота и антифашиста, одного из очень немногих правых политиков, протестовавших против мюнхенского соглашения 1938 года, а спустя два года призывавших к сопротивлению оккупантам. Накануне освобождения Парижа от немецких войск в 1944 году его убили предатели-вишисты. В отличие от большей части французской элиты своего времени, Мандель был готов не только говорить правильные слова, но и когда надо идти против течения. Многие современники считали его слишком жестким политиком, потомки включили в символический пантеон национальных героев. Представляется, что именно Мандель является политическим ориентиром для нового главы Франции, избрание которого дает его стране шанс на модернизацию.

Автор - заместитель генерального директора Центра политических технологий

Алексей Макаркин

© Ежедневный журнал

ПолитикаМир

5882

07.05.2007, 13:59

URL: https://www.babr24.news/?ADE=37644

Bytes: 8318 / 8311

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Политика"

Битва за «Байкальскую гавань»: война элит за власть и миллиарды в Прибайкальском районе

24 октября глава Прибайкальского района Бурятии Николай Коновалов уведомил председателя райсовета Евгения Родионова, что он должен освободить кабинет № 11 в здании администрации до 30 октября.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыБурятия

6081

08.11.2025

Худшие главы Красноярского края: рейтинг Бабра за октябрь

Бабр представляет вниманию читателей антирейтинг глав муниципальных районов и городских округов Красноярского края. 3.

Александр Тубин

ПолитикаСкандалыКрасноярск

5419

07.11.2025

Игра ва-банк Нижнеудинска и Байкальска: дошли до Кремля

В Иркутской области продолжает готовиться реформа местного самоуправления. В течение пяти лет в регионе планируют упразднить самый близкий к людям уровень власти — глав поселений и поселковые думы. Они не будут переизбираться по окончании своих полномочий, а их функции перейдут на уровень выше.

Лилия Войнич

ПолитикаСкандалыОбществоИркутск

12417

07.11.2025

Льготная кабала: как «Дальневосточная ипотека» загнала жителей Бурятии в жилищный тупик

Житель Бурятии с ипотекой отдаёт банку 59% своей средней зарплаты. Об этом сообщает официальный рейтинг «РИА Новости». Расчёты строятся на хитрых показателях средней зарплаты, которая имеет мало общего с доходами большинства.

Виктор Кулагин

ПолитикаНедвижимостьБурятия

5686

06.11.2025

Инсайд. «Сердце Хакасии» забарахлило

Закономерно поплохело и национальному лидеру этой территории, 68-летнему Абреку Челтыгмашеву. Можно предполагать, что это тот самый случай, когда говорят: «Сколько веревочке не виться».

Кирилл Богданович

ПолитикаСкандалыЭкономика и бизнесХакасия

6049

06.11.2025

Три кресла Натальи Дикусаровой. Кто займет место «серого кардинала»?

Не за горами очередная сессия Законодательного собрания: она намечена на 12 ноября И если в самом заседании областного правительства не предвидится ничего интригующего, то сразу после него регион ждет важное с политической точки зрения событие… 12 ноября 2025 года Наталья Дикусарова покинет кресло ...

Глеб Севостьянов

ПолитикаСобытияИркутск

9509

06.11.2025

Конструктивный дефицит: «Улан-Удэстальмост» остался без заказов и угля

Министр промышленности и торговли Бурятии Денис Гармаев еще 17 июня посещал завод «Улан-Удэстальмост», где с уверенностью говорил об огромном потенциале предприятия, обещал поддержку на федеральном уровне и стабильную загрузку заказами.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесБурятия

6616

06.11.2025

Разменная монета. Зачем в Иркутской области хоронят политический клан

Политический ландшафт Иркутской области готовится к тектоническому сдвигу. На выборах в Госдуму, которые пройдут уже в 2026 году, решается судьба одного из самых устойчивых и конфликтных игроков политического поля Приангарья — строительного клана Красноштановых.

Глеб Севостьянов

ПолитикаИркутск

7273

05.11.2025

Что оставил Бурятии сенатор Наговицын после восьми лет в Совфеде?

22 октября Вячеслав Наговицын завершил восьмилетнюю карьеру сенатора от исполнительной власти Бурятии. Чем конкретно занимался представитель республики в верхней палате парламента и каков сухой остаток его работы для жителей региона?

Виктор Кулагин

ПолитикаБурятия

9431

05.11.2025

Инсайд. Фигуру мэра Фролова «списали» ради создания Большого Иркутска

В политических кругах Прибайкалья стали говорить открыто: создание «Большого Иркутска» — вопрос решенный. По данным инсайдеров, конкретная дата слияния областного центра с самыми лакомыми пригородными территориями уже определена — 2028 год. Процесс запущен, и остановить его невозможно.

Ярослава Грин

ПолитикаИркутск

8237

05.11.2025

Иркутская мэрия тронулась, трамвайные пути остались

В ноябре в Иркутске ждут еще два новых кузова трамвайного вагона КТМ 71-605. Еще два, установленных на старые тележки, курсируют в городе с октября. До того, в 2023 году, так же перелицевали один трамвай, в 2024-м – еще один. Означенный вагон, к слову, считается устаревшим с конца 80-х.

Георгий Булычев

ПолитикаОбществоТранспортИркутск

8208

04.11.2025

Заповедник для своих: почему на Байкале одним можно всё, а другим — ничего

Компания ООО «Уголок Байкала» 22 октября подала иск в Арбитражный суд Бурятии к Республиканскому агентству лесного хозяйства (РАЛХ). Предприниматели требуют признать незаконным приказ ведомства, который заблокировал их проект по созданию рекреационной зоны в Прибайкальском районе.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесТуризмБурятия Байкал

6983

04.11.2025

Лица Сибири

Поблинкова Александра

Ярыгина Надежда

Смирнов (Скиф) Владимир

Котюков Михаил

Хрусталев Евгений

Потанин Владимир

Лабыгин Андрей

Воронов Анатолий

Мацуев Денис

Купцевич Андрей